Раскалывая слабых. Рецензия на фильм «ХРУСТАЛЬ»

Новости

Раскалывая слабых. Рецензия на фильм «ХРУСТАЛЬ»

Раскалывая слабых. Рецензия на фильм «ХРУСТАЛЬ»

Одно дело говорить о том, как сильно различаются культура и народы постсоветских стран с тем самым американским образом жизни, а совсем другое — действительно знать изнутри обе стороны. Режиссёр Дарья Жук, родившаяся в Минске и прожившая в Белоруссии значительную часть жизни, а после уехавшая в Америку на пять лет учиться в киношколу, на личном опыте смогла ощутить кардинальное различие двух наций, их менталитеты и взгляды, что и смогла передать в своём режиссёрском дебюте, с которым она, об этом можно говорить с полной уверенностью, справилась.

«Хрусталь» — это кино, наполненное личными переживаниями режиссёра, его мыслями и воспоминаниями. Картина передаёт один большой привет в прошлое, прямиком в 90-ые, во времена, когда трава и одежда, может быть, и были светлее и красочнее, но постсоветская душа после развала союза уже давала о себе знать. Не стоит забывать, что училась Жук по американским стандартам, от чего и фильм её получился очень американизированным, благодаря чему техническая часть проекта на высоте, однако, фильм с советской, родной душой, всё ещё помнящей те самые лихие 90-е, фундаментально закрепившиеся в нашей культуре и из некоторых регионов никуда ещё не ушедшие.

Молодая и творческая девушка Эвелина Сорока (Алина Насибуллина) из Минска, подрабатывающая ди-джеем в ночном клубе, окончившая юридический институт, живёт лишь одной мечтой — уехать в Америку, в Чикаго, в родной город, как она сама говорит, хаус-музыки. Однако, визу просто так не выдают, особенно молодым людям, работающим в ночных клубах. Остаётся только один вариант — подделать справку для получения той самой визы, но из-за небольшой ошибки, девушка попадает в большую семью маленького городка Хрустальный, известного на всю Беларусь своим заводом по производству прекрасных изделий из стекла, выдаваемых голодающим пенсионерам вместо пенсий, даже ветеранам труда, что имеет очень большое значение в контексте истории.


Эвелина — типичный представитель молодого поколения, отвергающий всё отечественное, предпочитая носить импортную одежду, слушать зарубежную музыку и жить по моральным и этическим ценностям западной культуры. Режиссёр намерено не раскрывает до конца свою героиню, ровно так же, как и всех персонажей, потому что в «Хрустале» нет выдуманных личностей. Все действующие лица фильма представляют из себя набор знакомых всем образов, карикатур, архетипов, встречающихся жителям постсоветских стран на каждом углу, приправленных щепоткой иронии, предающей ленте более позитивный окрас, несмотря на всю ту бытовую чернуху, которой пропитана картина Дарьи Жук.

Главная женская роль досталась Алине Насибуллиной («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»), сумевшей вжиться в образ своей героини настолько, что даже при минимальном количестве эмоциональных сцен, требующих от актрисы проявления своих способностей, она с лёгкостью очаровывает зрителя уже в самом начале. При первом взгляде видно, что её героиня не страдает обычным юношеским максимализмом, как могло бы показаться, а напротив, Насибуллина смогла своей энергетикой показать, что Эвелина намного умнее, чем кажется.

Вопреки своему заявлению о том, что её интересует поездка в Америку исключительно в удовлетворении своих меломанских нужд, режиссёр через Эвелину начинает диалог со зрителем, раскрывая истинные причины девушки, донося до него центральную проблематику и идею фильма, а именно различите двух культур. Героиня хочет покинуть родную страну лишь потому, что здесь нет никаких перспектив для рабочего класса. Ветераны труда голодают, народ пьет, денег нет, женщины-стервы страдают от козлов-мужчин, а про такое сочетание слов, как “личное пространство” - никто и не слышал.


Отсутствие личного пространства передаётся не только с помощью сценария, но и благодаря визуальной составляющей. Из-за небольшого бюджета, режиссёр пошёл по стопам своего польского коллеги Павла Павликовского, снявшего, из-за отсутствия средств, своих «Иду» и «Холодную войну» в соотношении сторон 4:3, что помогло ему спрятать скудные декорации за кадром, не оставляя в нём ничего лишнего. Ровно по этому же пути пошла и Дарья Жук, показавшая с помощью технической стороны клаустрофобию своей героини в обществе и полное отсутствие того самого личного пространства. Помимо этого, в фильме прекрасно воссоздана эпоха 90-х.

Съёмочной группе пришлось обойти огромное количество минских секнод-хэндов и блошиных рынков в поисках раритетных предметов для реквизита и одежды той эпохи, для более детального и точного воссоздания атмосферы, что в итоге и дало свои плоды. Сомневаться в том, что действия картины происходят не в наши дни, а в 90-е не приходиться. Опять же, в кадре нет ничего лишнего, а ракурсы и углы съёмки — поражают своей находчивостью.

Самая очевидная аллегория, метафорично протягивающаяся через весь фильм — это вынесенный в название картины хрусталь, символизирующий слабых, хрупких, как стекло, утончённых и полных красоты женщин, легко подверженных физическому давлению со стороны более сильных мужчин. И именно через взаимоотношение между мужчиной и женщиной Жук и показывает то самое различие культур. К женщинам в постсоветских странах относятся так же, как и к хрустальным вазам, люстрам, изделиям и предметам из стекла. В городе Хрустальный их так много, что совсем не жалко будет разбить одну, всегда найдется замена.

Наполненная остросоциальным подтекстом, идея работает не в последнюю очередь благодаря режиссёру. Несмотря на дебют, Дарья Жук смогла благодаря грамотной постановке, идеально выстроенным кадрам и хорошей работе с актёрами донести свои мысли до зрителя, приправив всё действие, хоть и слабой, но хоть какой-то драмой. Единственный очень весомый минус сценария картины в том, что зачастую он просто демонстрирует чернуху ради чернухи, никак её не критикуя и не предлагая решений, дающих что-то взамен.

Итог. «Хрусталь» — это очень крепкий и уверенный дебют совсем юного постановщика в полнометражном кино, чья картина с первой же попытки заслужила войти в историю белорусского кинематографа, как лента попавшая в лонг-лист премии Оскар, благодаря чётко сформулированной идеи и красивой метафоре о том, что сильный всегда уничтожает слабого, а слабый— слабейшего. Попадёт ли фильм в число номинантов совсем другой вопрос, однако уже даже таким результатом и статусом первопроходца, снявшего очень острое высказывание на темы, о которых все знают, но почему-то не говорят у нас, режиссёр может гордиться.

Оценка: 8 из 10

«Хрусталь» — в российском прокате с 13 декабря

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь