30 (12:00) и 31 октября (19:00) на площадке Открытого театрального пространства «Арт-платформа» (Георгиевский переулок д. 3/3) в Москве петербургская независимая команда «Театральный проект 27» сыграет премьеру спектакля «Тоня Глиммердал» (9+). Эту историю для современных подростков поставит известный режиссёр Иван Пачин, автор спектакля «Сочинение про Джобса» («Театральный проект 27») и любимого многими «Мой дедушка был вишней» (Большой театр кукол). В роли Тони — яркая, молодая, талантливая актриса Театра им. Е. Вахтангова Евгения Ивашова. Постановка создана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а также при участии «Арт-платформы».
«Театральный проект 27» — это независимый проект из Санкт-Петербурга, цель которого — создавать вместе с молодыми авторами спектакли нового поколения для подростков. Именно этому театру принадлежат такие постановки, как «Сочинение про Джобса» (реж. И. Пачин), «Принц в корзине» (реж. В. Тутак), «Жирная люба», «Лис PEACE» и «Краш в сердце» (реж. Ю. Каландаришвили).
Находясь в статусе «негосударственного», проект уже успел заявить о себе: спектакли театра становились лауреатами престижных премий, гастролировали по всей стране, а также принимали участие в большом количестве фестивалей, таких как Большой детский фестиваль (Москва), «Территория.Kids» (Москва), «SOLO» (Москва), «Маршак» (Воронеж), «Monofest» (Пермь), «Карабас» (Москва), «Театры Санкт-Петербурга – детям» (Санкт-Петербург), «Европейская весна» (Архангельск), «Башня» (Калининград). Все спектакли имеют мощный отклик в СМИ, в том числе — в федеральных изданиях.
Театр базируется в Санкт-Петербурге и в Москву обычно приезжает с гастролями, но в 2022 году он обрел второй дом в Москве — на сцене «Арт-платформы». «Арт-платформа» — объединенный ресурсный центр в структуре Департамента культуры города Москвы, призванный оказывать системную поддержку негосударственным инициативам в сфере театрального искусства. Коллаборация с пространством «Арт-платформа» началась со спектакля «Принц в корзине» (реж. В. Тутак). Вторая работа – «Тоня Глиммердал» по известной книге Марии Парр (издательство «Самокат»).
После спектаклей Мария Крашенинникова-Хайт (социальный психолог и театральный педагог, выпускница магистратуры ГИТИС «Социальный театр», ведущая мастерской современного театра для подростков) проведет обсуждение. У зрителей будет возможность поделиться своими эмоциями и обменяться впечатлениями.
Книги современной норвежской писательницы Марии Парр — настоящие бестселлеры и, по сути, уникальное явление в сегодняшней детской литературе. В них соединяются сразу несколько лучших традиций скандинавских текстов для детей и подростков — а это, как известно, настоящий феномен. Прежде всего, увлекательность: интересный сюжет и внятная история. Центром этой истории становится необычный герой, с которым, однако, юному читателю легко идентифицироваться — потому что это его ровесник и современник, эмоции, переживания, движения души которого понятны. Но этот герой — как бы более свободная и лучшая версия тебя: фантазер и бунтарь, максималист и шутник, честный, смелый и упрямый. Его мир и повседневность — соединение «нормы», понятных реалий, с незнакомой действительностью: герои Марии Парр живут в окружении природы, вне города, лес, море, овцы и чайки заменяют им гаджеты и панельные дома. А значит, невыдуманная сказочность и игровая манкость с самого начала становятся частью «предлагаемых обстоятельств», достоверной и одновременно удивительной среды. Но в то же время тексты Парр — совсем не сказки в строгом смысле, даже по сравнению с историями Астрид Линдгрен или Свена Нурдквиста. Пусть что-то в них и преувеличено («так не бывает»), по сути — это очень серьезный разговор на сложные, в том числе довольно травматичные темы. Но сам этот разговор не становится болезненным, наоборот: он полон юмора, веры в человека и его способность преодолевать даже то, что кажется непреодолимым. И всё это вместе в изложении Марии Парр сохраняет психологическую достоверность — с поправкой на детское мироощущение, не утраченное умение видеть чудеса и сказки, открывать большой настоящий мир и творить свой собственный: через игру, приключения и «простую» теплоту.
Всё это имеет в виду режиссер Иван Пачин, обращаясь к книге «Тоня Глиммердал». Новая постановка — далеко не первое обращение Пачина к текстам Марии Парр. Причем, как показывают его предыдущие работы, театральные «ключи» здесь могут быть очень разными: от игрового и зрелищного спектакля большой формы, как это было в спектаклях Тверского ТЮЗа, до камерного и проникновенного монолога — так Пачин ставил «Вафельное сердце» в созданном им «Творческом объединении 9». В «Тоне Глиммердал» неизменно важный для режиссера игровой принцип сохранится, однако эта работа будет совсем не похожа на тверскую дилогию по книгам Парр или, например, на «Сочинение про Джобса» — спектакль Пачина, который стал самой первой работой «Театрального проекта 27». Но, возможно, новая постановка напомнит хитовое «Вафельное сердце»: это тоже камерный спектакль, где в центре — один артист, а фантазийный мир творится «из подручных средств» на глазах у зрителей.
Главную роль сыграет Евгения Ивашова — артистка Театра имени Вахтангова, ученица Александра Коручекова. На родной сцене и в проектах других театров она сыграла целый ряд ролей в спектаклях самых разных режиссеров, причем, неизменно сохраняя щукинско-вахтанговский стиль, вкус к игре и театральности, оказалась органичной в очень не похожих эстетически постановках. В сегодняшнем ее репертуаре гротескные и комедийные роли соседствуют с поэтическими и даже трагическими, а шутливая манерность одних работ — с минималистичным психологизмом других и масочным принципом третьих. Хотя для «Тони Глиммердал» самым важным опытом Ивашовой, вероятно, можно считать ее вахтанговский дебют — роль Венди в поставленном ее мастером «Питере Пэне». Спустя семь лет после премьеры Ивашова продолжает играть эту роль, в которой детская непосредственность, трогательное и озорное сочетаются и с открытой условностью, и с мягкой женственностью, и с юношеской отвагой. Очевидно, что все эти качества свойственны и норвежскому подростку Тоне Глиммердал — по словам режиссера Ивана Пачина, «бесстрашной и бессмертной» девочке, чей главный принцип, позаимствованный у одной из ее юных теток, — «скорость и самоуважение». Или, говоря еще проще, — свобода.
«Истории важны. Истории про детство важны, потому что их герои, дети, напоминают нам о нашем детстве. Когда мы с детьми смотрим такие истории, мы соединяемся и со своими детьми, и с историями. Когда мы читаем о том, как Тоня без тормозов едет на снегокате – мы чувствуем бессмертие. Тоня — современная Пеппи. Бесстрашная и бессмертная. Ее позиция такова: мир устроен неправильно, мы его переделаем. Мы переделаем его. Мы не останемся в стороне», — Иван Пачин, режиссер.
Команда:
Режиссер-постановщик — Иван Пачин
Автор инсценировки, режиссер — Федор Парасюк
Художник-постановщик — Ольга Галицкая
Мультимедиа-художник, иллюстратор — Анна Леонова
Саунд-дизайнер — Андрей Мирный
Художник по свету — Екатерина Гиджиян
Помощники режиссера — Мария Яковлева и Дана Книгницкая
Исполнительный продюсер — Анастасия Урусова
Директор — Наталия Сергеевская
В спектакле занята Евгения Ивашова, актриса театра им. Евг. Вахтангова