Свет против тьмы в следственном эксперименте - премьера спектакля «Преступление и наказание» в Театре Гоголя

Новости

Свет против тьмы в следственном эксперименте - премьера спектакля «Преступление и наказание» в Театре Гоголя

Свет против тьмы в следственном эксперименте - премьера спектакля «Преступление и наказание» в Театре Гоголя

Художественный руководитель Театра Гоголя Антон Яковлев в заключительный день зимы представил на Основной сцене Театра премьеру масштабного спектакля «Преступление и наказание». Постановку по мотивам гениального романа Ф.М. Достоевского режиссёр интерпретировал в форме следственного эксперимента: эта оригинальная находка, словно увеличительное стекло, открывает в разных проекциях чувства, мысли, мотивации главного героя, Родиона Раскольникова, и на его примере – исследует извечную борьбу света и тьмы в каждом человеке.

Зритель словно погружается в лихорадочный сон главного героя, настолько странным кажется место, в котором он находится, и люди вокруг него. Психика Раскольникова искажает реальность, вытесняя из памяти всё случившееся. Задача следственной группы из десяти человек – восстановить событийный ряд, детали и мотивы жуткого преступления, заставить героя вспомнить все, принять и осознать содеянное.

Режиссер Антон Яковлев о спектакле: «В идеале режиссер должен ставить только то, что находит лично у него сильный отклик, что становится жизненно необходимым. Для меня спектакль по мотивам «Преступления и наказания» — это не просто иллюстрация гениального классического текста, а личное этическое высказывание плюс поиски новой, яркой формы интерпретации великой литературы. Это один из тех главных романов, которые необходимо прочесть, даже если не любишь Достоевского, потому что это произведение является определяющим, ключевым в мировой литературе. Роман потрясающе показывает двойственную суть человеческой природы. Он — как зеркало, в котором каждый может увидеть свои темные и светлые стороны, а меня всегда интересовала тема внутреннего конфликта, раздвоения между этими сторонами человека. Об этом я размышляю, наверное, в каждом из своих спектаклей. Этот роман особенно важен для молодых, которые только начинают формировать свои взгляды на жизнь. Еще в юности он во многом помог и мне определить свое отношение к миру, к вере, к сути вещей. Тема разделения людей на тех, кто «право имеет» — и на «низший материал» — не просто отвлеченная философская идея. Теория Раскольникова жива, и такое разделение, как показывает жизнь и история, существует и сегодня. До какой степени человек может дойти до края в своем мнимом величии? Что может остановить его от реального убийства? Только ли страх наказания или все же есть некие внутренние установки, которые делают невозможным саму мысль об этом? Мне интересно, как сегодня, когда мир изобретает все новые и изощренные способы уничтожения друг друга, люди ответят себе на этот вопрос, как пытаюсь ответить себе и я…»

«Третью неделю Родион Романович бредил в тяжелой лихорадке в тюремном лазарете…

И были у него разные странные сны…»

Спектакль начинается с того, что Раскольников, пребывающий в спутанном сознании, словно пазл, начинает восстанавливать картины произошедшего: в его воспалённом воображении всплывают те или иные события, лица, обстоятельства совершенного им преступления.

Василий Неверов в образе Раскольникова проживает на сцене всю гамму чувств. Антон Яковлев рассказал, что пробовал на этого героя несколько актёров и что именно Василий оказался самым убедительным. Выпускник Московского театрального колледж Олега Табакова (окончил в 2016 году), в 2023 году вошёл в труппу Театра Гоголя.

Василий – открытие и «центробежная сила» этого спектакля, актёр воплощает балансирующего на грани безумия и здравого смысла героя очень пронзительно и проникновенно. Раскольникова угнетает несправедливость, которая царит вокруг, фатальная жестокость и безразличие общества.

Следователь Порфирий Петрович (Дмитрий Высоцкий) – эталон выдержки и самообладания. Кажется, этого циничного человека уже сложно чем-то удивить, однако, он понимает, что душа Раскольникова ещё не совсем пропала и пытается вывести совершившего преступление молодого человека к признанию.

Следователь тонко чувствует нестабильное психическое состояние молодого парня, ловко манипулирует его сознанием. Когда Порфирий говорит Родиону о его же статье, в которой люди делятся на категории, у многих зрителей по спине бежит холодок – и сейчас немало последователей Раскольникова, которым близки его теории.

Очень показательна сцена, в которой невиновный маляр готов сознаться в преступлении, которое он не совершал – совесть Родиона не может позволить, чтобы за его преступление нёс наказание безвинный человек.

Согласно оригинальной задумке режиссёра, в роли адвоката главного героя предстаёт Свидригайлова (Андрей Финягин). Изысканный франт, самоуверенный нарцисс, которые за маской почтенного гражданина ловко маскирует свои маниакальные слабости.

Примечательно, что почти все актёры, кроме Неверова и Финягина, воплощают сразу по несколько персонажей, порой  - диаметрально противоположных.

Как, например, Анна Гуляренко и Ирина Рудницкая в разных составах воплощают мать главного героя и убитую им старуху-Процентщицу.

Янина Третьякова предстаёт в образе Сони Мармеладовой и Стенографистки, фиксирующей следственный эксперимент. Сона Мармеладова – девушка, которая от безысходности решила продать единственное, что у неё есть – своё тело. Решившись на такой страшный поступок, Соня не ожесточилась, не утратила способность сочувствовать и сострадать окружающим. В ней есть и достоинство, и гордость, и благородство, и смирение.

Алёна Гончарова и Екатерина Сахно воплощают сестру Процентщицы Лизавету и Лошадь из детского кошмара Раскольникова. Именно эти героини станут главными триггерами в сознании Родиона.

Призрак Лизаветы, ставшей случайной жертвой его преступления, преследует и не даёт покоя. А воспоминания о Лошади, замученной жестокими беспощадными людьми, сильнейшая детская психотравма, которая мучительно терзает Раскольникова всю жизнь.

Сцена с Лошадью поставлена и воплощена невероятно пронзительно и проникновенно, во многом её можно назвать кульминацией спектакля.  Возможно, что став свидетелем беспочвенной людской агрессии, Раскольников решил стать на путь «карателя, освобождающего мир от зла». Но где граница между «дозволённым и запретным»?

Антон Яковлев о героях романа: «Они все безумно интересные. В произведении нет случайных персонажей. Каждый из них острый, плотный, мощный характер».

Каждый персонаж вносит свою лепту в развитие событий и играет определённую роль во внутренней борьбе противоречий Родиона. Психологической борьбе, которая идёт в недрах сознания запутавшегося в непростых жизненных лабиринтах молодого человека, является фундаментом спектакля Антона Юрьевича.

Публика вместе с главным героем через боль, страх, отчаяние проходит путь – от безверия к Вере.

Художник-постановщик Алексей Кондратьев создал весьма условное и лаконичное пространство, магнетизм которого обрамляет разнообразная световая партитура Антона Яковлева и Ильи Султанова.

Поскольку основная часть событий происходят в сознании главного героя, сценография это оттеняет и дополняет. Топор в постановке не один, их много: словно Дамоклов меч, топоры прочно вбиты в боковые стены декораций.

Финал спектакля оставляет зрителями пищу для размышлений и дарит надежду на спасение и исцеление как главному герою, так и всему обществу.

На наш взгляд, Антону Яковлеву в тандеме с актёрами и постановочной командой удалось воплотить глубинную философию великого романа, показать в разных проекциях внутреннюю борьбу, которая свойственна не только Раскольникову, но и каждому из нас.

И в какой бы пучине безумия и агрессии ни утопал этот мир, так или иначе каждый может выбирать – поддаваться «грохоту и ритму безумного века» или пытаться сохранять в себе Человека. Ближайшие даты следственного эксперимента в Театре Гоголя - 14, 29 марта, 11,19, 27 апреля.

 

"Преступление и наказание" посетила корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф - Татьяна Жданова/ пресс-служба Театра Гоголя

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь