Заключительной премьерой этого театрального сезона на сцене Театра Наций, в котором великолепно аккумулируется классический и современный репертуар, стал спектакль «Бовари» режиссёра Андрея Прикотенко. 12, 13, 14 июня в Театре Наций состоялась премьера спектакля «Бовари», поставленного по знаменитому французскому роману Гюстава Флобера «Мадам Бовари», который признан одним из шедевров мировой литературы.
Роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» впервые был напечатан в 1856 году и сразу же произвел эффект разорвавшейся бомбы. Все дело в его сюжете и конструкции. Главная героиня романа — Эмма Бовари, молодая жена деревенского врача. Она пытается избежать обыденности и пустоты провинциальной жизни, жаждет идеальной любви, о которой читала в книгах, и растрачивает на свои прихоти состояние супруга. Работая над «Госпожой Бовари», писатель выбрал необычный для своего времени литературный прием — он полностью отказался от оценочных суждений, отдав поступки героев на суд читателей, а сюжетную вульгарность прикрыл изысканными многослойными языковыми конструкциями. На Флобера даже подавали в суд за оскорбление общественной морали, ведь в XIX веке во Франции существовал специальный закон, запрещающий распространять сочинения, «наносящие непоправимый урон общественной или религиозной морали и человеческой нравственности».
У Флобера был очень эрудированный адвокат, и в нелепом уголовном преследовании писателю был вынесен оправдательный вердикт. Как говорил сам Флобер: «Мадам Бовари – это я». И, пожалуй, это относится к каждому человеку, который не хочет и не может подчиняться беспощадным законам социума, а мечтает о счастье и гармонии. По прошествии времени смело можно утверждать, что «Мадам Бовари» Флобера - не только литературное достояние, но и энциклопедия человеческой личности, со страстями, сомнениями и бесконечной борьбой с самим собой.
Режиссер Андрей Прикотенко в поисках сценического воплощения романа подарил сельскому врачу Шарлю Бовари возможность выйти из тени своей супруги Эммы и сократил название спектакля до фамилии — «Бовари».
Таким образом, главным действующим лицом спектакля становится не «французская Анна Каренина», как периодически называют Эмму Бовари, а её скромный, стеснительный муж Шарль.
«В определенной степени это даже закономерно, — говорит Андрей Прикотенко. — Роман Флобера начинается с длительного описания биографии Шарля: детство, школа, медицинский колледж… Эмма появляется только тогда, когда мы думаем, что роман о Шарле. Финал истории тоже принадлежит ему. Более того, финалу предшествует сюжет освобождения Шарля от кружев адовой мещанской пошлости, его символического восхождения. На похоронах Эммы он проклинает всех, весь мир, самого бога и становится чуть ли не античным героем, вступая в противоборство с теми силами, выиграть у которых невозможно».
Спектакль Андрея Прикотенко - отнюдь не классическая трактовка легендарного романа: это оригинальный авторский взгляд, в котором завуалировано множество ярких, непредсказуемых, парадоксальных, а порой противоречивых деталей, которые каждый зритель воспримет сквозь призму своей личности.
Великолепный актёрский состав
В центре действия Шарль Бовари, его слабость и сила, страсти и соблазны, его удивительная способность сопереживать и сострадать. Заслуженный артист России Александр Семчев в образе Шарля Бовари во всей гамме чувств проживает на сцене непростую судьбу своего персонажа, передаёт человеческое страдание, безответную любовь, преданность, нежность, абсолютное доверие, жертвенность и всепрощение. Шарль обожествляет свою жену, для него Эмма - воплощение совершенства, но это лишь плод его воображения. Какая же Эмма на самом деле? О чём она мечтает? К чему стремится?
Эмма в воплощении талантливой молодой актрисы Александры Ревенко красива, высокомерна и немногословна: каждое её появление на сцене озаряет пространство либо яркой вспышкой, либо магнетическим напряжением.
«На всей земле одна!» - вокальная ария героини, во время которой она аккомпанирует себе на контрабасе, передаёт боль от нереализованных надежд, которая угнетает и уничтожает молодую женщину. В ней кипит «вулкан страстей и желаний», который рано или поздно взорвётся, но только Шарль, очарованный придуманным им самим кротким образом любимой супруги, этого не замечает.
Любовники Эммы в трактовке режиссёра остаются в тени главных героев. Родольф (этого персонажа в разных составах воплощают Олег Савцов и Дмитрий Соломыкин) и Леон (Никита Худяков/ Мамиа Патарава) вполне закономерно появились в жизни Эммы, отчаянно пытающейся заполнить пустоту неудовлетворённости: она стремилась найти кого-то, кто заинтересует её больше, чем ненавистный, беззаветно преданный ей муж, которого она презирает.
Мать Шарля (Наталья Щукина/ Ирина Чериченко) - эталон безраздельной материнской любви и заботы, но и у этой любви есть чаша терпения и точка кипения.
Заслуженная артистка России Елена Морозова предстаёт в колоритном образе рассказчика, который в программке спектакля обезличенно указан как «персонаж» - эта таинственная проницательная незнакомка проводит публику по затейливым лабиринтам судеб главных героев. А может быть, эта интригующая дама и есть сама судьба, предопределённая и непостижимая?
Оригинальная сценография и роскошные костюмы
Лауреат премии «Золотая маска», художник-сценограф и художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили создала зеркальное пространство, которое стало самостоятельным действующим лицом, живущим по своим суверенным законам.
Декорации - буквально фотографическая проекция внутреннего мира главных героев, который на сцене беспощадно препарируют. Лаконичное сценическое пространство, в котором встречаются сознательное и бессознательное, здравомыслящее и безумное, напоминает негатив фотографии или рентгеновский снимок: чувства героев ничем не прекрыты и обнажены в своих порывах, подчас возвышенных, а порой - пошлых и примитивных.
Роскошные наряды Эммы произведение искусства. Костюмы напоминают изысканные модели именитых кутюрье. Каждое появление главной героини - модное дефиле, в котором каждый образ продуман до малейших деталей.
В оригинальных, эффектных, элегантных, эксцентричных и эротичных нарядах Эмма пытается «утопить» своё одиночество и нереализованность, но едва ли это возможно: ни одна оболочка не может скрыть содержание.
Кульминационная развязка
В современном мире, вероятно отношения этой супружеской пары назвали бы токсичными или применили бы более редкий термин «женского абьюза»: в гротеского-гиперболизированных персонажах нового спектакля завуалировано множество психологических подтекстов.
Последние минуты жизни Эммы решены неожиданно и очень экспрессивно. Однако, на наш взгляд, кульминационной является финальная сцена, в которой Шарль находит бесконечное множество писем Эммы и узнаёт всё то, что она чувствовала и творила.
Несмотря на всю боль Шарль смог найти в себе силы простить супругу, которая не простила его за то, что он встретился ей на дороге жизни. Именно прощение можно назвать лейтмотивом постановки Андрея Притуленко: основная мысль спектакля «Бовари» не безответная и беззаветная любовь или циничное предательство, а способность человека понять и простить. Всем, кто забыл о том, что лишь прощение - спасение, точно есть чему поучиться у странного, но такого великодушного Шарля Бовари...
Премьеру спектакля "Бовари" посетила Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Наций