Трагедия по обе стороны. Рецензия на фильм «ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!»

Новости

Трагедия по обе стороны. Рецензия на фильм «ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!»

Трагедия по обе стороны. Рецензия на фильм «ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!»

«Дорогие товарищи!» – основанный на реальных событиях фильм Андрея Кончаловского, одного из наиболее признанных за рубежом отечественных режиссёров. Последние годы Кончаловский снимаем очень приближенное к простому народу кино, делая человека центром своих трагических историй. Однако у нынешнего режиссёрского почерка Кончаловского есть одна занятная особенность: режиссёр одинаково сопереживает как представителю рабочего класса, так и тем, кто удерживает в своих руках власть – он умеет смотреть и на тех, и других. Кончаловский в равной мере понимает конфликт людей по обе стороны баррикад, благодаря чему «Дорогие товарищи!» вместо очередного «Народ– хороший, а Власть – плохая» превращается в полноценную трагедию про отношения между первыми и вторыми.

За «Дорогих товарищей!» Андрей Кончаловский получил Специальный приз жюри 77-го Венецианского кинофестиваля, вызвав тем самым у некоторых российских зрителей весьма скептический настрой по отношению к картине. Политическая ли это была награда? Может быть со стороны жюри подобное и было. А вот сам Андрей Кончаловский во всех интервью и во время всех пресс-конференций в рамках Венецианского кинофестиваля из раза в раз повторял одни и те же слова.

«Никакой политики! Это аполитичное кино!» – заявлял режиссёр. В этом плане «Дорогих товарищей!» можно сравнить с лентой Мишеля Франко «Новый порядок», удостоившейся Особого приза жюри в Венеции в этом же году, в которой политические и социальные высказывания сочились буквально из каждой сцены, в отличии от картины Кончаловского.

Андрей Кончаловский снял же, отстранившись от политических высказываний, кино не столько о печальных событиях в Новочеркасске, произошедших в 1962 году во время забастовки жителей города, сколько о людях. Пока зарплаты оставались на прежнем уровне, местные власти то и дело повышали цены на еду, из-за чего жизнь в Новочеркасске больше стала походить на выживание. Власть "кормила" народ бесконечными обещаниями, рассказывая о светлом социалистическом будущем. Но каким бы сильным не был советский народ, переживший Великую отечественную, чаша терпения в один день переполнилась и люди вышли на забастовку, в следствии которой было убито более 20 человек, 40 получили ранения, а ещё сотня забастовщиков получили сроки от 2 до 15 лет.

«Дорогие товарищи!» – фильм о большой трагедии, реставрирующий три страшных дня из советской истории, написанный по рассекреченным документам. Это кино о том, как свои убивали своих, закапывали убитых парами в окрестностях города и затыкали рты всем, кто потенциально мог бы проговориться. Кончаловский никого не осуждает – он сталкивает народ и власть, медленно и очень методично наблюдая за человеком, столкнувшимся лицом к лицу с чудовищной несправедливостью. Власть, в представлении режиссёра, не является априори злом, а совсем напротив – Кончаловский через призму ярой коммунистки и рассказывает историю фильма, то есть: говорит со зрителем через власть.

Эмоциональное ядро ленты – это актёрская игра Юлии Высоцкой. Люда, так зовут её героиню, проходит путь от твёрдо уверенной в собственной правоте социалистки, мечтающей построить коммунизм, до сомневающегося, сломленного и разочаровавшегося в собственных идеалах человека. Люда – работница парткома, поначалу на дух не переносящая забастовщиков, однако как только дочь главной героини пропадает без вести во время расстрела мирных жителей, персонажу Высоцкой ничего не остаётся, кроме как пытаться найти своего ребёнка. Ищет Люда везде, начиная от раненых в больницах, заканчивая моргом и кладбищем. Можно углядеть в этом частично автобиографии режиссёра, прошедшего почти такой же путь: от светского уклада жизни к народности, став чем-то вроде богемы.

Кончаловский кидает Люду в самый эпицентр событий, заставляя пройти её через все ужасы тех печальных дней. Можно сказать, что героиня Высоцкой является собирательным образом жителей Новочеркасска, переживших страшное. Ужас даже не в том, что люди потеряли своих родных. Самый главный ужас в том, что люди по сей день не знают, где закопаны их любимые – людям попросту некуда приносить цветы. А всё из-за того, что один московский человек с полномочиями захотел прикрыть местного генерала от позора среди начальства, а потому, в обход конституции, на которую офицеры закрывают глаза в фильме, солдатам поступает приказ: стрелять по мирным жителями. По мирным жителям, конечно же, обычные солдаты не стали стрелять, вместо этого даже помогали соотечественникам – вместо них стреляли по людям агенты КГБ.

Всё это режиссёр показывает очень аккуратно, проводя параллели с сегодняшней Россией. «Дорогие товарищи!» хоть и рассказывает о событиях 60-ти летней давности, однако говорит о том же народе, который ест тот же хлеб, что сейчас, что тогда. Андрей Кончаловский – режиссёр советской закалки, поэтому он как никто другой знает, как можно "пустить зайчиков" так, чтобы "не отсвечивало". Здесь стоит вспомнить нынешние политические взгляды режиссёра, заявляющего о неготовности российского человека к демократии. Русскому народу нужно найти свой путь, поиском которого занимается не одно и не два поколения.

При этом восприятие от картины не портят даже фестивальное соотношение сторон в 1,33:1 (4 на 3) и монохромное изображение, снятое на цифру, а не на плёнку. Да, из-за решения снимать на цифровую кинокамеру лента Кончаловского потеряла в атмосфере, поскольку из-за высочайшего качества картинки теряется натуралистичность и достоверность, которую режиссёр добивался в каждой сцене. Работа художников – выше всяких похвал, как и съёмки на улицах сегодняшнего Новочеркасска, однако интерьерные съёмки выглядят очень искусственно из-за вида из окон, сделанного на компьютере при помощи хромакея. Всё это перекрывается мастерской режиссурой Андрея Кончаловского, ловко играющего на визуальных и звуковых контрастах, но технологическая академичность «Товарищей» внушительно бьёт по восприятию в целом.

«Дорогие товарищи!» – кино о парадоксальной невозможности сломать русского человека. Какое бы горе не переживал советско-российский народ и его власть, всегда останется вера в светлое будущее. И эта вера, проходящая с русским человеком через поколения, и отличает его от других. Самая важная сцена в фильме: Люда молится в туалете, просит у Бога спасти её дочь. Что здесь важного? Наверное тот факт, что коммунистка не может верить в Бога, однако в трудную минуту взывает именно к нему. Очень тонкая и любопытная деталь, на которой Кончаловский концентрируется несколько раз. Возможно, как может показаться из фильма, вся Россия сейчас метафорически стоит где-то на крыше пятиэтажки, смотрит вдаль и верит, что скоро всё изменится, скоро обязательно станет легче.

"«Слишком странный, чтобы жить, слишком редкий, чтобы умереть» — это про нас." - Егор Летов  

Оценка: 8 из 10

В прокате с 12 ноября

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь