«Профессий много, но Прекрасней всех – Кино!Кто в этот мир попал - Навеки счастлив стал….»Эти строки песни из известного мультфильма любимы всеми, но особенно ценны, близки и дороги они тем, кто так или иначе причастен к великому и прекрасному, одному из лучших искусств на земле – Кинематографу! 27 августа по всей стране с размахом отметили День Российского кино! Ни для кого не секрет, что 2016 год объявлен в нашей стране – Годом Российского кино, неудивительно, что этот праздничный день приобрел особенный масштаб и общегосударственное значение. С раннего утра и до поздней ночи в крупных и мелких городах нашей необъятной Родины прошло множество торжественный мероприятий, приуроченных к Дню Российского кино!
Апогеем праздника, безусловно, стали Москва и Санкт-Петербург, ведь именно здесь аккумулируется огромная доля не только творческих людей всех сфер и областей, но и киностудий, съёмочных павильонов, локаций, декораций и прочей профессиональной атрибутики.
В одном из главных киноцентров страны – кинотеатре «Октябрь» в рамках проекта «КАРО.Арт» состоялась увлекательная лекция одного из самых успешных продюсеров - Александра Роднянского и неординарного режиссера Алексея Мизгирева. Модератором лекции выступил куратор курса «Современное кино и дистрибуция» Московской школы кино Всеволод Коршунов. Все желающие имели возможность задать вопросы.
Александр Роднянский — продюсер, медиа-менеджер, режиссер, с июня 2016 года член Американской киноакадемии кинематографических искусств и наук (известной во всем мире прежде всего своей кинопремией «Оскар»). Среди жанровых картин, спродюсированных Роднянским, — лидеры российского кинопроката: картины «9 рота» и «Обитаемый остров» режиссера Федора Бондарчука; «Питер FM» Оксаны Бычковой и «Жара» Резо Гигинеишвили; международные проекты «Облачный атлас» Энди и Ланы Вачовски и Тома Тыквера, «Тайна перевала Дятлова» режиссера Ренни Харлина, а также «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» Роберта Родригеса. В 2013 году продюсерский проект Роднянского, «Сталинград» Федора Бондарчука, стал самым кассовым фильмом в современной истории российской киноиндустрии и заработал в мировом прокате 72 млн долл. Среди авторских — «Елена» Андрея Звягинцева, удостоенная Специального приза Жюри конкурсной программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а также «Левиафан», ставший обладателем «Золотого глобуса», приза за «Лучший сценарий» на 67-м Каннском МКФ и номинированный на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Алексей Мизгирев ярко зарекомендовал себя как режиссер в авторском кинематографе. Его первый фильм, «Кремень», получил в 2007 году сразу два приза: за «Лучший дебют» и за «Лучший сценарий» на фестивале «Кинотавр». Следующий фильм, «Бубен, барабан», был отмечен наградой за «Лучшую режиссуру» на международном фестивале в Локарно, а фильм «Конвой» участвовал в основном конкурсе кинофестиваля в Берлине.
В ходе конструктивного насыщенного диалога Роднянский и Мизгирев откровенно поделились личным опытом работы в киноиндустрии в России и за рубежом, рассказали о том, как создавался их совместный проект, самая громкая премьера предстоящей осени, фильм «Дуэлянт», как лучшие режиссеры авторского кинематографа обращаются к кинематографу зрительскому, жанровому, и как эта тенденция добралась к нам из американской киноиндустрии, где из авторского сегмента в большой Голливуд пришли в свое время Кристофер Нолан, Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо и многие другие ставшие массово известными современные режиссеры.
Также в ходе лекции у зрителей была уникальная возможность первыми увидеть некоторые сцены из фильма «Дуэлянт», заглянуть в «святая-святых» - в загадочную и притягательную техническую сторону кинопроизводства.
Александр Ефимович Роднянский:
«Все сто лет развития жанра кинематограф демонстрирует нам насколько кардинально развитие технологий радикально меняло и трансформировало не только технические процессы, но и восприятие.Плёнка была материальным носителем, вы подчас видите это и чувствуете разницу, сейчас всё снимают на цифру, ушла целая эпоха.
На сегодняшний день происходит удивительная вещь – кинематограф категорически изменился и раскололся на две части:
Тот который ориентирован на большой экран и нацелен на аудиторию, которая придёт в кинотеатры.
И кинематограф малого экрана (телевизоры, смартфоны, планшеты).
Большой экран - это прежде всего Аттракцион. Нужен некоторый новый визуальный рукотворный мир. Например, «Аватар» по телевизору теряет содержательность и эмоциональность.
Вся история «Голливуда» - это поиск непроторенных дорожек, попытка прорыва к новым эмоция зрителей. Именно поэтому последнее время мы наблюдаем падение популярнейших франшиз, а «выстреливают» нестандартные картины (например «Выживший», позволяющий пережить человеческую трагедию).
В данном контексте я не говорю –«хороший или плохой» фильм, а говорю –свежие и новые идеи и тенденции.
Наши кинематография жила убеждением последние 15 лет, что есть пространство неординарных талантливых людей - «Авторское кино», и некоторое условное пространство людей, как считается, редко одарённых- жанровое кино.
На сегодняшний день и Голливуд, и мы осознаём , что в большом кинематографе нам недостаточно «аттракциона», нам нужны полноценные характеры с непростыми историями и предложение аудитории эмоциональных переживаний, не просто циркового впечатления, а именного эмоционального!»
Алексей Юрьевич Мизгирев: «Александр Ефимович подробно с точки зрения продюсера рассказал взгляд как должен двигаться кинематограф. Это очень важные и интересные слова, что простой «аттракцион» уже никого не удовлетворяет, все хотят интереса к Человеку вообще, к эмоциям, некой подлинности и достоверности. Как найти это сочетание, чтобы внутри аттракциона родилась эмоция и героев можно было просто Полюбить? Не восхититься, не ужаснуться, а даже полюбить? Эти вещи заставляют и толкают смотреть про «Эмоцию», которая рождается «Здесь и сейчас», а не обозначается формально. Я хочу, чтобы во мне родилось ощущение. Что такое авторское кино? И как его понимать? Это кино, у которого есть лицо автора и такие фильмы были и есть всегда!»
Александр Роднянский:
«Вспоминается фраза Толстого: «Плохие романы заканчиваются свадьбами, а хорошие – ими начинаются…» Вот тоже самое и в кинематографе: Авторское кино разбирается в Людях, а жанровое разбиралось в ситуациях – от комедии до экшна, на сегодняшний день жанровое кино разбирается в людях. Сегодняшний Авторский «аттракцион» интенсивно думает как кинематографу существовать в будущем. Если предположить, что условно 3-5 больших картин провалится, то студия обанкротится.
Сегодняшнее состояние дел, когда обязательный «аттракцион», и каждый год один новый фильм, а остальное –франшизы, это огромный риск. Естественным решением выживания кино-баланс между аттракционом и историей. Рассказать увлекательную Историю, заразив зрителя любовью и ненавистью к его героям, заставить его переживать, плакать, смеяться!...»
Мы частично привели тезисы некоторых глобальных и локальных тем, затронутых в ходы насыщенной лекции. Пересказывать её полное содержание не будем – велась видеозапись, и в ближайшее время в безграничном интернет - пространстве обязательно появится полное видео события, где с интонациями и эмоциями можно будет послушать профессиональную точку зрения на кинематограф Роднянского и Мизгирева и конструктивные ответы на интересные вопросы.
От лица издания World Podium мы снова и снова поздравляем Всех причастных к Искусству кинематографа и всех зрителей, неравнодушных к этому виду искусства, с Днём Российского кино! И хотя, увы, констатация факта, что порой нашему кинематографу не хватает бюджетов и технических эффектов, главное – Душа! Русское кино – разнообразное, чуткое, искренне, трогательное и глубокое, в нашей стране множество Талантливых Актёров и Актрис, Продюсеров, Режиссёров, Операторов и других профессиональных Личностей! Спасибо им за Творчество! Вдохновения и творческого кайфа, интересных проектов и замечательной атмосферы на площадке!
Кинематограф – не просто вид Искусства, это целая Жизнь миллионов Людей! В завершении этого репортажа цитируем строки Юрия Левитанского «Жизнь моя , кинематограф»:
«Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно...
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!..»