Премьера исторической драмы «Шаляпин» с 13 февраля в 21:20 на телеканале «Россия»! Во время подготовки к съемкам режиссер Егор Анашкин прослушал все оперы, которые исполнял Шаляпин. А также посмотрел различные театральные постановки этих опер, чтобы потом воплотить в сериале некоторые из самых интересных моментов.
Кастинг на главную роль продолжался около полугода: искали среди известных драматических актеров, провинциальных артистов и оперных певцов. В итоге остановились на Александре Горбатове, кандидатура которого возникла еще в самом начале кастинга.
В работе над образом Шаляпина художник по гриму Артем Демидов опирался, прежде всего, на портреты знаменитого артиста, написанные Валентином Серовым, Борисом Кустодиевым, Константином Коровиным, Ильей Репиным и другими известными художниками.
По фактуре Александр Горбатов более худой и сухой, нежели Шаляпин. Однако «толстить» актера не стали, а лишь слегка уплотняли борта пиджака, чтобы добавить немного объема силуэту главного героя.
Для роли Шаляпина Александру Горбатову осветлили волосы и сделали такую же стрижку, какую носил артист. Актеру также вставляли виниры и подкладывали к деснам специальные гелевые наполнители, чтобы у главного героя была шикарная улыбка с безупречными зубами, а щеки стали чуть круглее.
В общей сложности в проекте было использовано около 100 париков, а бород, усов и бакенбард – более 200.
Грим Юлии Снигирь (Мария Петцольд) занимал около двух часов. Париков у актрисы не было: холодные волны или невероятные кудри ей делали на собственных волосах.
Марии Смольниковой (Иола Торнаги) в волосы добавляли искусственные локоны, чтобы прическа - в соответствии с модой того времени - выглядела пышнее.
Для того, чтобы сыграть итальянскую балерину Иолу Торнаги, Мария Смольникова два месяца занималась балетом у станка, а также за полтора месяца до съемок начала учить текст роли, так как русская речь ее героини то и дело перемежается итальянскими фразами.
Почти все костюмы Шаляпина – рубашки, пиджаки, брюки, кашне, халаты, домашние куртки, театральные костюмы – были сшиты специально для проекта. Была даже изготовлена точная копия пары домашних тапочек артиста, оригинал которых находится в доме-музее Шаляпина.
Для эпизодов сериала, связанных с премьерой оперы «Демон» костюм Шаляпина был изготовлен по эскизу Константина Коровина, созданного художником специально для театральной постановки. Это было непросто, потому что эскиз был исполнен широкими мазками в абстрактной манере. А в серии, где речь идет о постановке оперы «Борис Годунов» Шаляпин был облачен в костюм, оставшийся после съемок сериала «Годунов», который с большим успехом прошел на телеканале «Россия» в 2018 году.
Копия бобровой шубы, которую можно увидеть на знаменитом портрете Шаляпина кисти Бориса Кустодиева, была сделана максимально соответствующей оригиналу: ее «верх» был найден на костюмерном складе «Мосфильма», а затем изнанка шубы, воротник и манжеты на рукавах были отделаны натуральным бобровым мехом.
Для изготовления золотых часов Шаляпина (подарок императора) были куплены обычные серебряные карманные часы, которые ювелиры затем покрывали золотом и украшали гербом, инкрустированным фианитами.
Ювелиры также оказали помощь в изготовлении знаменитых перстней Шаляпина, которые он носил на протяжении всей своей жизни: один с инициалами артиста, другой с изображением старца из сердолика.
Любимого питомца Шаляпина – французского бульдога Бульку – сыграли две собаки, совершенно разные по характеру – одна тихая и спокойная, любящая сидеть на коленях, другая – очень активная и игривая, охотно прыгающая и бегающая.
Плюшевый медвежонок Тедди – любимая игрушка Шаляпина с пуговицей-талисманом вместо глаза – был сшит специально для фильма. Особенно сложно было найти антикварную пуговицу, соответствующую оригиналу.
В общей сложности в работе над фильмом было задействовано около 130 съемочных объектов.
Съемки картины проходили в главных исторических местах Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и Нижнего Новгорода. А также в городе Тутаев и вдоль Волги между Ярославлем и Костромой.
Съемочная группа побывала в интерьерах Большого, Мариинского и Александрийского театров, Государственном академическом драматическом театре имени В.Ф. Комиссаржевской, Драматическом театре Костромы, театрах оперетты Москвы и Санкт-Петербурга, Доме-музее Шаляпина в Москве и музее-квартире Шаляпина в Питере, Музее-усадьбе Репина, а также на Витебском вокзале, где авторам сериала из «Музея железных дорог России» для съемок предоставили подлинный паровоз тех времен.
Авторы картины также использовали съемки с применением коптера, что позволило снять Большой театр с необычного ракурса.
В Москве для съемок перегораживать улицы не потребовалось. А в Санкт-Петербурге пришлось перекрывать целые кварталы, в частности перед цирком и перед Мариинским театром. Руководство Мариинки на время работы съемочной группы позволило снять с фасада огромную афишу. А чтобы скрыть расположенную рядом с театром стройку, пришлось возводить фальшфасады.
Для того, чтобы скрыть дорожную разметку, улицы Москвы и Санкт-Петербурга засыпали песком (или снегом для зимних сцен), а все современные ограждения, парковочные столбики, дорожные знаки, указатели – маскировали или вовсе убирали на время.
Многосерийный фильм «Шаляпин» снят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Генеральный спонсор – БАНК ВТБ (ПАО).
Производство: кинокомпания «Москино», по заказу телеканала «Россия» и Okko.
Режиссер-постановщик: Егор Анашкин.
Оператор-постановщик: Максим Шинкаренко.
Автор сценария: Тимур Эзугбая, Наталья Назарова.
Продюсеры: Екатерина Жукова, Антон Златопольский, Мария Ушакова.
Художник-постановщик: Александр Загоскин.
Художник по костюмам: Наталья Салтыкова.
Художник по гриму: Артём Демидов.
Композитор: Артём Васильев.
Фото телеканала "Россия"