Пространство личной свободы: Валерия Ланская в премьере спектакля «Тот самый день»

Новости

Пространство личной свободы: Валерия Ланская в премьере спектакля «Тот самый день»

Пространство личной свободы: Валерия Ланская в премьере спектакля «Тот самый день»

Возможно ли жить в обществе и чувствовать себя свободным? Что такое свобода? Где граница между личным пространством и общественными нормами и стереотипами? Риторические вопросы, на которые у человечества ответов нет.

С самого рождения человек попадает в цепкие и крепкие тиски правил поведения, ценностей и ориентиров, и, как правило, возможности делать выбор у него просто нет. Здесь очень важную роль играет семья, которая может возвысить человека, взрастив в нём уверенность в своих силах, а может навсегда нивелировать его индивидуальность.      

25 и 26 октября на сцене Театра Школа современной пьесы прошла премьера спектакля «Тот самый день» по пьесе знаменитого драматурга Ярославы Пулинович. 

Провокационная, противоречивая, яркая и острая история инсценирована талантливым режиссёром Денисом Азаровым, лауреатом театральных фестивалей, номинантом «Золотой Маски».

В спектакле задействован великолепный ансамбль многогранных артистов «Школы современной пьесы»: Николай Голубев, Ольга Овчинникова, Джульетта Геринг, Алексей Гнилицкий, Максим Евсеев, Александр Сеппиус, Мария Раевская.

Главную роль играет звезда Российских мюзиклов, разноплановая актриса театра и кино Валерия Ланская.

Описание спектакля интригует и удивляет своей откровенностью: «Тот самый день… Это какой? Да тот, в который гарантированно можно зачать ребенка. И если он по всем биологическим часам наступил, то уж тут время терять нельзя. Так решила для себя героиня пьесы, у которой не очень складывается личная жизнь. Ей не так уж и много лет – ну, слегка за 30. Или 35… или под 40… Короче говоря, старуха. Вот и выходит наша героиня на поиски приключений в ночь – с благословения матери. Комедия? Безусловно. Но разве мало на свете милых, красивых, обаятельных женщин, которым надоело жить в полной свободе и независимости? И так захотелось иметь семью, что уже и не до смеха…»

Как часто мы, стремясь к достижению тех или иных целей, навязанных обществом, душим свои желания и порывы, уникальные особенности?! Словно бежим по замкнутому кругу, с которого порой невозможно спрыгнуть, остановиться, подумать о том, что мы хотим, что нам близко, а что чуждо.

Денис Азаров, режиссёр: «Это пьеса о том, что молодую женщину мама заставляет родить ребенка, и она идет в одну ночь, ту самую ночь, по клубам и пытается найти мужчину, который бы стал отцом ее ребенка. Сюжет, в сущности, абсурдистский. Мы делаем жесткую историю, без вертикалей, это бытовая бытовуха, в которой рассказывается о том, что мужчины сегодня пассивны. Пьеса будет решена через главную героиню Марию, которая существует в контексте, где ей все говорят, что нужно делать. Это очень важно. Вот эта 37-летняя женщина, ей в принципе все равно, когда ей говорят: „А ты за кого голосуешь, за Навального или за Путина?“. И она не знает, как на это ответить. „Надо работать, надо рожать детей“, — ей постоянно навязывают стиль жизни, поэтому у нас появляется ток-шоу, в котором ей тоже все время внушают какие-то мысли. Художник спектакля — Николай Симонов, и мы с ним делаем пространство, которое будет выходить в зал. Звуковым оформлением занимается Филипп Карецос, и мы создаем подробную звуковую и шумовую среду. Главную героиню играет Валерия Ланская, специально приглашенная на эту роль в театр. Мы пытаемся найти такого персонажа, который в сегодняшнем информационном потоке живет по-своему и пытается быть самим собой, но мир ему этого не дает».

«Тот самый день» в какой-то степени можно назвать манифестом свободы человека.  Игра контрастов, гротеск, гипербола и сатира, из которых соткан «Тот самый день», наталкивает зрителей на множество полярных мыслей.

На небольшом пространстве сцены, согласно фантазии незаурядного художника Николая Симонова, разместилось сразу несколько ключевых локаций.

Квартира героини, со старомодным небогатым интерьером, кухня, комната с телевизором, на котором героиня, искусствовед по профессии, хочет смотреть высокое искусство, а её мама – примитивные ток-шоу, разрушающие личность; два ночных клуба с барной стойкой, сценой и другими пространствами аналогичных «злачных» мест.

Концептуальный рисунок спектакля и камерная атмосфера сцены «Эрмитаж» позволяет зрителям почувствовать себя не просто наблюдателем, а участником событий. Световая партитура Ивана Виноградова усиливает экспрессию. Музыкально оформление и костюмы художника Анны Хрусталевой придают персонажам колоритные черты.

Поскольку история решена через Героиню, зрители следуют по её пути, словно невидимые свидетели. Чем дальше развиваются события, тем больше нарастает градус хаоса и абсурда и тем отчётливее, жёстче проглядывает суровая реальность бытия, с нотками беспросветности и иллюзорности. Это поражает, обескураживает и обезоруживает.

Персонажи настолько колоритны, объёмны и узнаваемы, что в какой-то момент грань между пространствами сцены и зрительного зала полностью стирается.

Деспотичная мать, слышащая только себя и полностью подчинённая веяниям социума, ещё более жестокая и бескомпромиссная знакомая матери, морально «забившая» и сломившая единственного сына; среднестатистическая проститутка с «высокими моральными нормами» и человеческим сочувствием, помешанный на религии и буквально одержимый чиновник, замороченный на политике аналитик, сентиментальная парочка «голубков» и ярые борцы с меньшинствами, готовые маневренно пересмотреть свои убеждения за раритетный альбом, гопники, оказывающиеся интеллигентами, владеющими французским…

Куда деться вполне адекватной Героине из этого мира? Мира, в котором страшно жить, боязно рожать детей и нет никакой уверенности не только в завтрашнем,но и в сегодняшнем дне? В мире, где в почёте заурядность и банальность, а индивидуальность душится и пресекается, не успев расправить крылья? Как остаться человеком в бесконечном потоке информации, не потерять самого себя?!

Конечно, если сделать пальцы крестиком за спиной, может и можно давать любые клятвы, обещания, лгать и фальшивить, но не факт, что потом не последует последствий.

Символично, что фотография на программке спектакля – руки со скрещенными пальцами, как знак того, что все вокруг врут и лицемерят.

Расхожая фраза о том, что лучше быть одному, чем вместе с кем-попало, трактуется по-разному и многими воспринимается практически оскорблением. Не всем дано понять, что в данном контексте под понятием «кто попало» зашифрован чужой, нелюбимый и абсолютно неродной человек. Всё же люди не кролики и не другие породы животных, которым непринципиально где и с кем удовлетворять свои инстинкты, люди хотят любить и чувствовать.  

Валерия Ланская играет свою героиню на разрыв, воплощая огромную гамму эмоций. Для успешной в личной и профессиональной жизни актрисы, эта роль –преодоление и сопротивление,  протест против примитива, пошлости и банальности, смелый и очень сильный вызов самой себе, с которым Валерия справляется блестяще.

После премьеры актриса поделилась эмоциями в своём Инстаграм (офография и пунктуация автора сохранены):

«Ну вот и состоялась премьера спектакля, которого я так ждала! Я несколько лет искала театр, пьесу, роль, режиссера, время… и чтобы все совпало! И вот! Совпало! Все пазлы сошлись воедино и получился спектакль! ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ! Для меня это большое событие! Большая и интереснейшая работа! Открытие новой себя! И я надеюсь, что шаг вперёд! Хочу сказать огромное спасибо Иосифу Леонидовичу Райхельгаузу за предложение отправится в это интереснейшее путешествие! Благодаря этому спектаклю я стала частью труппы театра. И огромное спасибо режиссеру спектакля Денису Азарову! Это был очень крутой период, путь совместной работы, поиска, сотворчества! Как же здорово, когда на одной волне! Конечно, спасибо партнерам! Вы прекрасные, талантливые артисты! Впереди много интересного нас ждёт! Спасибо, что приняли меня в свой коллектив! Спасибо нашей невероятной Эльвире Тедеевой, наш талисман и наша совесть!)))) И ещё у нас потрясающий художник! ПОТРЯСАЮЩИЙ Николай Симонов создал целый мир на нашей сцене! И художник по костюмам Анна Хрусталёва помогла нам сделать характеры героев узнаваемыми!»

Следует отметить, что в спектакле присутствует ненормативная лексика, но в данном контексте она оправдана:  это не эпатаж, а суровая, подчас беспросветная, правда жизни.

Драматург Ярослава Пулинович до «Того самого дня» никогда не писала комедий, и как она признается, для нее эта пьеса - эксперимент: «Писала я её в Америке, будучи резиденткой Айовского университета. Через какое-то время у меня возникло чувство, что я как бы отдалилась и посмотрела на себя саму и на нашу страну со стороны. И мне стало, с одной стороны, грустно, а с другой — гомерически смешно. Я вдруг поняла, как мы выглядим в глазах людей, которые не живут в нашей стране, и это такой сюр и абсурд, что никакой реакции, кроме смеха, быть не может».

Хотя драматург определила жанр постановки как комедия, на наш взгляд,  это очень глубокая, пронзительная, хлёсткая социальная драма.

Смех сквозь слёзы, жёсткий, бескомпромиссный, циничный, гомерический хохот, который противопоставляется понятиям Свобода, личное пространство, зона комфорта и фатальное одиночество.

Там, где правит зона отчуждения и равнодушия, нет места для полёта души и фантазии. Или всё-таки есть? Не зря ведь в старой доброй песне поётся: «Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять». А желание жить и любить в человеке, хочется надеяться, неискоренимо!

В следующий раз «Тот самый день» наступит 10 и 22 ноября.

 

«Тот самый день» в «Школе современной пьесы» проводила

Корреспондент:  Бурулёва Юлия

Фото предоставлены пресс-службой, фотограф - Аристова Анет.

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь