Трек "Культура и общество" дебютирует на Петербургском культурном форуме

Новости

Трек "Культура и общество" дебютирует на Петербургском культурном форуме

04.11.2019
Трек "Культура и общество" дебютирует на Петербургском культурном форуме

Влияние культуры на социальные процессы, взаимодействие общества и культурных институций, развитие организаций культуры и критерии оценки эффективности работы профессионалов отрасли будут обсуждаться в рамках мероприятий трека «Культура и общество».

      Проблемы, носящие выраженный социокультурный характер, в истории Санкт-Петербургского международного культурного форума поднимались не единожды, и в конечном итоге выросли в самостоятельное направление – трек «Культура и общество».

    Дискуссионная программа трека дает участникам возможность сформулировать концепцию развития культуры в контексте современных социокультурных тенденций и разработать конкретные предложения по возможностям реализации этой концепции с учетом запроса общества, государственной политики, правового регулирования и практических задач, стоящих перед культурным сообществом, отраслевыми группами культурных институций и отдельными организациями культуры.

    «Санкт-Петербургский международный культурный форум стал знаковым событием в жизни не только Петербурга и не только России, но и в жизни мирового культурного сообщества. Форум стал традиционным, но традиции в нашем изменяющемся мире тоже меняются, и много нового появляется на Форуме. Что такое трек? Трек – это блок вопросов. В рамках трека в обсуждения важных вопросов включаются самые разные специалисты в области культуры. Нам нужно широко понимать, что такое культура. Культура сегодня – это все, что связано с коммуникацией людей, и экономика, и образование: самые разные проблемы, - отмечает руководитель трека, директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. - К участию в треке «Культура и общество», который курирует Русский музей, приглашены не только специалисты музейного дела: участвуют социологи, психологи, представители всех направлений искусства и культуры. Для меня есть две основные темы – это инклюзия и глобализация. Что такое инклюзия? Это не только доступная среда - музей без порогов, но и включение людей, имеющих ограничения по здоровью в проекты для традиционной аудитории. Они должны быть вместе. Очень важно преодолеть еще и эту границу. Я призываю всех участников Форума сменить в своих выступлениях восклицательные знаки на вопросительные. Во всяком случае, знаки вопроса должны превалировать, потому что встречи в рамках Форума – это не только отчет о достижениях в сфере культуры, но и разговор о проблемах, которые стоят сегодня перед культурой и связаны с ролью культуры в жизни общества».

 

              Культурное наследие. Взгляд в будущее

          Неожиданный взгляд на проблемы культурного наследия предлагает панельная дискуссия «Ценности культуры для нас и для будущего».  Право человека на обращение к культурному наследию кажется неоспоримым, но является ли оно безусловным? Есть ли права у объектов искусства? Вопрос не столько юридический, сколько общегуманитарный. Привлечение аудитории к взаимодействию с объектами искусства – основополагающий фактор развития культуры. Тем не менее одна из задач экспертного сообщества – определение границ доступности с целью сохранения аутентичности произведений искусства. Цивилизованное, вдумчивое отношение к ценностям культуры со стороны общества, государства и каждой отдельной личности станет предметом обсуждения. Доступная среда, информационная открытость, прозрачность экономики, государственная культурная политика и госзаказ, общественный запрос определяют статус культурного наследия не только здесь и сейчас, но также формируют его дальнейшую судьбу.

        «Сегодня практически на всем постсоветском пространстве действует так называемая экспертно-ориентированная модель управления наследием, при которой обычные люди, даже если они активно выражают свое мнение по поводу охраны тех или иных объектов наследия, практически не допускаются к принятию решений в отношении последних. Все дело в том, что, с одной стороны, у наших стран нет достаточного опыта и соответствующих методик вовлечения различных общественных групп и местного сообщества в целом для управлением наследием, а с другой стороны, в этом мало заинтересованы и сами сообщества, которые привыкли не доверять власти и абсолютно уверены, что их мнение мало что изменит»,- считает Алла Сташкевич, директор Фонда «Культурное наследие и современность», член Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО (Беларусь).

       В дискуссии примут участие Хосе Мария Луна Агилар, директор общественного агентства по сохранению Дома-музея Пабло Руиса Пикассо, директор филиала Русского музея, филиала Центра Помпиду в Малаге (Испания); Марийке Смалеганг, руководитель отдела цифрового маркетинга, коммуникаций и коммерции Рейксмюсеум (Нидерланды); Алла Сташкевич, директор Фонда «Культурное наследие и современность», член Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО (Беларусь); Борис Соколов, доктор искусствоведения, профессор Факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета; член правления Общества изучения русской усадьбы (Россия); Николай Цискаридзе, соруководитель секции Форума «Балет и танец», народный артист Российской Федерации, ректор Академии русского балета им А.Я. Вагановой (Россия), Яшар Шамиль Гусейнли, руководитель сектора контроля культурных ценностей и реестров, отдела музейного дела и контроля культурных ценностей, Министерство Культуры Азербайджанской Республики (Азербайджан) и другие.

 

           Профессиональный портрет

       Изменения в жизни общества влияют на все составляющие культурной сферы. Технологические новшества, законодательные инициативы, социально-политические и международные тенденции определяют не только направления творческого развития, но и организационные форматы. Панельная дискуссия «Творческие люди культуры: где учиться и как работать?» обозначит современные требования к профессионализму работников культуры и выделит основные задачи переподготовки кадров в соответствии с Национальными проектами России. В ходе мероприятия прозвучат мнения Ани Авагян, президента ИКОМ-Армения, руководителя отдела образования Национальной галереи Армении (Ереван), секретаря Комитета по образованию и культурным действиям ИКОМ (Армения); Одессы Мацубара, начальника отдела кадров, МОМА (США); Тео Мееребура, основателя компании «Музейные вопросы» (Museale Zaak), организатора проекта «Наследие 2.0» (erfgoed 2.0) и других инициатив для профессионалов, работающих с культурным наследием (Нидерланды), Людмилы Шляхтиной, доцента, кандидата педагогических наук, доцента кафедры музеологии и культурного наследия, Государственного института культуры; члена Международного комитета музеологии (ИКОФОМ) и международного совета музеев (ИКОМ) (Россия);  Сариты Вуйкович, директора Музея современного искусства Республики Сербской (Босния и Герцеговина) и других авторитетных экспертов в данной области.

 

        Участники сессии «Развитие человеческого капитала в культурной сфере регионов России: как сделать квантовый скачок» обсудят векторы развития профессионального образования в современных, быстроменяющихся условиях. Вызовы, которые ставит перед обществом динамичное развитие российских регионов, диктуют необходимость применять современные инструменты, определяющие пути эволюции территорий, и среди них один из наиболее эффективных – социокультурное проектирование. Растущий запрос на современную модель профессионального развития, соответствующую требованиям времени, формирует особую систему подходов к образованию. Эта система предполагает не только профессиональную передачу знаний, зачастую нетривиальных, но и работу на стыке различных областей человеческой деятельности. Как показывает практика, культура играет значительную роль в сфере территориального развития. Для агентов социокультурной деятельности в эпоху постиндустриального общества актуально аккумулировать и разрабатывать успешный опыт коммуникаций и эффективного взаимодействия, которой мог бы быть применен на региональном уровне среди игроков профессионального поля. На примере деятельности культурной платформы АРТ-ОКНО, проекта благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», эксперты проанализирует подходы к развитию и обучению специалистов в сфере культуры в регионах России.

        В дискуссии примут участие Ольга Ярилова, заместитель Министра культуры РФ (Россия); Сергей Капков, руководитель «Центра аналитики города» (Россия); Сергей Минаев, писатель, телеведущий, главный редактор русской версии журнала Esquire (Россия); Фатима Мухомеджан, заместитель директора благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» (Россия) и другие.

 

           Реальность инклюзии

         Инклюзия в культуре – тема, неоднократно поднимавшаяся на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, но не теряющая своей актуальности. В рамках трека «Культура и общество» пройдет целый ряд мероприятий, посвященных инклюзивной проблематике. Так, участники дискуссии «Пространство культуры и границы доступности», основываясь на существующей практике, постараются определить причины противоречий между «прекрасной теорией» которой руководствуются учреждения культуры, осуществляя инклюзивные проекты, и реальной жизнью, вносящей свои коррективы и зачастую искажающей смыслы и подменяющей цели. Эксперты проанализируют применяемые инклюзивные методики, их достоинства и недостатки, а также роль инклюзии в деятельности различных институций и ее влияние на общество в целом. Спикеры мероприятия: Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма (Россия); Екатерина Шульман, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Россия); Лариса Афанасьева, художественный руководитель и директор Упсала-Цирка (Россия); Ольга Платонова, психолог, музейный арт-терапевт, заведующая сектором социокультурных и методических программ отдела социокультурных коммуникаций Русского музей (Россия) и Илья Ермолаев, помощник генерального директора, Государственный Эрмитаж (Россия).

         Участники ток-шоу «Социальный театр в России. Реалии и перспективы» обменяются опытом, кто, где и почему занимается социальным театром в нашей стране и за рубежом, и чем отличается смысловое наполнение термина «социальный театр» в разных странах.  Кроме того, будут подведены итоги Первого российского Форума-фестиваля социального и инклюзивного театра «Особый взгляд», который состоится в Москве в конце октября.

     «Если мы мечтаем об идеальном обществе, где доступная среда организована во всех жизненных процессах, то мы подразумеваем, что учреждения культуры также должны открыть свои двери как условно здоровым людям, так и людям с ограниченными возможностями здоровья, причем не только в качестве посетителей, зрителей, но и в качестве участников, создателей процесса», - считает Ксения Дмитриева, руководитель программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» (Россия).

        Эксперты единодушны во мнении, что социальный театр вышел за рамки любительской студии или терапевтической программы: профессионалы центра «Инклюзион» вместе со своими единомышленниками ставят перед собой высокохудожественные задачи, и фестиваль «Особый взгляд» тому подтверждение. Более того, российский социальный театр расширяет поле своей деятельности, и наряду с проектами для людей с ограниченными возможностями по здоровью создаются проекты с участием тех социальных групп, которые по той или иной причине считаются в обществе аутсайдерами. Участники ток-шоу обсудят форму взаимодействия организаций, занимающихся инклюзивными театральными проектами, стратегию развития социального театра и инклюзивных театральных школ в России. Также эксперты проанализируют возможности имплементации зарубежного опыта в российских условиях.  

     В дискуссии участвуют Дмитрий Поликанов, президент благотворительного фонда «Со-единение», учредитель Центра творческих проектов «Инклюзион» (Россия), Виктор Рыжаков, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ, художественный руководитель театрального Центра имени Вс. Мейерхольда (Россия); Ольга Лучина, управляющий по устойчивому развитию и волонтерским программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (Россия), Ксения Дмитриева, руководитель программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» (Россия); Елизавета Арзамасова, актриса театра и кино (Россия) и Елена Ковальская, арт-директор театрального Центра имени Вс. Мейерхольда (Россия).

          В этом году в рамках Форума специалисты международного проекта «Музей 15/24», реализуемого Фондом «Эрмитаж Амстердам», Фондом «Эрмитаж 21 век» и Аутсайдер Арт Музеем (Нидерланды), вместе со своими коллегами, работающими в области музейной инклюзии, обсудят разработку методов привлечения молодежи к традиционным и инновационным музейным практикам.  Молодые люди от 15 до 24 лет с ментальными нарушениями и особенностями психического развития нуждаются в особом подходе, как со стороны общества, так и со стороны организаций культуры. В ходе семинара «Музеи для всех: инклюзия и работа со стигмой в музейном пространстве», эксперты из Нидерландов представят новые методики практической работы с этой социальной группой. Помимо семинара, состоится круглый стол «МУЗЕЙ 15/24: Опыт социальной инклюзии и работы со стигмой в пространстве музея. Нидерланды - Россия», в котором примут участие Ханс Лоойен, директор Аутсайдер Арт Музея, Кателяйн Брурс, директор Эрмитаж Амстердам, Хердин Рабберс, директор Together Strong Without Stigma и другие специалисты в области инклюзии.

   «Критически оценивая искусство, ты можешь быть удивлен, обескуражен: «Ого, интересно, я этого не ожидал». Твой разум раскрывается для восприятия истории, разных культур, религий, индивидуальных стилей. Будучи молодым человеком, ты таким образом учишься смотреть на вещи с разных сторон, а это одна из ключевых компетенций   XXI века», - говорит Кателяйн Брурс,  директор Эрмитаж Амстердам, рассуждая о влиянии искусства на будущее молодых людей, принимающих участие в музейных образовательных проектах.

        На круглом столе будут обсуждаться принципы вовлечения людей с ментальными нарушениями в музейную активность и новые практики музейной работы с молодыми людьми с особыми потребностями – вопросы, которым уделяется особое внимание в рамках проекта «Музей 15/24» наряду с  обменом знаниями и передовым опытом между российскими и зарубежными музеями, а также образовательными и научными учреждениями, созданием научно-методической онлайн-платформы для молодежи и профессионалов, разработкой и изданием методологических и информационных материалов, созданием в Эрмитаже библиотеки для молодежи, организацией выставочных и просветительских молодежных программ, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума.

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь