Сегодня, 20 декабря, на сцене театра имени А.С. Пушкина можно увидеть спектакль «Тартюф», который вот уже пять лет занимает достойное место в репертуаре легендарного театра. Шеф-редактор World Podium Бурулева Юлия смотрела постановку в 2016-ом году. С её рецензией можно познакомиться на официальном сайте театра им. А.С. Пушкина: https://teatrpushkin.ru/press_centr/smi/tartyuf-v-teatre-pushkina-vo-vse-vremena-i-epohi-kleymit-beznravstvennost-i-slavit-dobrodetel/
«Тартюф, или Обманщик» — комедийная пьеса Мольера, написанная в 1664, на протяжении более 350 лет не оставляет равнодушным ни реалистов, ни оптимистов, ни скептиков, ни лириков. Вот уж точно, классика - вечна, как и бесконечное множество её интерпретаций, трактовок, жарких дискуссий и точек зрения. Невозможно подсчитать, в скольких театрах поставлена эта пьеса, в скольких тысячах школьных сочинений и университетских докладах анализируется её содержание и смысл, портретные характеристики героев.
Но факт остаётся фактом - и сейчас, в 21 веке, «Тартюф» Мольера актуален, интересен, остроумен, у каждого в душе оставляет свои уникальные ассоциации и аллегории, ведь восприятие искусства индивидуально. Неслучайно говорят: «Каждому времени свой Тартюф».
Режиссер спектакля – француженка Брижит Жак-Важман – ученица Антуана Витеза, крупнейшего режиссера французской сцены 60-80-х годов.
«Тартюф» повествует о том, как жизнь счастливой и гармоничной семьи нарушил авантюрист и самозванец. Как под прикрытием религии он втёрся в доверие к Главе семейства - Оргону, затуманил его сознание ложью и притворством, и захотел занять место хозяина, завладев женой и состоянием.
Лицемерие, алчность, ложь, корысть - и многие другие пороки нашли отражение в героях этой пьесы. Разумеется, присутствуют и антиподы этих пагубных качеств - искренность, доверчивость, любовь и верность. Одной из концептуальных мыслей является вред религии, когда она становится мощным оружием в руках лжецов. В данном случае речь не о религиозных направлениях, учениях и трактатах, а о вере человека ближнему, в каком-то роде «зомбировании» и «сектантстве». Мольер буквально каждой репликой призывал общество задуматься о необратимых последствиях, которые могут повлечь «Святоши» - вроде Тартюфа.
Попав под влияние авантюриста, великодушный глава благочестивого семейства - Оргон (актёр Андрей Заводюк), пребывает в каком-то оцепенении и не ведает, что вредит своим близким. Оргон разрывает помолвку дочери Марианны с её возлюбленным Валером, пытается выдать дочь замуж за Тартюфа, не слушает никаких доводов и убеждений Жены Эльмиры и верной служанки Дорины. Кроме того, благочестивый Отец семейства, который вдруг стал деспотом и тираном, выгоняет из дома родного сына Дамиса. Очеидно, что в иллюзиях и мечтах Оргона «идеальный» в его глазах Тартюф займёт место дерзкого сына, ставшего вдруг нелюбимым и опальным.
У публики, исходя из классической интерпретации пьесы, сложен устойчивый стереотип, что это дряхлый старик, уродливый и омерзительный. А в оригинальной трактовке спектакля театра Пушкина, Тартюф - молодой привлекательный мужчина, вызывающий доверие и расположение, наделённый обаянием, интеллигентностью и очаровательным светлым взглядом. В роли Тартюфа — талантливый актёр театра и кино Владимир Жеребцов, любимый публикой по многочисленным ролям в популярных кино-проектах. Владимир блистательно воплощается в своего персонажа, его Тартюф выглядит вполне современным молодым человеком, попавшим в цепкие лапы пороков, притворства и лицемерия. «Он вольнодумец, враг! Кто дал отпор ханже, Тот виноват у вас в кощунстве, в мятеже». Несмотря на подлость и изворотливость своей натуры, этому «псевдо-святоше» не чужды и человеческие черты - влюблённости и страсти. Его порывистая, в каких-то моментах даже животная страсть к жене Оргона Эльмире, в конечном итоге, и приведёт его к разоблачению. Удастся ли авантюристу, скрывающемся под личиной праведника, укрыться от возмездия, зрители узнают в финале постановки.
Помимо уже упомянутых Владимира Жеребцова и Андрея Заводюка, отдельно хочется рассказать о великолепной, характерной Вере Воронковой, которая изумительно воплощает в спектакле служанку Дорину, беззаветно влюбленную в хозяина, самоотверженно охраняющую покой семьи. Воронкова - невероятно остро и обаятельно передаёт характер Дорины, одновременно суровый и мягкий, напористый и таинственный, неизменно вызывающий симпатию и умиление.
Также в спектакле играют: Екатерина Клочкова и Эльмира Мирэль (Эльмира), Алексей Воропанов (Клеант), Александр Дмитриев и Владимир Моташнев (Дамис), Анастасия Мытражик (Марианна), Артём Ешкин (Валер), Александр Анисимов.
Все актёры прекрасно справляются со сложной рифмой, органично и гармонично живут в предполагаемых обстоятельствах.
Чётко выверены и чутко прописаны все мизансцены, энергия пьесы передана на разрыв аорты, с драйвом и нервом. На протяжении всего спектакля героям веришь и сопереживаешь, оригинальная сценография постановки придаёт неповторимый колорит и усиливает эффект от происходящего на сцене.
Музыкальная составляющая также добавляет акцент действию: звуки органа и периодически повторяющаяся легендарная композиция "Feeling Good".
Сценография «Тартюфа» принадлежит Ларисе Ломакиной, костюмы - Наталье Коневской. На сцене нет лишних деталей, всё лаконично, продуманно. Каменная стена, в ней дубовая дверь, стол. У публики складывается абсолютное ощущение, что эта конструкция монументальна и крепка, но в одной из сцен она рушится, словно карточный домик. Эта метафора символизирует хрупкость жизни и призрачность иллюзий. Словно пелена заблуждений с рассудка главы семейства Оргона, падает стена его надежд и доверия, которыми он воспылал к коварному Тартюфу.
Нет в этом мире ничего вечного, сложно построить и создать, а разрушить можно мгновенно и легко, предав близких, ценности и идеалы.
«Кто добродетелен, тех травят бессердечно. Завистники умрут, но зависть будет вечно”;
«Не все сбывается, чего душа хотела, и путь не короток от замысла до дела”;
«Вы недовольны им, он потому вас злит, что правду вам в глаза открыто говорит»;
«Вам, сударь, платится по вашим же делам; Вот вы не верили? Теперь не верят вам»;
Для разных случаев, встречающихся в мире: Наука есть о том, как совесть делать шире.
И как оправдывать греховные дела - Тем, что в намеренье не заключалось зла...»
Театр Пушкина в спектакле «Тартюф» дал зрителям шанс - взглянуть на всем знакомую историю по новому, через призму современного восприятия и менталитета. Представленные на сцене герои - абсолютно современны, они - не стандартная копирка классических образов, а яркий гротесковый коктейль характеров и настроений!
Во все века цивилизованное общество стремится: «Клеймить безнравственность и славить Добродетель!» Но вот как отличить одно от другого? И возможно ли это? Ведь в каждом из нас в любой момент могут проявиться как положительные, так и отрицательные черты:
«Как! Под обличием столь искреннего рвенья
Таить столь хитрый нрав, столь злые помышленья!»
В любой момент благородный отец семейства и гражданин может обернуться тираном, а лжец и авантюрист может влюбиться и проявить человеческие черты:
«Что лучше быть доверчивым не в меру
И попадать впросак порой,
Чем осуждать людей гурьбой
По одному несчастному примеру..»
Главное всё же не ожесточиться, не стать циничным скептиком, а принимать жизнь такой, какая есть и сохранить Веру в Разумное, Доброе, Вечное:
«От злоязычия себя не уберечь.
Так лучше сплетнями и вовсе пренебречь.
Нам подобает жить и мыслить благородно,
А болтуны пускай толкуют как угодно»
«Тартюф» в театре им. Пушкина подарит зрителям приятный вечер в компании блистательных актёров в актуальных во все времена образах героев Мольера. На поклонах публика одаривает артистов громкими продолжительными овациями и искренними улыбками восторга и вдохновения! И что самое главное — этот спектакль не проходит бесследно для сердца и разума. Искромётная постановка с юмором и гротеском, лёгкой иронией и сатирой, ненавязчиво и остроумно призывает мыслить и жить Благородно, независимо от стремительных ветров обстоятельств и испытаний судьбы, руководствуясь не соблазнами алчности, зависти и корысти, а кодексом Искренности, Чести и Порядочности!
Автор: Бурулева Юлия
Фотографии: пресс-служба Театра им. А.С.Пушкина
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.