Национальный чемпионат творческих компетенций ArtMasters, Театр «Школа драматического искусства», Творческое объединение «Вахтанговский Практикум» представляют спектакль «Дневник писателя» по мотивам одноименного произведения Ф. М. Достоевского. Режиссер: Ася Князева.
В основе премьеры «Вахтанговского Практикума» – личный и одновременно публичный дневник Достоевского, «Дневник писателя». В поисках новой «живой» формы взаимодействия с читателем, Федор Михайлович обнародовал собственные переживания и наблюдения в журнале «Гражданин». Такое сочетание привычного жанра философской публицистики с художественностью стало уникальным для русской и мировой литературы.
Из всех заметок и произведений, отображающих исторические реалии ушедшей эпохи, в одноименный спектакль вошли семь историй, наиболее перекликающихся с современной действительностью. Впрочем, актуальность проблем, увековеченных автором, не является главной причиной обращения «Вахтанговского Практикума» к сочинениям Достоевского. Несмотря на множественные упоминания творчества классика в сфере культуры, «Дневник писателя» несправедливо остается без должного внимания. Постановка Аси Князевой – единственная театральная интерпретация, посвященная данному труду за последние годы. Кроме того, разнообразие тем и свободный «полет мысли», характеризующие «Дневник писателя», делают его важнейшим элементом «культурной памяти». Режиссер отмечает: «Это наше прошлое, наша база. Здесь мы встречаемся с настоящими, другими людьми. Время нельзя отрицать. Только впитав, прожив, пережив его, человек начинает иначе относиться к себе и к своему окружению. Чем больше судеб ты узнаешь, тем шире и глубже начинаешь видеть. Становишься более требовательным, чутким и внимательным. Именно это необходимо нам сегодня!»
Эскиз спектакля «Дневник писателя» зародился в августе 2022 года, на арт-кластере «Таврида», в ходе командных соревнований «Открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters» по направлению «Театр». Уже в сентябре Ася Князева, режиссер театрального объединения «Вахтанговский Практикум», вместе с артистами и художественно-постановочной командой финалистов ArtMasters, представили итоговый проект в театре «Школа драматического искусства». В результате, работа была высоко оценена не только экспертным жюри, избравшим ее победителем, но и зрителями гала-концерта (от чемпионата) в Государственном Большом театре России. Спустя год, в рамках просветительского марафона «Знание. Театр», прошли предпремьерные показы спектакля.
ПРЕМЬЕРА – 20 и 21 октября, 19:00
Театр «Школа Драматического Искусства»,
Большой зал имени Мейерхольда Сцены на Новослободской, 6 этаж
СОЗДАТЕЛИ
Оригинальный текст – Ф. М. Достоевский
Режиссер и автор инсценировки – Ася Князева
Сценограф – Полина Храменок
Композитор – Иван Авдеев
Художник по костюму – Елизавета Холмушина
Художник по свету – Михаил Глейкин, Иван Боханков
Видеохудожник – Николай Говязин
Художник по гриму – Виктория Слащилина
PR-менеджер проекта – Вероника Фаворская
Продюсер – Николай Романовский, Анна Жмурина
Антон Власов (роли: Художник; Повар; Собака; Кронеберг; Материалист; Муж подсудимой Корниловой)
Георгий Шимоненко (роли: Извозчик; Прихвостень богатой дамы; Сутенер; Адвокат; Курящий мальчик)
Руслан Погодин (роли: Фланер; Беспризорник; Раскольников; Прокурор; Отец курящего мальчика)
София Игрушкина (роли: Девочка Саша; Баба Титова (гувернантка); Медсестра из Сербии; Безликая)
Анна Карабаева (роли: Дама с собачкой; Богатая дама; Попрошайка; Дочь Кронеберга; Подсудимая Корнилова; Самоубийца с образом)
Мария Лисовая / Тамара Лаврик (роли: Плохая девочка; Француженка Жезинг; Падчерица подсудимой Корниловой; Самоубийца с шампанским)
Полина Утукина (роли: Шапокляк; Продавщица; Баба Бибина (дворничиха); Самоубийца Писарева)
Ася Князева (04.02.1991). В 2013 году окончила продюсерский факультет ГИТИСа. В качестве ассистента режиссера работала в «Электротеатр Станиславский», а затем – в Театре им. Е. Вахтангова. В 2019 году окончила режиссерский факультет Театрального института имени Б. Щукина (курс С. И. Яшина).
Режиссерским дебютом на Вахтанговских подмостках стал спектакль «Волшебный театр Андерсена» (2020 год). Последующие работы: документальный спектакль «С художника спросится» к 100-летию Театра им. Е. Вахтангова (2021 год); спектакль «Остров рабов» по пьесе П. Мариво в «Электротеатр Станиславский».
В 2023 году в честь открытия «Дома Вахтангова» во Владикавказе организовала на главной площади города концерт «Вахтангов. Путь домой».
С выпускниками Щукинского института (курс В. П. Поглазова) в 2020 году создала студию, театр «Вахтанговский практикум», в котором поставила спектакли: «Идеалисты и циники» по рассказам А.П. Чехова (2020 год, театр им. Е. Вахтангова); «Без кофеина и никотина» по современным текстам (2021 год, арт-кафе «МАРТ» при ММОМА); «Пиноккио. Сны Улитки» по мотивам сказки К. Коллоди (2022 год, ШДИ); «Мама, я блогер!» по пьесе А. Стрижевской (2022 год, ШДИ); «Чепуха» («концерт для взрослых и уставших людей») по мотивам стихотворений и переводов С. Я. Маршака (2023 год, ШДИ); «Дневник писателя» по Ф. М. Достоевскому (2023 год, ШДИ).