«Тайна любви больше, чем тайна смерти»: премьера спектакля «Саломея» на Новой сцене Вахтанговского театра

Новости

«Тайна любви больше, чем тайна смерти»: премьера спектакля «Саломея» на Новой сцене Вахтанговского театра

«Тайна любви больше, чем тайна смерти»: премьера спектакля «Саломея» на Новой сцене Вахтанговского театра

8 и 10 мая на Новой сцене Вахтанговского театра режиссёр Гульназ Балпеисова представила премьеру спектакля по одноактной трагедии «Саломея» Оскара Уайльда, самого остроумного писателя Великобритании, который по праву удостоен звания «короля парадоксов».

Контрасты и парадоксы столкнулись и тесно переплелись и в «Саломее», в произведении библейские мотивы органично соседствуют с земными страстями, пороками и соблазнами.

В основе трагедии история Саломеи – персонажа Нового Завета. Пьеса долгое время находилась под запретом, как в Великобритании, так и в России, потому что считалось недопустимым выводить на сцену библейских персонажей. На русский язык трагедия переведена несколько раз, но наиболее чувственный перевод принадлежит перу Константина Бальмонта и Екатерины Андреевой, который датирован 1908-ым годом.

Именно к этой адаптации и обратилась режиссёр, ученица Мастерской Римаса Туминаса Гульназ Балпеисова, которая расставила в драматургии действия свои уникальные акценты.

«Саломея» Гульназ Балпеисовой завершает цикл постановок проекта «Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях» по драматургии стран, оказавших наибольшее влияние на формирование режиссёрского стиля Евгения Вахтангова. Проект посвящён 100-летию Вахтанговского театра.

Гульназ Балпеисова, режиссёр спектакля «Саломея»:

«В массовом сознании почти мифологический сюжет об усекновении главы Иоанна Предтечи связан с чем-то кровожадным и варварским, с вопиющим актом насилия, с жертвенной болью во имя новой истинной веры. Но в конце XIX века, когда Оскар Уайльд пишет пьесу «Саломея», всё меняется, ему удаётся переломить не только композицию евангельской истории, но и в этом грубом и жестоком найти тончайшее движение поэзии. Поиск искренности в том, что давно заклеймили пошлостью, возврат к романтизму и романтичности – спектакль об этом. Он – своего рода индульгенция на запрещённый прагматичным сознанием избыток чувств. Хладнокровие и равнодушие вступает в схватку с наивной верой в чудеса, в невидимых богов и духов».

В создании спектакля вместе с режиссёром-постановщиком приняли участие: художник Мария Бутусова, композитор Олег Синькин, художник по свету – Руслан Майоров, педагог по пластике – Ильмира Имангазина, консультант по речи – Елена Ласкавая, звукорежиссёр – Арсений Парамонов.

Благодаря синтезу глубокой драматургии, лёгкого изящества Оскара Уайльда и визуальной красоты сценических решений, пронзительных актёрских перевоплощений, эффектных и эксцентричных образов на Новой сцене Вахтанговского театра родился эстетически красивый, чётко выстроенный, масштабный и глубокий спектакль, который порадует публику красотой действия и пригласит в помпезную роскошь дворца Ирода, тетрарха Иудеи.

Время действия рассеяно в сценическом пространстве - здесь мы видим и черты Древнего мира, и отголоски Средневековья, и рубеж 19 века, когда жил и творил Уайльд, и признаки современного мира, в котором, как известно, природа наделила людей теми же амбициями, желаниями и страстями, что и наших предков. Государственные устройства и эпохи меняются гораздо стремительнее и кардинальнее, чем человеческая личность.

Персонажи находятся вне времени и вне рамок. В первую очередь это люди, независимо от того, в какую эпоху они проживали, какого они происхождения и титула: герои выступают отражением примитивных или возвышенных представителей рода человеческого. Одни поставили превыше всего удовлетворение своих потребностей, ради которых готовы на все - без оглядки и проекции на последствия, другие - избрали своей судьбой отрешение и одиночество, веру и надежду на спасение, смирение и созерцание.

Саломея в исполнении Марии Бердинских за полтора часа действия проходит путь взросления и становления - от юной вдохновенной принцессы до взрослой женщины, которая не погнушается ничем и никем, чтобы достичь желаемого. Нежная прелестница и юная чаровница на глазах публики превращается в яростную хищницу, жаждущую добычи и крови во что бы то ни стало. Трансформируется пластика, интонации и внешний облик Саломеи - из скромного «застёгнутого на все пуговицы» наряда героиня переодевается в декольтированное платье, которое совсем не уместно для нежной юной девушки, но подчёркивает все прелести взрослой женщины, умудрённой опытом прожитых лет.

Тетрарх Иудеи Ирод (Максим Севриновский) и его  жена, мать Саломеи Иродиада (Ольга Тумайкина) - апогей властности и эксцентричности, экспрессии и харизмы. Они считают себя всемогущими: вершить судьбы - для них обыденная рутина. Также вполне обыденно и современно стареющий отчим заглядывается на расцветающую с каждым днём, как цветок, падчерицу, чем особенно нервируют свою не молодеющую супругу Иродиаду.

Царица выделяется внешним безразличием, граничащим с нервозностью, и холодной отрешенностью. С её молчаливого позволения вершатся судьбоносные игры, Иродиада, словно невидимый «серый кардинал», запустивший невозвратный механизм, с наслаждением, а порой и скукой наблюдающий за последствиями. Царица расчетлива и безжалостна, она имеет власть, а в большем и не нуждается -  все и всё и так у ее ног.

Пророк Иоканаан (Денис Бондаренко) - атлетичный невероятно привлекательный молодой человек, чей внешний облик только подчёркивает диссонанс с внутренним миром. Аскетичный отшельник внутри внешне Иоканаан выглядит так, как будто сошёл с обложки модного журнала или подиума. Не удивительно, что Саломея теряет голову, когда такой красавец отвергает её внимание и откровенно пренебрегает ей.

Молодой сириец (Николай Романовский) - антипод пророку, он беззаветно и безответно влюблён в очаровательную принцессу и готов удовлетворить все её капризы.

Противоположны главным героям, визуально театральны, но при этом на протяжении всей постановки неизменны, паж, рабыни и солдаты, соответствующие эпохе повествования: они не скрываются под масками, у них нет необходимости «исполнять роли» в обществе. Они просто безлико существуют, в угоду своим хозяевам. Их воплощают актёры: Артём Пархоменко, Елизавета Палкина, Алексей Петров, Евгений Кравченко, Ирина Смирнова, Андрей Зарецкий, Полина Бондарь.

Кульминация и произведения, и спектакля - это, конечно, «Танец семи покрывал»  Саломеи, который становится фатальным для всех героев действия, преодолевшим «точку невозврата».

В сценической интерпретации создателей спектакля эта сцена решена очень масштабно и проникновенно, по-настоящему эпохально. 

«Саломея» в Вахтанговском театре поставлена под кредо эстетики и красоты, чувственности и пронзительности. В судьбе каждого из нас не только от любви до ненависти один шаг, но и от полёта до падения в пропасть, от прощения до предательства,от жизни до смерти...

В сцене усекновения головы Иоканаан и его палачи лишают себя зрения, тем самым соглашаясь исполнить чужую волю, целиком отдавшись и смирившись.

Финал красив и трогателен: то, что было до, становится призрачным, растворяется в вечности, а к зрителям постепенно приходит осознание и озарение: «Тайна любви больше, чем тайна смерти», -  так говорил устами Саломеи Оскар Уайльд, так говорит нам заполняющий все пространство свет звезд, поглотивший и мертвых, и живых, дарящий восторженное чувство красоты с терпким привкусом неизбежного.

Ближайшие даты «Саломеи»: 18 мая, 5 и 21 июня.

 

Авторы: Бурулева Юлия, Павлухина Елена

Фотограф: Павлухина Елена

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь