С древних времён существования человечества одним из главных соблазнов и пороков является жажда власти. И именно она - причина всех войн, раздоров и междоусобиц, не только межгосударственных, но и внутрисемейных. История знает немало примеров, когда в погоне за Властью и могуществом предавались нормы морали и совершались смертные грехи.
Продюсер спектакля - Анастасия Могинова.
В основе спектакля «Лев зимой» — популярная во всем мире историческая пьеса американского писателя Джеймса Голдмена, посвященная взаимоотношениям в семье Генриха II и Элеоноры Аквитанской.
Несмотря на то, что события разворачиваются почти тысячелетие назад, темы, затронутые в спектакле, тонко коррелируются и с сегодняшним временем - всё потому, что эпохи и технологии изменяются гораздо быстрее и стремительнее, чем природа человеческой личности. Наши достоинства и недостатки, соблазны и пороки, амбиции и желания остаются прежними, меняется лишь форма и немного трансформируются способы и средства достижения целей.
Сюжет увлекает и захватывает: 1183 год. Англия. Во время Рождественских празднеств стареющий король Англии Генрих II должен назвать имя наследника. На это событие прибывают жена короля Элеонора Аквитанская, которая провела десять лет в тюрьме за участие в заговоре против монарха, любовница короля - тщеславная принцесса Элис, ее брат, король Франции Филипп II и трое сыновей Генриха II: Ричард Львиное Сердце, Джеффри и Джон. Все члены семьи люто ненавидят друг друга. Их объединяет лишь одно - непомерная жажда власти и готовность пойти на любое предательство ради нее.
Премьера пьесы состоялась на Бродвее в 1966 году.
В 1968 году пьеса была экранизирована выдающимся режиссером Энтони Харви, с участием таких звезд, как Питер О’Тул, Кэтрин Хелберн и Энтони Хопкинс.
Актёров связывает множество совместных проектов, фильмов, телесериалов и спектаклей, и многолетняя дружба, проверенная временем и «медными трубами» , поэтому этот творческий тандем чувствует друг друга буквально на энергетическом уровне, транспонируя цунами невероятной энергии в зрительный зал.
Их детей, между которыми совсем нет братских чувств и привязанностей, великолепно воплощают актёры,любимые зрителями по ярким ролям в кино и на сцене: Гела Месхи (Ричард I Львиное Сердце), Владимир Фекленко (Джеффри II Плантагенет (герцог Бретани)) и Сергей Соцердотский (Иоанн (Джон) Безземельный).
В роли умного и коварного Короля Франции Филиппа II Августа - Митя Лабуш и Петар Зекавица.
В образе капризной и коварной Элис - молодая и яркая Мария Свирид. Дочка Анны Якуниной не похожа на неё внешне, но харизму, талант и органику мамы она несомненно унаследовала.
Сценография Марии Бутусовой лаконична, но при этом объёмна и монументальна. Величественные балдахины и огромные геометрии кубических конструкций превращаются то в интерьеры Королевского замка, а то - в тёмный подвал заточения пленников. Короли и Принцы - тоже пленники, обстоятельств и самих себя.
Отражающие эпоху, роскошные и изысканные костюмы Андрея Климова, оригинальная хореография Альбертса Альбертса и музыка Георгия Мансурова дополняют и обрамляют образы героев и придают нужные акценты тем или иным событиям.
Максим Аверин в роли Генриха II, словно мудрый хитрый Лев, могущественен и силён, но при этом растерян и раним.
Ему нравится быть Королём, на протяжении своего правления он достойно правил Государством, увеличивая его могущество и приумножая владения, «был справедлив, когда мог себе это позволить», был хитёр и расчётлив тогда, когда считал нужным.
«Не так плохо быть Королём Англии: многие будут тебе завидовать и мало кто оплакивать!»: говорит Генрих одному из сыновей, каждый из которых жаждет стать наместником своего отца, но трон - один, а сына - три, и братской любви, сыновьего плеча и поддержки от них ждать не стоит.
Король может всё, кроме того, чтобы жить вечно, и Генрих это понимает. Прекрасно осознаёт это и Элеонора, одна из самых влиятельных женщин того времени, тот самый «серый кардинал», который правил руками сначала своего мужа, а потом- сына, любимого Ричарда. Это потом он станет легендой по прозвищу «Львиное сердце», а сейчас он силён и потерян, смущён и разочарован. Ричард воспитывался при дворе матери, Элеоноры Аквитанской, и именно она видит его будущем Королём.
А Генрих на момент развития событий делает ставки на младшего Джона, но, увы, этот сынок является полной противоположностью храброго Ричарда. Подлый, мелкий, скользкий Джон алчен, меркантилен и глуп - он ведётся на интриги и провокации, не имеет собственного мнения, управляем и ведом.
Этим пользуется третий брат Джеффри, который по словам матери готов «продать и предать всех и сразу». Элеонора дала конкретную характеристику своему чаду - «Шепчущее предательство». Для таких, как Джеф, нет ничего святого, если это будет в их интересах, они смогут не только предать, но и физически устранить оппонента.
Добавляет накала всем этим семейным страстями и Король Франции со своей сестрой Элис, которая должна стать женой одного из сыновей, но давно является любовницей самого Генриха, к ней он питает особую любовь и не хочет терять.
Филипп не так силён, как Ричард, но он умён и расчётлив: «Зачем дратья с Генрихом, если за тебя это сделают его дети?»
И Элис совсем не так проста, как кажется на первый взгляд - её страсть и нежность чуть было не толкнут Генриха на геноцид своей семьи, благо, здравый смысл одержит победу над безумием.
Роль Элеоноры, безусловно, мечта каждой актрисы. В этой легендарной женщине заключена целая Вселенная, как же эффектно её воплощает Анна Якунина!
«У всех нас при себе ножи!»: восклицает Элеонора в одной из кульминационных сцен, и в этот момент от осознания смысла этой фразы у каждого зрителя в зале перехватывает дыхание.
«Жизнь - как лавина, глупо обвинять маленький снежный комочек, с которого всё началось, в последствиях этой лавины». Да и вообще искать виноватых в чём - либо - утопия, главное - не сделать тот шаг, который может стать фатальным и необратимым.
Такие спектакли, как «Лев зимой», на примере эпохальных личностей в мировой истории дарят колоссальный простор для размышлений и, словно захватывающую шахматную партию, раскладывают на чёрное и белое человеческую личность, в каждой из которых от эволюции до деградации - всего один миг, а устойчивого алгоритма по сохранению самого себя в море страстей и пороков нет и быть не может.
Мы целенаправленно не будет расшифровывать метафоричное название «Лев зимой», пусть эту трактовку каждый интерпретирует сквозь призму своей индивидуальности. Напомним только, что у любого прайда - есть границы, а у любой, даже Королевской жизни - свой срок.
«Глупо спрашивать: «Хороший ли воздух?», - если больше нечем дышать». Но дышать всё же нужно, И как бы не манили лавры власти и не пленили цели могущества и господства над чем-то или над кем-то, надо пытаться остаться человеком.
В замке Генриха II Рождество 1183г. отмечала корреспондент: Бурулева Юлия
Фотографии: продюсерская компания М-АРТ, фотограф - Марина Смирнова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.