«Ты всего лишь сиквел». Рецензия на фильм «ОНО 2»

Новости

«Ты всего лишь сиквел». Рецензия на фильм «ОНО 2»

06.09.2019
«Ты всего лишь сиквел». Рецензия на фильм «ОНО 2»

После успеха первого фильма на плечи его сиквела всегда возлагается огромный багаж ответственности. Продолжение очень рискует, когда старается повторить или же преумножить успех своего предшественника. И, к сожалению, зачастую сиквел представляет из себя лишь жалкого клона оригинальной картины, вобрав в себя самые популярные грехи любого продолжения, взяв всё лучшее из первой ленты, умножив всё это в два раза. Всё перечисленное никак не относится к сиквелу нашумевшего хита по Стивену Кингу от Андреса Мускетти «Оно». И, казалось бы, хвала богам, авторы крупного блокбастера понимают и осознают, на чём десятилетиями спотыкаются сиквелы успешных проектов, а с другой – второму «Оно», определённо, не хватает ни размаха, ни смелых решений, ни былого азарта.

Первая картина прогремела на весь мир с оглушительным успехом. Массового зрителя не отпугнуло ни клеймо ремейка, ни ворох жестоких сцен с участием детей, ни литры крови, ни словно выгоревшая, не характерная для крупных ужастиков лишённая стерильности и глянца визуальная составляющая ленты. Два года назад «Оно» сыграло на элементе неожиданности, ворвавшись в кинотеатры спустя 27 лет со времён мини-сериала с Тимом Карри в главной роли. Все со страхом в глазах влюблялись в современного клоуна Пеннивайза в исполнении молодого Билла Скарсгарда. Зрители прониклись клубом «Неудачников», а история про взросление, поиски первой любви и бесконечная юношеская наивность, окутывающая первый фильм, на долго запомнились всем пережившим ночной кошмар Андреса Мускетти.

Стоит понимать, что «Оно» образца 2017-го года – не совсем чистокровный блокбастер. Андрес Мускетти со своей командой нащупал идеальный баланс между классическими ужасами раннего Голливуда и современными блокбастерами. А вот «Оно» 2019 года – это от и до блокбастер, причём не настолько изобретательный и любопытный для анализа, как его предшественник. В плане сюжета картину объективно поругать не получится, поскольку фильм хоть и с некоторыми вольностями, но всё же придерживается оригинальной книги Стивена Кинга. И если вспоминать книгу, то самому Кингу не очень-то и нравилась вторая половина его произведения про повзрослевших «Неудачников» – это самая слабая часть книжного «Оно».

После того как «Неудачники» смогли победить Оно будучи детьми, у всех них судьба сложилась по разному. Почти все уехали из родного Дерри, завели семью, построили карьеру и напрочь забыли о всех пережитых ими в детстве ужасах, о которых, по-хорошему, никто не смог бы забыть при всём желании. Но за 27 лет что-то изменилось в героях, и их воспоминания про кровожадного клоуна Пеннивайза испарились из памяти. И их тихая, а у кого-то и не очень жизнь продолжалась бы и дальше, если бы не роковой для каждого звонок из Дерри от повзрослевшего Майка, единственного из «Неудачников», оставшегося в родном городе ожидать возвращение Оно. И он дождался, и Оно главных героев тоже, вернувшихся в Дерри со своей основной жизненной миссией – убить клоуна раз и навсегда.

Амбиций у сиквела было предостаточно, всю свою рекламную кампанию он обещал стать чем-то грандиозным. В этом вопросе ему помогал и уже культовый статус первой ленты, и потрясающий звёздный актёрский состав. На роли основных повзрослевших «Неудачников» авторы смогли заманить таких узнаваемых голливудских персон, как Джеймс МакЭвой (Билл), Джессика Честейн (Беверли) и Билл Хейдер (Ричи), на помощь которым пришли фотогенично похожие на своих юных коллег по цеху Айзая Мустафа (Майк), Джей Райан (Бен), Джеймс Рэнсон (Эдди) и Энди Бин (Стэнли). А количество значимых деятелей кинематографа и не очень выдающихся (Ксавье Долан), появляющихся в небольших камео – просто зашкаливает.

Вот только сам фильм не очень-то и понимает, что ему нужно делать со столь мощным и харизматичным актёрским ансамблем. Между повзрослевшими «Неудачниками» отсутствует дружеская химия, персонажи просто взаимодействуют друг с другом, а потенциал самих артистов сиквел не раскрывает даже наполовину, из-за чего зритель смотрит лишь на отличных актёров, а не на их персонажей. По сюжету встреча с Оно сильно изменила «Неудачников» и повлияла на них спустя 27 лет, сделав кого-то сильнее, увереннее в себе. Герои возмужали, повзрослели, оставшись детьми где-то глубоко в душе, что Мускетти и демонстрирует через остроумные диалоги. И да, шутки про чужих матерей никуда не делись, вот только смешнее они от того, что взрослые мужчины так низко шутят, не стали. Напротив, в плане юмора картина очень сильно уступает первой.

Андрес Мускетти, по всей видимости, пытался изо всех сил повторить успех первого фильма, что и создало множество подводных камней в процессе создания. Вторая часть словно боится сделать лишний шаг вправо или шаг влево – она идёт по уже проложенному маршруту, из-за чего структура сюжета полностью копирует первую часть. Сам же Мускетти в этот раз заигрался не на шутку со своим же детищем, отсняв такое количество материала, что первоначальный монтажный вариант ленты длился аж целых 4 часа, из которых режиссёр выкинул час с копейками. И если рассматривать монтаж отдельно, то становится понятно, откуда именно и что вырезал Мускетти. Каких-то сцен просто нет, какие-то подрезаны и грубо обрываются.

Больше всего из-за подобных танцев с бубном в монтажной комнате пострадал тот, кто два года назад, по сути, сделал первый фильм незабываемым зрелищем. Речь идёт про Пеннивайза Билла Скарсгарда, который по-прежнему остаётся достойным преемником Тиму Карри. Вот только в «Оно 2» почти нет его главной звезды – Оно. Кровожадного клоуна в сиквеле от силы минут 20, львиная доля которых приходится на третий акт. Всё остальное время Пеннивайз лишь пугает «Неудачников», толком не выходя на главную сцену, предпочитая сидеть где-нибудь в канализации, отправляя гулять по Дерри своих компьютерных шестёрок. Это очень сильно бьёт по атмосфере, убивает любые намёки на страх и саспенс.

Более того, поскольку сиквел сильнее ушёл в сторону блокбастеров, и сами кадры меняются просто с сумасшедшим ритмом. По всем канонам жанра, кадр держится на экране порядка 3 секунды, после чего камера меняет своё положение. Монтаж, в прямом смысле этого слова, превращает даже размеренные диалоги в некое подобие салата, в котором намешено вообще всё, что режиссёр посчитал нужным в него добавить. Проблем с восприятием картины было бы меньше, если бы при почти трёхчасовом хронометраже визуальный ряд имел хотя бы какое-то разнообразие. Один статичный план сменяет другой и так далее, пролёты камеры с помощью крана однотипны и используются оператором чуть ли не постоянно. И так три невероятно тягучих и затянутых часа.

Однообразие – идеальное слово, символизирующее «Оно 2». Забавно, но при хронометраже в три часа, из всего хронометража от силы лишь полтора имеют вес и значимость в истории. Весь второй акт и вовсе состоит из бесконечных самоповторов – целый час сюжет просто топчется на месте. В самом сценарии слишком много воды, львиная доля сцен фильму совершенно не нужны, так как они или просто копируют сцены из первой части или нужны лишь для того, чтобы режиссёр мог сыграть на ностальгии по предыдущему «Оно». Мускетти в этот раз сделал акцент не на истории, не на персонажах, не на атмосфере или на чём-нибудь ещё, в сиквеле он чаще заигрывается с бесконечными скримерами, грохочущими на весь зал каждые минут 10. Если первые минут 30 зрителю действительно может быть страшно, то оставшиеся 2 часа ему может быть попросту скучно, поскольку иммунитет к предсказуемым пугалам выработается очень быстро.

Помимо этого «Оно 2» старается быть в два раза прогрессивнее, поднимая важные социальные проблемы. Герои повзрослели, а вместе с ними и темы для разговоров. Сиквел говорит со зрителем и о гомофобии, и о домашнем насилии, и о убивающем изнутри чувстве вины живых перед умершими. Подобных тем очень много, но все они нужны фильму лишь для того, чтобы просто поднимать важные проблемы через призму массового блокбастера, никак не обыгрывая их, никак не комментируя и никак логически не подводя их к какому-нибудь финалу. Вырезав вышеперечисленное – ничего не поменяется, лишь и без того раздутый хронометраж сократится вдвое.

«Оно 2» не вызывает после своего просмотра желание пересматривать себя, быстро выветриваясь из головы. Первая часть подобными «достижениями» похвастаться не могла, благодаря чему она и стала хитом в поп-культуре. Но и назвать эту картину плохой не получается, это всё ещё то же самое «Оно» Андреса Мускетти, просто рассказанное второй раз спустя два года. Если лейтмотивом первого фильма было взросление, то второй же рефлексирует по детству и по воспоминаниям. Никто из людей не является идеальным и тёмного в его прошлом хватает. Вот только это не так важно, когда в этом же прошлом достаточно и хорошего, ярких и тёплых моментов определяющих всю дальнейшую жизнь человека. И если и вспоминать дилогию «Оно», то только с хорошей стороны. Уж несмотря на всё, хорошего в ней было больше, чем плохого.

Сиквел не повторяет успеха первой части, но и не падает лицом в грязь. Это просто неплохой осенний блокбастер, являющийся приятным дополнением к хорошему фильму.

Оценка: 7 из 10

«Оно 2» – в прокате с 5 сентября  

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь