«Журавль по небу летит»; «Наплевать, наплевать, надоело воевать»; «Ходят кони над рекою, ищут кони водопою»… Эти и многие другие песни на стихи Юлия Кима и музыку Владимира Дашкевича из фильма 1971 года «Бумбараш» ушли в народ, а сама кинолента Николая Рашеева и Аркадия Народицкого с Валерием Золотухиным в главной роли стала одним из символов Советского союза.
Не меньшей легендой является спектакль «Страсти по Бумбарашу», который впервые появился в афише Театра Олега Табакова в 1993 году. Это был второй спектакль, поставленный Владимиром Машковым в качестве режиссёра на сцене родного театра, роль Бумбараша в постановке сыграл подающий надежды юный актёр Евгений Миронов, который также исполнял главную роль в дебютном режиссёрском спектакле Владимира Машкова "Звёздный час по местному времени". Эти постановки стали началом большого пути выдающихся артистов. "Страсти по Бумбарашу" не сходили со сцены 18 лет, объездив с гастролями полмира.
Режиссер Владимир Машков: «В каждом театре, я уверен, должно быть несколько знаковых спектаклей, обозначающих определенные этапы его жизни. Если артисты могут поддерживать в них пламя, значит, коллектив продолжает жить. Я всегда держал в памяти эту работу как мой долг Олегу Павловичу. Я выполню этот долг с радостью, потому что я помню, как он любил этот спектакль. Сейчас столетие окончания Гражданской войны. Гражданская война – самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека. Война, запущенная сто лет назад, длится до сих пор. «Страсти по Бумбарашу» разворачиваются здесь и сейчас, в каждом из нас. Этот спектакль – еще и возможность взглянуть на себя, как в зеркало. Может быть, еще не поздно включить инстинкт самосохранения и самосохраниться».
Вернулся Бумбараш с Первой мировой войны в родную деревню - ни дома, ни невесты. Возлюбленная вышла замуж за старшего брата жениха, так как на самого Бумбараша пришла похоронка, брат Гаврила подался в разбойники и бандиты, лучший друг Яша стал идейным коммунистом…Шёл герой домой с войны и мечтал о мире, а пришёл на войну, не менее жестокую и кровопролитную. Брат воюет с братом, красные - с белыми, с зелеными, – все со всеми…. Как быть и что делать тому, кто не хочет больше воевать, – непонятно.
Премьера обновлённой версии культового спектакля состоялась на большой сцене Театра Олега Табакова 10 июня, молодое поколение актёров вдохнуло новую жизнь в легендарный спектакль, а актёры старшего поколения, которые участвовали в первой версии, продолжают незыблемую связь поколений и делятся с молодёжью своим бесценным опытом!
Корифеи и мэтры сцены в гармоничном тандеме с молодёжью рассказывают историю, которая резонирует в сердце каждого чувствующего и думающего человека, ведь герои, жившие 100 лет назад, очень близки жителям 21-ого столетия и созвучны с нашими ценностями.
Многие актёры молодого поколения, в том числе и двадцатилетний исполнитель роли Бумбараша Севастьян Смышников, рождены на рубеже 20 и 21 веков или в начале миллениума - поколение 20-летних не застало лихих девяностых, дефицита перестройки, застоя и многих других вех истории: им невероятно сложно почувствовать и понять - какими были люди не только сто, но и двадцать, тридцать лет назад. У всех молодых артистов, задействованных в спектакле, получается прожить на сцене судьбы своих персонажей и стать участником исторических событий, происходящих сто лет назад.
Песни - неотъемлемая часть музыкального спектакля, который является синтезом разных жанров.
Блистательных актёров Театра Олега Табакова смело можно назвать синтетическими артистами - так называют актёров, которые в совершенстве владеют не только драматическим мастерством, но и музыкальным, вокальным, хореографическим искусством, и способны филигранно совмещать их на сцене.
Спектакль «Страсти по Бумбарашу» не запугивает и удручает, не романтизирует войну, а помогает понять, что война это трагедия для всех её участников и что братоубийственная гражданская война страшна и ужасна вдвойне.
Именно поэтому все персонажи этой постановки невероятно обаятельны и харизматичны!
В роли Бумбараша предстаёт выпускник Школы Олега Табакова Севастьян Смышников, талантливый молодой актёр тонко и ярко воплощает драму молодого парня, оказавшегося чужим среди своих и своим среди чужих. Мечты и цели этого героя вне времени: он не хочет воевать и убивать, он стремится жить и любить, наслаждаться каждым мгновением прекрасной жизни! В постановке очень много акробатических и пластических моментов, благодаря поддержке партнёров, филигранно выстроенной сценографии и, конечно, собственному бесстрашию Бумбараш и летает, и прыгает, и поёт.
Верный друг Бумбараша Яша (Владислав Миллер) искренне рад, что его закадычный товарищ вернулся с войны живым и невредимым. В ярко-красной рубахе и очках с множеством диоптрий Яша искренне верит в идеалы коммунизма, читает «Капитал» Карла Маркса и думает, что счастливая жизнь совсем не за горами. Но Яша знает о войне из книжек, а значит, романтизирует её, и это станет для героя роковым. В качестве средства для самообороны Яша носит с собой бомбу, но не знает как её бросать. От этой бомбы он и погибнет, странно, страшно и нелепо, как погибли тысячи людей в беспощадных жерновах истории.
Возлюбленная Бумбараша Варя (Ангелина Пахомова) - отнюдь не робкая девушка. Такая барышня и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт, и уйдёт от нелюбимого мужа Гаврилы, узнав, что похоронка на Бумбараша была ошибочной и что её любимый жив. Только, увы, тихому семейному счастью героев не суждено будет сбыться.
Старший брат Бумбараша Гаврила (Александр Кузьмин) - ведущий и ведомый одновременно, сбившийся с пути и ставший главарём бандитов деревенский парень, для которого перестали существовать вечные ценности, а главными кредо стали ревность, алчность, жестокость и злость.
Случайный попутчик Бумбараша Лёвка (Павел Шевандо) - странствующий путник. Парень пока не определился на чьей он стороне, но не упускает возможность «погреть лапу» в награбленном состоянии Гаврилы, который тот припас на чёрный день в своём доме.
Судьбоносным персонажем является белый Поручик (Евгений Миллер), под предводительством которого Бумбараш воевал на фронтах первой мировой. Сейчас Поручик руководит остатками спивающегося отряда белогрвардейцев, которые уже слабо верят в успех военной кампании, но ещё отчаянно сражаются за державу, которой уже нет.
«Вперёд, господа офицеры! Умрём, коли так суждено, за Русь, за царя и веру, хоть их уже нет никого!»: этот «Белый марш» пронзительно исполняют офицеры во главе с заслуженным артистом России Сергеем Угрюмовым. Композиция-гимн отражает всю боль и трагедию, обречённость и готовность идти до конца.
Не менее колоритны и эпохальны Красные под руководством Василия Ивановича (Александр Фисенко). Комдив умён, проницателен, смел и решителен, он свято верит в свою правду и не приемлет компромиссов.
Красоту, обаяние, страсть, дерзость, женственность, обернувшуюся своей противоположностью - жестокостью, великолепно воплощает атаманша Софья Николаевна (Анна Чиповская) и её бандитки. Образ эффектной, энергичной, экспрессивной барышни является не менее бенефисным, чем, например, роль Бумбараша. Одна из самых популярных и талантливых российских актрис воплощает смелую атаманшу наотмашь, блистательно и проникновенно. Ох, как томно и тонко, чарующе и загадочно Анна исполняет романс «В белом платье с причудливым бантом, у окна опустив жалюзи…» В жизни Софьи была большая и чистая любовь, которую она до сих пор оплакивает, но в лабиринтах судьбы на дорогах войны ей будет суждено встретить своего возлюбленного, чтобы вновь потерять навек.
Юность, задор и кураж Красных в столкновении с мудростью и опытом, честью и безрассудством Белых, в поединке с хитростью и ловкостью бандитов и бандиток увлекает зрителей в водоворот событий, случайными свидетелями и участниками которых и стал Бумбараш, его друг Яша и возлюбленная Варя. Едва ли возможно выплыть из этого водоворота живым и невредимым: рано или поздно придётся выбирать на чьей ты стороне, и выбор может оказаться фатальным.
Сценография Александра Боровского лаконична, но монументальна. Динамичная и пластичная хореография Аллы Сигаловой выстроена очень чётко, масштабно и логично. Костюмы Марии Боровской отражают характерность всех героев - будёновки и шинели Красных, благородная форма Белых, разношёрстное облачение бандитов, стильные и соблазнительные наряды атаманш.
Владимир Машкову в творческом тандеме с высокопрофессиональной командой и прекрасными артистами удалось, казалось бы, невозможное: поставить одновременно масштабный, но при этом камерный спектакль - у каждого актёра есть свой «крупный план» и каждый герой вносит яркую индивидуальность в происходящее на сцене действие.
Подчеркнём и то, что значительная часть самых важных мизансцен выстроена на авансцене театра, а значит, даже с последнего 16-ого ряда, публика чётко видит лица артистов, а зрители, сидящие на первых рядах, буквально чувствуют дыхание актёров и дышат в унисон с героями, которые тонко и точно отзываются в них в безграничной гамме чувств.
На финальных поклонах Варя и Бумбараш построят дом своей мечты, куда гостеприимно пригласят и белых, и красных, и бандитов, и атаманш, которые могли бы прожить долгую и счастливую жизнь, если бы не адское пекло братоубийственной войны.
Прежде чем бравым строем разойтись по сцене в приветственных овациях публики, все герои этого по-настоящему эпохального спектакля статично застынут в стоп-кадре запечатленного мгновения на совместной фотографии, на которой рядом сидят бывшие противники и враги - живые, здоровые, счастливые, улыбающиеся, искренне влюблённые в жизнь и друг в друга!
В этом глубочайшем моменте аккумулируется щемящая жалость к каждому из героев и искренняя надежда на то, что когда-нибудь войны канут в историю, а человечество научится находить компромиссы. Надеемся и верим, что однажды каждый из нас поймёт насколько важно слышать и слушать тех, кто рядом, уважать чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашей точной зрения.
Ни в одной гражданской войне, когда брат идёт на брата, а сын на отца, нет однозначного ответа: как должно быть, но очевидно одно - эта война начинается не на поле боя, а формируется постепенно в умах и сердцах.
Беспощадно уносящая жизни пандемия коронавируса, словно нарыв, обнажила многие проблемы общества. Мы вольно или не вольно участвуем сейчас в гражданской войне, оказавшись в лагере вакцинированных и противников вакцинации, соблюдающих меры безопасности и демонстративно игнорирующих их. У каждого из нас своя правда и свои аргументы, но главное в грохоте и ритме беспощадного века несмотря ни на что всё же оставаться человеком, думающим не только о себе, но и об окружающих.
«Журавль по небу летит, корабль по морю идет,
А кто меня куда влекет по белу свету,
И где награда для меня, и где засада на меня -
Гуляй, солдатик, ищи ответу.
Журавль по небу летит...»
Ответы на вечные вопросы искала корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Олега Табакова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.