Технический прогресс развивается гораздо стремительнее, чем трансформируется природа человеческой личности, поэтому актуальность классиков, которые умели не только увидеть, но и точно описать тонкий психологизм человека, сквозь века становится ещё острее. Одним из таких авторов является Фёдор Михайлович Достоевский: творческое наследие гениального писателя позволяет взглянуть со стороны на наш мир со всей его гаммой чувств - страстями, сомнениями, страхами, преодолением и бесконечной борьбой человека с самим собой.
Для Кирилла Вытоптова это третья постановка в Театра на Бронной, ранее талантливый яркий режиссёр, чьё творчество гармонично сочетает приверженность незыблемым классическим традициям и новаторские идеи современного театра, выпустил на легендарной сцене «Слово о Полку Игореве» и «Богатые невесты. Новый сезон».
Роман «Униженные и оскорблённые» не так часто инсценируют в лучах Мельпомены, как другие гениальные произведения великого классика, тем интереснее увидеть постановку в Театре на Бронной.
В контексте спектакля название «Гордая» звучит очень ёмко и мощно, подразумевая под этим понятием не личностный эгоизм героев, а внутреннее человеческое достоинство и благородство, способность пожертвовать своими желаниями, иллюзиями, амбициями.
Постановка Кирилла Вытоптова говорит о том, что в любом веке взаимоотношения людей – очень тонкая ткань и колоссальная работа над собой, испытания и искушения, череда выборов и принятых решений, каждое из которых может стать фатальным.
Главный герой спектакля презентует новую книгу о своей жизни, сюжет которой целиком перенесен в якобы историческое прошлое, в XIX век. Такая мистификация позволяет героям свободно путешествовать между двумя временами.
Действие начинается с того, что молодой талантливый писатель Иван Петрович (Богдан Жилин) даёт интервью популярным ведущим модного подкаста, в котором рассказывает о своих новых «Записках»: это, конечно же, не записки школьников друг другу или «записки на холодильнике», а самостоятельный литературный жанр.
«Гордая» - очень иммерсивный спектакль: герои, словно проводники, ведут публику за собой по затейливым лабиринтам запутанных сюжетных линий, сложных родственных уз и непростых взаимоотношений персонажей. …Незаконнорожденные дети, семейные предательства, разногласия отцов и детей, судебные тяжбы, опрометчивые поступки, истории любви без родительского благословения и следующая за этим расплата, затаённые обиды, способность понять и простить…
Название «Гордая» тонко и точно характеризует главных героинь, Наташу (Анастасия Ильинская) и Нелли (Аня Патокина): обе девушки, вопреки сложным личностным обстоятельствам, сохраняют мощный внутренний стержень, благодаря которому они не ломаются в «суровом море судьбы». Наташа и Нелли кардинально отличаются друг от друга и внешне, и по темпераменту, и по всем другим качествам, но именно чувство собственного достоинства – то, что их объединяет.
Также персонально хотелось бы написать о двух «Отцах» - мужественный и харизматичный Михаил Тройник в образе отца Наташи передаёт всю гамму контрастов и противоречий, которые непрерывно борются в этом персонаже. Обиженное самолюбие и «подмоченная» репутация его самого и свободолюбивой смелой дочери, боль от предательства и нерешительность понять и простить… Но если Николай Сергеевич Ихменёв в воплощении Михаила Тройника вызывает скорее сострадание и жалость, то его враг, беспощадный, циничный, расчётливый Князь Валковский (блистательный Андрей Фомин) является квинтэссенцией всех человеческих пороков, искусно и изящно завуалированных под маской благородства и добродетели.
Портретные характеристики каждого персонажа раскрыты в спектакле объёмно и многослойно, без банальных стереотипов, шаблонов и клише, а с исследованием мотиваций и характеров героев.
Инфантильный Алёша (Артём Курбатов), корыстный одинокий Маслобоев (в разных составах - Александр Шумский и Динис Громаков), искренне любящая свою дочь и принимающая её выбор мать Наташи (Екатерина Васильева), дерзкие ведущие Подкаста (Эвелина Гатауллина, Григорий Верник и Анастасия Шалонько)…
Особняком среди всех героев стоит писатель Иван Петрович.
Именно от его лица и ведётся повествование: Автор может вершить судьбы и принимать решения, но он настолько сфокусирован на своих героях, что в какой-то момент теряет хрупкую грань между реальным и вымышленным мирами, пренебрегая своими чувствами, мечтами, желаниями и интересами…
Разумеется, мы не будем пересказывать содержание спектакля, который, как и литературный первоисточник, изобилует не только калейдоскопом колоритных героев и неожиданных поворотов, но и множеством морально-нравственных вопросов, которые каждый зритель, глядя на персонажей, проецирует на себя.
Художник-постановщик и художник по костюмам Нана Абдрашитова нашла идеальный микс между временами и эпохами: исторические костюмы персонажей восхитительно соединены с невероятно атмосферным и очень образным вращающимся пространством «гаража -ракушки». В каждом новом отсеке открывается не просто место постоянного жительства или временного пристанища тех или иных героев, но и внутренний мир персонажей, который идеально дополняет их быт. Аскетичная «каморка» писателя, заполненная книгами, контрастирует с пустым интерьером Маслобоева, единственный друг и собеседник которого «голосовая колонка». Скромное съёмное жильё Наташи противопоставлено роскошному убранству богатой невесты Алёши, а у порога дома Ихменевых, погрязших в судебных тяжбах, распродают утварь…
Обрамляет концептуальный рисунок спектакля световая партитура художника по свету Ивана Виноградова и музыка композитора Марка Кондратьева, усиливающая эмоциональные моменты, а некоторым мизансценам придающая гротеск и гиперболу. Великолепный вокал играющей Наташу Анастасии Ильинской является отдельной «вишенкой» на многослойном торте многогранного спектакля…
Как родилась идея поставить спектакль по роману "Униженные и оскорбленные" и почему назвали спектакль именно «Гордая»?
На моем курсе в ГИТИСе этот роман ставила педагог и режиссер Светлана Землякова, с тех пор он занял прочное место в «закромах памяти», и я вспомнил о нем, когда был в поиске нового названия для Бронной. Там очень много молодых персонажей в сюжете, а в театре сильная молодежная труппа. А название «Гордая» пришло от понимания, что спектакль стал самостоятельным, отличным от романа произведением.
Изначально планировали «микс» из разных эпох или уже в процессе репетиций решили стереть границы между прошлым и настоящим? Что было самым сложным, а что – самым интересным в работе над постановкой?
Я всегда думаю в сторону «миксов», а так как главный герой романа - писатель, то идея внедрить в канву спектакля литературный подкаст была, можно сказать, подсказана самим произведением. Достоевский изначально нагружает читателя большим количеством обстоятельств, имен, событий, в которых легко запутаться. Но книгу легко «отлистать» назад, а в спектакле такой возможности нет. Сложно было найти такой сценический язык, которым можно было бы рассказать эту историю легко и прозрачно, но не растерять всех «хитросплетений» сюжета.
Сценография спектакля поражает символизмом. Там столько разных деталей, что диву даёшься! Почему именно «ракушка»? Как создавалось наполнение пространства для каждой локации?
Художник спектакля - Нана Абдрашитова. Идея с гаражами-ракушками пришла не сразу, но тоже во многом подсказана автором: там семья Ихменевых распродает свое имущество после неудачных судов. Так и родился образ ракушек с антикварного рынка Измайлово, где люди продают самые неожиданные предметы старины. Глубокий образ, который вызывает в зрителях самые разные ассоциации.
Скажите несколько слов об актёрах. Как формировался каст спектакля? Как рождались образы каждого персонажа?
О любимых артистах можно говорить часами! Это моя третья постановка в Театре на Бронной, многих актеров я уже хорошо знал или по крайней мере видел в других спектаклях, так что во многом понимал, кому хочу доверить основные роли. Богдан Жилин, Диана Огай, Аня Патокина, Александр Шумский, Настя Ильинская, прима театра Вера Майорова, согласившаяся на эпизодическую роль нищего старика, и все без исключения актеры - очень точно существуют. В спектакле играют и два потрясающих приглашенных артиста - Андрей Фомин, широко известный светской московской публике (лучшего Князя просто не найти) и Михаил Тройник, обладающий «крышесносным» темпераментом и без внешних ухищрений перевоплощающийся в персонажа гораздо старше себя.
Как создавалось музыкальное обрамление и неожиданные вокальные перформансы?
Композитором спектакля стал Марк Кондратьев, с которым мы сделали уже несколько спектаклей. Он написал прекрасный романс для главной героини и иронично обыграл тему боссановы в лейтмотиве спектакля. Ну и, конечно, не обошлось без «мирового наследия» в виде песни сестер Зайцевых, под которую две героини решают судьбу своего молодого человека в неравном бою. Особо любимый зрителями фрагмент - проверено неоднократно.
Какой герой максимально близок и понятен именно Вам?
Герои по-своему понятны все. Выделять никого не буду, но ясно, что фигура писателя, как творческого человека, который занимается проблемами других людей, для меня очень важна.
Как бы Вы охарактеризовали главный лейтмотив спектакля? В чём основная мысль «Гордой» для Вас, как для режиссёра?
Одна из идей спектакля в том, что механизм творчества помогает измученному человеку заново прожить и отпустить ситуации своей жизни.
Многие трактуют понятие «Гордость» скорее как недостаток и являются приверженцами цитаты из сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок»: «Доброе сердце не знает гордости». Ваш спектакль развенчивает этот стереотип – ведь в контексте спектакля Гордость символизирует скорее внутреннее достоинство, а не эгоизм и заносчивость. Что лично для Вас зашифровано в понятии «Гордость» и согласны ли вы с тем, что «в корне любой добродетели глубочайший эгоизм»?
Наверное, в данном случае речь о «гордыне», поскольку в самом понятии «Гордость» я ничего плохого не вижу. Но для многих персонажей гордость - это действительно синоним эгоизма и упрямства. Хотя есть и те, к кому это понятие относится именно в значении «стойкость», «внутренняя опора». На этих мерцаниях смысла и держится название.
У каждого человека свои представления о гордости и совести, и морально-нравственные векторы, принципы и ориентиры каждый из нас формирует сквозь призму своей личности. Искусство даёт уникальную и удивительную возможность посмотреть со стороны не только на героев того или иного произведения, но и на самих себя, ведь каждый литературный персонаж, даже если у него нет реального прототипа, в той или иной степени является проекцией общества или собирательным образом конкретных его представителей.
Тем интереснее посмотреть оригинальный спектакль, в котором стираются границы между эпохами, и во всей гамме чувств и палитре эмоций исследуется загадочная человеческая личность.
Ближайшие показы спектакля «Гордая» в Театре на Бронной – 1 февраля и 6 марта:
https://mbronnaya.ru/performances/gordaya/?ysclid=m6crnw7ii0815144977
В захватывающие перипетии спектакля погружалась корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии – пресс-служба Театра на Бронной
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.