У страха глаза велики. Рецензия на фильм «КРАСНЫЙ ПРИЗРАК»

Новости

У страха глаза велики. Рецензия на фильм «КРАСНЫЙ ПРИЗРАК»

У страха глаза велики. Рецензия на фильм «КРАСНЫЙ ПРИЗРАК»

Сделанный силами небольшой команды в полной независимости от студийных продюсеров, «Красный призрак» режиссёра Андрея Богатырёва – это фильм полный противоречий, но ярко выделяющийся на фоне типичных ура-патриотических военных лент последних лет. В картине Богатырёва нет привычного восхваления победы в войне и возгласов «снято по секретным документам». «Красный призрак» – кино честное и, хотя бы по отношению к своему зрителю, живое. Оно не пытается строить из себя нечто большее, чем есть на самом деле. Авторы картины сделали простенький приключенческий фильм о подвиге неизвестного солдата без лишнего пафоса. В этом заключается главная прелесть «Призрака», создатели которого умело миксуют внутри своей картины работы Виктора Трегубовича, Сергея Соловьёва, Серджио Леоне и Квентина Тарантино в одной общей жанровой солянке.

Сюжетная канва сосредотачивается не на глобальных событиях, а на конфликтах локальных – фильм буквально соткан из маленьких историй, из которых вся Великая Отечественная и состоит. Как такового главного героя у картины нет, а есть лишь набор шаблонных архетипических героев, представляющих две стороны на войне. Присутствует в фильме и молчаливый безымянный герой, и местный алкоголик-шутник, и мудрый старец, и измученная войной женщина, попавшая в беду, и аристократичной наружности немецкие офицеры – всё это лишь образы войны, которых авторы никак не раскрывают. Зритель буквально ничего, кроме крупицы информации, о главных действующих лицах сюжета не знает, из-за чего на эмоциональном уровне картина Богатырёва работает не так сильно, как могла бы – у зрителя буквально нет привязанности к героям.

Однако отсутствие прицела на одном конкретном персонаже и внятное раскрытие других – авторская задумка, а вовсе на сценарным просчёт. Идеологически «Красный призрак» восхваляет лик неизвестного солдата, что из самого фильма становится понятно не сразу. В самом сюжете центром выступает не сам человек, а мифический Красный призрак – некий человек-легенда, способный в одиночку перестрелять целый отряд немецких войск меткими выстрелами в голову. Одни верят в существование Призрака, а вот другие – нет. Самого же зрителя авторы знакомят с Призраком весьма интересным способом, рисуя из него безликий образ, за которым может стоять любой человек, готовый пожертвовать собой ради других. Поэтому ожидающие увидеть фильм про то, как окоченевший на морозе Юра Борисов будет лихо истреблять нацистов направо и налево – останутся разочарованными.

«Красный призрак» строго существует в рамках своего приключенческого жанра, напоминая классический вестерн. Даже сама война у Богатырёва выглядит, как кукольное представление с оловянными солдатиками, стреляющими друг в друга. Поэтому все ужасы фильм оставляет за кадром, гиперболизируя боевые действия до предела. Всё же сверхзадачей, поставленной режиссёром перед самим собой, не было сделать картину на манер «Иди и смотри». Потому комедийный тон доминирует в ленте буквально во всем, даже над логикой. «Красный призрак» – это кино, созданное ради ряда красивых, живых и весьма запоминающихся эпизодов. Поэтому, скорее всего, сценарий и не является самой сильной частью фильма.

В плане актёрской игры «Призрак» так же мало чем удивляет зрителя. Уже упомянутый актёр Юрий Борисов, одной из визитных карточек которого является феноменальный голос, за весь фильм произносит от силы пару десятков слов. Он отыгрывает испуганными и полными чего-то родного глазами, создавая на экране молодого солдата, готового в случае необходимости на гранату прыгнуть, дабы спасти или же защитить слабых. 

А вот всё, что касается боевых действий – вопросов не вызывает. Именно в экшн-сценах «Красный призрак» и раскрывает себя во всей красе, демонстрируя весь свой как юмористический, так и концептуальный потенциал. Помимо очевидной оглядки на вестерны, авторы ещё и вдохновлялись супергеройским кино, благодаря чему «Призрак» смотрится как сущий абсурд, что очень умело разбавляет тон картины. Во многом это заслуга оператора-постановщика Никиты Рождественского, чей потенциал, к сожалению, Андрей Богатырёв в фильме раскрывает лишь наполовину, в отличие от режиссёров «28 Панфиловцев». Визуально «Призрак» хоть и выглядит очень красиво, но ему явно не хватает разнообразия в виде деталей или же крупных планов. Весь фильм выдержан в одной манере съёмки – камера держит или средний план, или общий.

Один из самых лучших эпизодов картины – это джентльменская дуэль советского солдата с немецким офицером один на один, всем чем только можно отсылающая на вестерны Серджио Леоне. И в эту самую сцену прямо-таки напрашиваются крупные планы глаз героев, которыми ленты Леоне во многом и славятся. Но вместо этого картинка переключается от одного среднего плана к другому, зачастую настолько немотивированно, что складывается такое чувство, будто бы авторы просто резали в случайном порядке разные дубли, чтобы длительность каждого кадра не превышала трёх-пяти секунд, дабы сохранился динамичный темп картины.

Не всё в порядке у «Красного призрака» и с серой моралью, вокруг которой авторы аккуратно построили не только сюжет, но и визуальное повествование. Матч-катами фильм очень хорошо связывает советского солдата с немецким, переключая действие от одной стороны к другой. А вот содержательно этот же трюк не работает от слова совсем. Сама по себе серая мораль направлена лишь в одну сторону, а именно: только немецкая сторона в фильме показана с этой точки зрения. Когда немецкий солдат не сообщает начальству про испуганную русскую женщину, прячущуюся в ящике от нацистов на их оккупированной территории – это наглядно показывает, что на войне далеко не все немцы были зверями. И это работает. Вот только работает это в одну сторону, из-за чего серая мораль в фильме выглядит так, словно её вставили просто для галочки.

Из последних военных картин, в которых хорошо работала серая правда войны, сразу же вспоминается фильм «1917» Сэма Мендеса. В нём режиссёр показывал, что мерзавцы и хорошие есть как со стороны британских войск, так и со стороны немецких. Андрей Богатырёв же демонстрирует это только на примере немецких солдат, противопоставляя их офицерам. Советские же солдаты все одинаковые. Единственный грешок, приписанный сценаристами одному из русских партизан – это алкоголизм, но ощущается эта арка больше как комедийная из-за своей юмористической подачи, нежели попытка сыграть на серости войны. Но мысль авторов всё равно улавливается и запоминается, особенно благодаря нарративу с работягами по обе стороны, воюющими за своих высших правителей.

«Красный призрак» –  авторский аттракцион, выполняющий свои развлекательные функции. Однако та честность, с которой авторы фильма подошли к его созданию, всё же подкупает, мотивируя зрителя закрывать глаза на целый ряд художественных проблем. Всё же как для независимого и малобюджетного проекта картине Богатырёва есть что показать и есть чем удивить. «Красный призрак» не эксплуатирует тему победы СССР в войне для коммерческих целей, не ставит себя выше других и не пытается казаться умнее, чем он есть на самом деле. Андрей Богатырёв сделал фильм-восхваление неизвестному солдату, образ которого не должны забывать будущие поколения. А большего от этого фильма и не требуется.

 
Оценка: 7 из 10

В прокате с 10 июня

 
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь