«Наш хор был счастлив тем, что именно нам Георгий Васильевич доверил первое исполнение «Пушкинского венка». Время совместных репетиций – время горячих споров, поисков, удач и огорчений – мы вспоминаем с огромной радостью, радостью подлинно творческой жизни коллектива», - писал Владимир Николаевич Минин в книге «Соло для дирижера».
9 февраля в зале Шнитке Московского международного дома музыки прошел третий концерт абонемента Московского государственного академического камерного хора. В программе - «Реквием» Альфреда Шнитке и «Пушкинский венок» Георгия Свиридова. Дирижер - Тимофей Гольберг.
Реквием — рубежное и, одновременно, одно из самых концептуальных сочинений Альфреда Шнитке. Замысел родился во время работы над Фортепианным квинтетом. Изначально одна из частей этого сочинения представляла собой инструментальный реквием в миниатюре. Вскоре Шнитке получил заказ от Государственного академического театра имени Моссовета на музыку к спектаклю «Дон Карлос» (по трагедии Фридриха Шиллера); основой саундтрека должен был стать Реквием. Но сочинение переросло заданные рамки. Реквием завершен в 1975 году, премьера прошла в 1977 году в Будапеште (Венгрия), а на родине Шнитке, в СССР, произведение долгое время «гуляло» в магнитофонных записях, и восторженные отклики передавались буквально из уст в уста.
Важнейшая особенность Реквиема — в смелом соединении стилей (от барокко до авангарда), «высокого» и «низкого», Зримое воплощение контрастов — состав исполнителей: наряду с традиционными для духовной музыки хором и органом участвуют фортепиано, челеста, ансамбль ударных и духовых, электрогитара и бас-гитара. Реквием — одновременно одно из высших выражений полистилистики (принцип, сформулированный композитором, означает, что материалом для творца становятся буквально все звуки нашего мира) и так называемой «новой простоты».
«В Реквиеме Шнитке многочисленные музыкальные аллюзии, контрастные стили спаяны в единую философскую и музыкальную концепцию. В этой концепции барокко — образ идеального, но утраченного мира, диссонансы — хаос мира сегодняшнего. Реквием — музыка без начала и без конца: как известно, последний номер нота в ноту повторяет первый. Это как у Блока: “Умрешь — начнешь опять сначала, /И повторится все, как встарь…”. Это не только бесконечное, но и вечное сочинение. Оно как бы рождается, зреет внутри тебя, — но оно и опустошает, вычерпывает твой духовный сосуд до дна…», - говорит Художественный руководитель Хора Минина Тимофей Гольберг.
В программу также вошло сочинение, написанное в 1979 году именно для Московского камерного хора и его основателя и первого художественного руководителя Владимира Минина, - "Пушкинский венок" Георгия Свиридова.
В концерте приняли участие: Маргарита Петухова (сопрано), Маргарита Ожерельева (сопрано), Алена Шабалина (меццо-сопрано), Светлана Лухманова (меццо-сопрано), Николай Шарапов (бас), Юлия Любимова (сопрано), Татьяна Никитюк (меццо-сопрано), Ольга Федорищенко (сопрано), Евгения Сорокина (сопрано). Ансамбль ударных в составе: Александр Суворов, Илья Мелихов, Кирилл Лукьяненко, Виталий Мартьянов; Татьяна Емельянова (арфа), Елена Ильина (фортепиано).
Солисты второго отделения: Маргарита Сайгина (меццо-сопрано), Юлия Золотарева (сопрано), Евгения Сорокина (сопрано), Маргарита Петухова (сопрано), Светлана Лухманова (меццо-сопрано), Олег Куликов (тенор), Мария Мерцева (сопрано), Татьяна Никитюк (меццо-сопрано). Инструментальный ансамбль в составе:Александр Суворов, Илья Мелихов, Кирилл Лукьяненко, Виталий Мартьянов (все — ударные), Константин Григорьев (труба), Иван Ирхин (тромбон), Алексей Заволокин (электрогитара), Сергей Сокулер (бас-гитара), Марианна Высоцкая (орган), Ольга Федорищенко (челеста), Елена Ильина (фортепиано).
Многоминутные овации заполненного зала после завершения концерта – яркое подтверждение профессионализма музыкантов и солистов.
Наталья Логинова.
Фото – пресс-служба Хора Минина