Круглый стол «Новый формат образования» с участием игроков рынка моды, представителей вузов и сферы интеллектуальной собственности прошел в рамках Creative Business Forum «Российской креативной недели – 2020» в Москве. Участники обсудили, насколько современные образовательные программы отвечают запросам бизнеса, как меняется сама индустрия и почему онлайн-образование не решит накопившихся проблем.
Мода – один из самых ярких символов креативных индустрий, ведь здесь проявляется синергия дизайна, классического изобразительного искусства, новых технологий, медиа, IT. Поэтому и система образования, подготовки кадров для этой сферы должна быть чуткой к самым современным запросам рынка. Между тем, высшее образование почти везде демонстрирует известный консерватизм.
О возможных путях преодоления инерции традиционной педагогической школы рассказала заместитель директора Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Еременко: «Высшее образование не дает в полной мере тех компетенций, которые нужны сегодня бизнесу. Я работала в вузе 15 лет и ушла, потому что образовательные стандарты необоснованно архаичны и жестки. Как ни пытайся креативить, дополнять программу – мы все равно зажаты в плотные рамки, выход за которые чреват лишением лицензии, аккредитации».
Екатерина Еременко отметила, что Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP создан совместно с бизнесом и с учетом его актуальных запросов: «Мы добились гармоничной синергии. За счет программ дополнительного образования мы можем одновременно прокачать навыки человека в той профессии, в которой он работает, и дополнить запас знаний специфическими компетенциями, которые ему необходимы и продиктованы временем. Например, у сет-дизайнера должны быть и технические знания, и знания по цивилизованному обращению с интеллектуальной собственностью, и soft skills».
Программы Центра пишутся по итогам углубленных интервью самих представителей отрасли, пояснила эксперт: «Опросы свидетельствуют, что не хватает специалистов с определенными компетенциями, а самим компаниям тратить дополнительные время и деньги на организацию собственных курсов по переподготовке нерационально или не под силу. В определенном смысле наши программы– это программы дополнительного образования от кутюр. Они полностью эксклюзивны».
Советник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности, член Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Максим Прокш отметил, что нынешние дискуссии фэшн-индустрии напоминают обсуждения перспектив технологических стартапов, которые велись в Инновационном центре «Сколково» десять лет назад. И за прошедший период, благодаря серьезному подходу к дополнительному образованию в разных форматах, технологические предприниматели научились находить менторов, бизнес-ангелов, использовать в своих интересах разнообразные инструменты акселерации. То же должно случиться и в сфере моды.
Максим Прокш подчеркнул важность непрерывного, часто самостоятельного образования. По его мнению, образование невозможно без лабораторий, то есть площадок, где учащиеся встречаются, общаются, пробуют применить новые знания на практике: «По данным совместного исследования НИУ ВШЭ, ФРИИ, «Нетологии» и Skyeng, рынок российского онлайн-образования к 2021 году должен был достигнуть 53,3 млрд рублей. Самоизоляция дала ему резкий толчок – трафик российских EdTech-проектов увеличился в 2–6 раз по сравнению с докарантинным уровнем».
Рынок дополнительного образования в России в первом квартале 2020 года вырос на 20% и продолжил стремительный рост на фоне самоизоляции. Однако несмотря на столь бурное развитие, базовое высшее образование по-прежнему остается крайне важным, считает Максим Прокш: «Новые знания, которые можно получить на курсах повышения квалификации и специальных образовательных программах, должны к чему-то прирастать. Нужен фундамент – будь он айтишный или гуманитарный. Нужно понимать, что уже сделано до тебя, чтобы не стать невольным плагиатором или изобретать велосипед».
Также Максим Прокш отметил, что мода – индустрия, связанная с материалами, а ведь уже через несколько лет одежду вполне возможно будут печатать на 3D-принтерах: «Выбираете фасон и материал, и в соседнем 3D-ателье через 15 минут получаете готовую вещь», – сказал он, добавив, что на рынке сейчас прослеживается явная тенденция к персонализации товаров.
В круглом столе приняли участие первый проректор АНО ВО «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт» Светлана Забелина, директор по персоналу Торгового дома «ЦУМ» Татьяна Кленкина и директор центра развития компетенций в области fashion-индустрии и fashion-ретейла ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Светлана Костенко. Модерировал беседу основатель и генеральный директор Fashion Hub Russia Георгий Ростовщиков, сообщила пресс-служба Ассоциации IPChain