«Однажды в Трубчевске» – российская картина режиссёра Ларисы Садиловой («С днём рождения!»), отстаивающая в этом году честь России в Особом взгляде 72-го Каннского кинофестиваля. В конечном итоге фильм не сыскал особой популярности за границами родной страны, став некой белой вороной. И если смотреть правде в глаза, то и на родине лента Ларисы Садиловой никому была бы не интересна, если бы не её участие в одном из самых престижных кинофестивалей кинематографического сообщества. Картина Садиловой заставляет верить в то, что чудо существует, а значит – невозможное возможно. Здесь речь идёт не о художественных заслугах «Однажды в Трубчевске», а о том, что подобного рода лента вообще смогла попасть в Канны в Особый взгляд.
Если сравнивать «Однажды в Трубчевске» с нашумевшей «Дылдой» Кантемира Балагова, которая так же представляла Россию в Каннах, то насчёт второго можно сказать, что у ученика Сокурова получилось кино, сделанное по всем, пускай и фестивальным, но канонам. У Садиловой же по-другому– её фильм словно всем своим содержанием и формой исполнения кричит о том, что это что-то далёкое от того, что зритель привык видеть в кино. Нет, Садилова не создаёт что-то новое в кинематографе, а скорее деконструирует его законы. Вот только делает она это не так, как тот же Жан-Люк Годар, породивший ряд новых правил киноязыка, разрушив старые.
Название картины как нельзя удачно отражает всё её содержание – она о событиях, произошедших однажды в определённом городе. В данном случае, в центре сюжета маленький город Трубчевск, Брянская область. Выделить как-то город после просмотра фильма у зрителя вряд ли получится. По своей сути, вместо Трубчевска мог бы быть любой другой маленький городок, находившийся от Москвы примерно в диапазоне 500 км. Географическое положение сюжетно не обыгрывается практически никак, да и не особо это и нужно фильму. Проблема здесь в том, что визуально город пуст, в нём нет собственного огонька, цепляющего и заставляющего хотя бы рассматривать время от времени собственные виды.
Но не только с попыткой показать красоты чуть ли не родного для режиссёра Трубчевска у фильма всё не так оптимистично, как того хотелось бы. На самом деле, вести разговор про «Однажды в Трубчевске», это то же самое, что пытаться собрать воду граблями. Фильм можно было бы сравнить с крупной курсовой работой учащегося киношколы. Однако, подобное сравнение для многих будущих режиссёров едва ли будет похвалой: режиссура Садиловой специфична.
Похвалить «Однажды в Трубчевске» можно лишь за общий лёгкий тон всей картины. Несмотря на центральную тему ленты, связанную с так любимыми у отечественных режиссёров бесконечными разводами и изменами, работа Садилой хотя бы ничего общего с чернухой не имеет. Напротив, по своему замыслу – это весьма милое и доброе кино, у которого есть потенциал, но ему не дали возможности раскрыться.
Фильм определённо снят с огромнейшей любовью и самоотдачей, которой, в данном случае, катастрофически не хватает для того, чтобы вдохнуть жизнь в фильм.
Из-за ряда технических недочётов и низкобюджетного производства картина Садиловой и вовсе напоминает сериал. При этом, если видеть что-то подобное по телевизору российскому зрителю не привыкать, особенно старшему поколению, то видеть околосериальной стилистики полнометражный фильм в кино странно, как минимум. Также чувствуются неполадки в монтаже, что для участника Особого взгляда 72-го Каннского кинофестиваля непростительная ошибка. Звучит странно, но в финале испытываешь счастье от того, что кино закончилось. Вот только немного сбивает с толку, что вместо программы новостей начинаются финальные титры.
«Однажды в Трубчевске» – в прокате с 19 сентября.
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!