«В тайне прекрасна сама тайна, а не реальность, которую она скрывает», - Гоша Куценко, Григорий Сиятвинда и Ольга Ломоносова в спектакле «Загадочные вариации»

Новости

«В тайне прекрасна сама тайна, а не реальность, которую она скрывает», - Гоша Куценко, Григорий Сиятвинда и Ольга Ломоносова в спектакле «Загадочные вариации»

«В тайне прекрасна сама тайна, а не реальность, которую она скрывает», - Гоша Куценко, Григорий Сиятвинда и Ольга Ломоносова в спектакле «Загадочные вариации»

В нашей жизни нет ничего постоянного, да и сама жизнь – явление временное и вариабельное. Однако отсутствие чётких констант – возможность хотя бы попытаться постигнуть человеческое сознание, с бесконечным количеством тайн и неизведанных лабиринтов. Не зря говорят: «Чужая душа – потёмки», но и наш собственный внутренний мир полон «Загадочных вариаций», которые, как правило, даже мы сами не можем объяснить…

Об этом и не только идёт речь в философском спектакле «Загадочные вариации», который представило театральное агентство «Ника». Режиссёр-постановщик – знаменитый Владимир Мирзоев, в ролях – популярные  актёры Гоша Куценко, Григорий Сиятвинда и Ольга Ломоносова.

Те, кто следит за творчеством этих артистов, знают, что они не позволяют себе участвовать в случайных проектах, следовательно, их имя на афише – гарантия качества и глубокой драматургии действия.

В основе «Загадочных вариаций» - одноимённая пьеса французского и бельгийского писателя и драматурга Эрика-Эммануила Шмитта, написанная в 1996 года для Алена Делона, ради этой роли легенда мирового кинематографа вернулся в лучи Мельпомены.

Многогранная пьеса, в которой философские размышления о сущности бытия органично и гармонично сочетаются с тонким юмором, самоиронией и мудрыми аллегориями, полюбилась театралам во многих странах. Её ставят в столицах и в регионах, но от этого история отнюдь не становится избитой и банальной. Напротив, каждая интерпретация произведения, словно драгоценный камень в разном обрамлении, начинает играть новыми красками и оттенками в безграничной палитре эмоций и чувств.

Мы целенаправленно не будем в этой рецензии пересказывать сюжет.

Те, кто с ним знаком, несомненно, захотят увидеть его сценическое воплощение.

А тем, кто не знает эту историю, можно по-доброму позавидовать: им ещё предстоит знакомство со сложным, многослойным и очень мудрым произведением.

Мы бы не рекомендовали читать заранее содержание: спектакль Мирзоева настолько логичен и последователен, что его хочется вкушать постепенно, сцена за сценой, реплика за репликой расшифровывая бесконечную Вселенную смыслов сквозь призму личного восприятия.

Любовь и разлука, надежды и разочарование, иллюзии и суровые айсберги реальности… Фатальное одиночество… Невозможность полностью познать любимого человека и непостижимость самого себя… Два мужчины и одна женщина: совсем не равнобедренный любовный треугольник, а, может быть, и не треугольник, ведь в каждом человеке гораздо больше граней?

Эгоцентричный, капризный и своенравный писатель (Куценко) может оказаться робким, нерешительным, сомневающимся и запутанным.  А вполне себе «заурядный» журналист (Сиятвинда) открыться совсем с неожиданной стороны.

Рандеву Куценко и Сиятвинды блестяще – каждый актёр делает своего героя живым человеком, со своими достоинствами и недостатками, фантазиями и разочарованиями, убеждениями и кредо.

Двух таких непохожих мужчин объединит женщина (Ломоносова) – любовь и страсть, верность и преданность, трагедия и спасение. Эфемерная леди – призрак из прошлого и главная женщина в жизни каждого из героев, но такая разная для каждого из них.  Это ещё одна аллюзия на то, что мы воспринимает людей через свою индивидуальность, а такие ли они на самом деле или, может быть, многие их черты - плоды нашего воображения?

Хореограф Рамуня Ходоркайте искусно включил в спектакль изящные и элегантные танцевальные композиции – героиня Ломоносовой Элен буквально парит над сценой, что выглядит достоверно и вдохновенно благодаря грации и балетным навыком актрисы, которая, прежде чем поступить в Щукинское училище, окончила хореографическое по профессии артист балета.

События происходят на отдалённом острове в одном из северных морей, где уединился гениальный писатель, чтобы никто и ничто не мешало ему творить. Декорации минималистичны, но в консенсусе фантазий режиссёра со световым решением художника Анастасии Бугаевой сценография транспонирует содержание.

Величественные громады северных гор, напоминающие глыбы айсбергов, возвышаются над пространством и периодически меняют дислокацию. Словно острые пики этих вершин – градус противоречий и внутренней борьбы человека с самим собой, неспособность пойти на компромисс, услышать свой внутренний голос с одной стороны и терпение, милосердие и понимание с другой.

Костюмы также оттеняют содержание – чёрно-белая цветовая гамма, разбавленная персиковой рубашкой героя и такого же цвета платьем героини. Яркий цветовой акцент можно назвать ещё одной метафорой, цветом призрачной гармонии в монохромной палитре действительности.

Постановка, как и литературный оригинал, изобилует философскими афоризмами и цитатами, которые не только характеризуют конкретных героев, но и точно описывают природу человеческой личности.

Как, например:

- «Влюбиться - это может каждый, а вот любить...»;

- «Известно ли вам, что такое близость? Не что иное как ощущение границ своей личности. Ты вынужден похоронить свое могущество и явить себя - маленького человека, глядя в глаза друг другу»;

 - «Ненависть никогда не вытекает из ненависти, она подразумевает... нечто другое... страдание, ущербность, ревность, тревогу... Любовь говорит от имени любви, но ненависть всегда говорит от чужого имени»;

- «Жизнь - это обман. Нас помещают в нее, не спрашивая нашего согласия, и выставляют против нашей воли. Едва нам кажется, что мы что-то обрели, как это "что-то" исчезает. И любим мы всегда лишь призраков, а все остальные для нас - загадка, которую нам никогда не разгадать»…

 «Загадочные вариации» - тот случай, когда на примере героев можно и нужно открывать неизведанные черты в самих себе, а, может быть, и трансформировать что-то в своих моральных ценностях, нравственных векторах и ориентирах.

И хотя один из героев убеждён, что «правда всегда приносит разочарование», а «в тайне прекрасна сама тайна, а не реальность, которую она скрывает», иногда осознание этой тайны является по-настоящему пленительным и спасительным для человеческой души.
 

Читать также

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь