4 сентября в Новом Пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2025-2026 гг., а следом на основной сцене прошла пятая церемония вручения Премии Корша. На церемонию собрались друзья, партнёры и работники театра, чтобы назвать новых лауреатов в 12 номинациях: Фонд поддержки и реализации культурных инициатив СИНАРА («Дружба»), заместитель заведующего художественно-постановочной частью Сергей Тимченко («Надёжность»), ведущий специалист по кадрам Наталия Титова («Ответственность»), актёр Сергей Волков («Прорыв»), актёры Тимофей Трибунцев и Семён Штейнберг («Дебют»), актриса Мария Смольникова («Явление»), режиссёр Дин Итэн («Открытие»), режиссёр Евгений Писарев («Вдохновение»), актёр Вениамин Смехов («Мастерство»), народный артист России, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин («Школа»), доктор медицинских наук, заместитель генерального директора по лечебной работе Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины имени академика Юрия Михайловича Лопухина Федерального медико-биологического агентства Андрей Мещеряков («Уважение»), Третьяковская галерея за открытие нового корпуса на Кадашёвской набережной и филиала в Калининграде («Событие»).
В сезоне 2025-2026 гг.. Театр Наций сосредоточится на лабораторной и фестивальной деятельности, а также спектаклях малой формы — премьеры состоятся в Новом Пространстве Театра Наций и на малой сцене. К работе приступят такие российские режиссёры, как Валерий Фокин, Денис Азаров, Филипп Гуревич, Лиза Бондарь, Роман Шаляпин, Арсений Мещеряков и Дмитрий Крестьянкин.
«Время диктует форму, поэтому в новом сезоне мы смещаем акцент на камерные, почти интимные постановки, в которых создатели поднимают волнующие их вопросы, и на которых происходит непосредственный взаимообмен мыслями, чувствами, энергией со зрителями. И так складывается, что в большинстве постановок мы смотрим на сегодняшний день через оптику великих классиков — Ибсена, Афанасьева, Толстого, Горького, Вознесенского… Но при этом Театр Наций продолжает творческие поиски новых театральных форм, новой драматургии, новой режиссуры и новых технологий на наших многочисленных фестивалях и лабораториях, к которым в этом сезоне добавятся фестивали «Горизонт» в Петропавловске-Камчатском и «Луч» в Новоуральске Свердловской области. Мы планируем реализовать проект под рабочим названием «Искусственный интеллект в театре», в ходе которого специалисты Сбера поделятся с нами технологиями и общественной проблематикой использования AI-продуктов, а результатом этой лаборатории должны стать новые постановки, как в нашем, так и в региональных театрах. И, наконец, мы продолжаем сотрудничество с нашими зарубежными коллегами. В ходе международного форума объединённых культур в Санкт-Петербурге Театр Наций проводит в этом году не только дискуссионные клубы, но и практическую работу — устраивает читки зарубежных пьес, призванные познакомить наших коллег из разных театров с драматургией стран, с которыми мы сейчас работаем. Китайский режиссёр Моу Сэнь и российский режиссёр Мурат Абулкатинов начнут в этом сезоне репетиции масштабной постановки «Тихого Дона», а индийский режиссёр Дипан Шивараман — новой версии «Игрока». Премьеры этих спектаклей состоятся уже в следующем сезоне», — говорит художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.
Театр Наций продолжает последовательно выступать за децентрализацию театрального искусства, ежегодно реализуя Федеральную программу по поддержке театров малых городов России. В январе 2026 года на сцене Театра Наций будут представлены победители XXII Фестиваля театров малых городов России: «ва-ва» режиссёра Петра Незлученко (Березниковский драматический театр, Березники, Пермский край) и «Родительский день» режиссёра Дмитрия Огородникова (Камерный драматический театр «Доминанта», Губаха, Пермский край). Кроме того, до конца 2025 года состоятся выездные творческие лаборатории Театра Наций в театрах Свердловской области (Нижний Тагил, Ирбит, Каменск-Уральский, Екатеринбург), в Ивановской области (Кинешма, Иваново), Нижневартовске и Ногинске.
В сезоне 2025-2026 Театр Наций проведёт 5 региональных фестивалей. Помимо XXIII Фестиваля театров малых городов России, «Театр Наций FEST», который уже девятый раз пройдёт в Тобольске, праздника уличных театров в Нижневартовске, впервые в городе Петропавловске-Камчатском при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Камчатского края с 13 по 29 октября состоится фестиваль «Горизонт», призванный показать лучшие работы российских театральных коллективов и развить зрительский потенциал Камчатского края.
«Горизонт» — новое направление Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, которая стартовала в 2018 году. Проект объединяет грантовую поддержку молодых режиссёров, обновление репертуаров региональных театров и проведение ярких культурных событий — таких, как Фестиваль театров Дальнего Востока в Южно-Сахалинске и Международный Тихоокеанский театральный фестиваль во Владивостоке. Идеолог проекта — художественный руководитель Театра Наций и руководитель Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке Евгений Миронов.
Фестиваль носит статус межрегионального форума. Это не просто обмен постановками — это яркая и захватывающая дискуссия культур, художественных школ, читки книг, лекции и творческие встречи с ведущими режиссёрами и экспертами — от глубоких разговоров об истории театра кукол до исследований телесной выразительности актёра. Особое внимание уделяется местному театральному сообществу: его представителей ждут профессиональные разборы спектаклей, практические тренинги и семинары, которые превращают фестиваль в профессиональную мастерскую.
С 15 по 21 ноября 2025 года Театр Наций совместно с программой «Территория культуры Росатома» и Благотворительным фондом Евгения Миронова «Театральные инициативы» проведёт первый фестиваль «Луч» в городе Новоуральске Свердловской области. Фестиваль будет приурочен к 80-летию атомной промышленности в России и станет итогом проведения творческих лабораторий «Театр Наций – театрам атомных городов» за шесть лет существования проекта. Участниками фестиваля «Луч» станут восемь театров из атомных городов: Новоуральска, Озёрска, Волгодонска, Заречного и Северска. Театры покажут спектакли которых выросли из эскизов, представленных в рамках лабораторий. В рамках фестиваля также пройдёт образовательная программа для артистов и руководителей театров. Открывать фестиваль «Луч» будет спектакль Театра Наций «Ходжа Насреддин» в постановке Анны Викторовой.
«Театр Наций — давний партнёр и друг «Территории культуры Росатома». В 2024 году мы подвели итоги нашего 6-летнего сотрудничества. За этот период театральные лаборатории прошли во всех театрах «атомных» городов: создано 66 эскизов спектаклей. Фестиваль «Луч» станет логичным продолжением нашего успешного сотрудничества. Для зрителей наших территорий это прекрасная возможность увидеть яркие постановки, оценить свежие театральные интерпретации. Не сомневаюсь, что фестиваль завоюет сердца театральных любителей, а также искушённых зрителей, жаждущих новых впечатлений», — говорит руководитель программы «Территория культуры Росатома» Оксана Конышева.
Третий год подряд команда Театра Наций во главе с художественным руководителем Евгением Мироновым курирует секцию «Театр» в рамках Санкт-Петербургского международного форума объединённых культур, который пройдёт с 11 по 13 сентября. В 2025 году секция будет состоять из трех частей: «Диалог театров России, Азии, Африки, Южной Америки, стран Арабского мира: инвестирование в культурный обмен», «Современная драматургия Азии, Африки, Южной Америки, стран Арабского мира, России и молодая режиссура», а также читки и обсуждения пьес индийских, китайских, бразильских драматургов.
В новом сезоне Театр Наций совместно со Сбером реализует проект под рабочим названием «Искусственный интеллект в театре», который призван создать пространство диалога между художниками, теоретиками и практиками для выявления ключевых проблем и тематических векторов взаимодействия театра и искусственного интеллекта в широком контексте культурных вопросов и футурологических исследований. Проект — это AI-резиденция с погружением в творческий и технический потенциал AI-сервисов Сбера (GigaChat, Kandinsky, SymFormer), исследовательской работы для театральных контент-мейкеров (режиссёров, драматургов, художников) и питчинга идей постановок, сюжетов, сценических решений.
Результатом проекта должны стать 10 идей спектаклей, включающие сюжеты о значении искусственного интеллекта в современном мире и художественные решения, применимые в традиционном театре. Одна из идей будет реализована на сцене Нового Пространства или малой сцене Театра Наций, часть проектов планируются к постановке в региональных театрах. Проект демонстрирует уникальность объединения творческих усилий и передовых технологий, подчеркивая значимость искусственного интеллекта в современной культуре и искусстве.
В сезоне 2025-2026 Театр Наций планирует гастроли спектаклей: «Толстая тетрадь» в рамках фестиваля «Театральное Прихопёрье» в Балашов (17 сентября), «Наше всё… Тургенев. Метафизика любви» в Ереван, Армения (19 сентября), «Канарейка» в Ташкент, Узбекистан (3 октября), «Кто боится Вирджинии Вулф?» в Саратов (10 октября), «Прыг-скок, обвалился потолок» в рамках первого театрального фестиваля «Горизонт» в Петропавловск-Камчатский (15 октября), «Ходжа Насреддин» в рамках фестиваля «Театр Наций — театрам атомных городов» в Новоуральск (15, 16 ноября), «Кто боится Вирджинии Вулф?» в Курск (22, 23 ноября ). Также гастрольные показы спектаклей пройдут в рамках совместной программы «Интеграция» с фондом поддержки и реализации культурных инициатив «Синара» и программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел».
ПРЕМЬЕРЫ МАЛОЙ СЦЕНЫ
20, 21 сентября 2025 года
Лев Толстой
ОБЫКНОВЕННАЯ СМЕРТЬ
Режиссёр — Валерий Фокин
В спектакле заняты: Евгений Миронов, Авангард Леонтьев, Леонид Тимцуник, Марьяна Спивак, Елена Морозова, Кирилл Быркин, Антон Ескин, Владимир Белостоцкий, Глафира Лебедева, Кирилл Шварценберг, Наталья Батрак, Владимир Калисанов, Никита Волков, Ян Латышев, Дмитрий Сердюк и другие.
Спектакль «Обыкновенная смерть» поставлен народным артистом России, лауреатом четырех Государственных премий, президентом Александринского театра Валерием Фокиным. В основе постановки — повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», считающаяся одной из вершин мировой психологической прозы. Тем насколько подробно выписана хроника болезни и умирания судейского чиновника Головина восхищались Бунин и Чайковский, Набоков и Кортасар. Их поражало, что история Ивана Ильича жесткая и несентиментальная, но при этом во всех подробностях показывает не только процесс ухода человека из жизни, но и нравственное возрождение его души.
Валерий Фокин с необыкновенной точностью и психологической подробностью выстраивает в спектакле образ главного героя, показывая, как человек переживает приближение конца, какие психологические уловки использует, чтоб увернуться от осознания его неизбежности. «Театр чувственного сюжета» — такое определение дал когда-то подобным своим постановкам Валерий Владимирович.
«Основная идея нашего спектакля — показать, как суетное, автоматическое, наполненное событиями, но не делами, существование человека меркнет при приближении смерти. И в эти последние мгновения приходит осознание его истинного предназначения, нравственное возрождение его души. «Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная, и самая ужасная» — с этой фразы в повести начинается жизнеописание её главного героя. Толстой как будто ставит знак равенства между этими двумя понятиями. Судьба Ивана Ильича — лишь частный пример общего принципа; его жизнь ужасна в той же степени, что и жизнь любого человека, который живёт неосознанно, «как все»», — говорит Фокин.
5, 6, 7 декабря 2025 года
ЦВЕТЕТ МИНДАЛЬ
Режиссёр — Роман Шаляпин
В спектакле заняты: Павел Артемьев, Наталья Ноздрина и другие.
Этот спектакль — мультимедийное театральное действо, синтез музыки, графики, живого вокала, танцевального перформанса и драматических эпизодов, объединённых биографией и поэзией одного из известнейших поэтов ХХ века Андрея Вознесенского. Автор «Юноны и Авось» в Ленкоме и «Антимиров» в Театре на Таганке, текстов популярных песен «Миллион алых роз» и «Плачет девушка в автомате», он знаком многим поколениям. Вознесенский предстаёт в нашем спектакле как стихотворец, художник, архитектор, свидетель ярких событий эпохи.
«Путь Андрея Вознесенского был наполнен многочисленными событиями, каждое из которых могло бы лечь в основу отдельной книги или спектакля. Отобрав наиболее сильные события и сфокусировавшись на нескольких особенно важных для истории фактах из жизни поэта, родилась идея совместить их не просто в жанре байопик, где описываются события в хронологическом порядке и по мере взросления, герой движется к своему логическому завершению; завершается жизнь, завершается повествование. В нашем случае, сам герой подсказывает форму не линейного спектакля», — говорит Роман Шаляпин.
Зима 2026 года
ГОРЬКИЙ. ЛЮБОВЬ
Режиссёр — Филипп Гуревич
В спектакле заняты: Анастасия Лебедева, Александра Ревенко, Юлия Хлынина, Анастасия Светлова.
Любовь в 20, 30, 40 и 50 лет — это совершенно разные чувства. А в случае с Максимом Горьким на них влияли ещё и разные социальные статусы писателя: от полной безвестности до всемирной популярности. О его личной жизни написаны десятки исследований, а уж сколько всего остаётся неизвестным — можно только догадываться. Режиссёр Филипп Гуревич и драматург Екатерина Гузёма решили рассказать о четырёх женщинах — Ольге Каминской, Екатерине Пешковой (Волжине), Марии Андреевой и Марии Будберг, каждая из которых связана с определённым этапом биографии Максима Горького. Спектакль был создан для фестиваля искусств «Горький+».
«Максим Горький — большой автор, яркая фигура, человек-миф. В одни годы он был провинциальным бродягой, в другие — "буревестником революции", респектабельным писателем или сумрачным мыслителем, и очень сложно разобраться, какой он настоящий. Мы и не ставили перед собой такую задачу, мы решили показать Горького глазами четырёх женщин, которые его любили. И у каждой из них есть с ним свои счеты, у каждой своя рефлексия. Эта история о том, что принять себя и свою жизнь рядом с гением возможно только через аксиому, что он не был бы собой, если бы меня не было рядом. И здесь речь идёт не об эгоизме, а об огромном энергообмене, обмене любовью, которая является двигателем творчества», — говорит Филипп Гуревич.
17, 18, 19 апреля 2026 года
ПРИВИДЕНИЯ
Режиссёр — Денис Азаров
В спектакле заняты: Сати Спивакова, Анатолий Кот, Павел Комаров, Владислав Медведев и другие.
Глубокая психологическая драма Генрика Ибсена показывает трагедию распада обычной семьи через призму запретных тем XIX века. В центре повествования — история вдовы Хелены Алвинг, открывающей приют в память о своем покойном муже. Однако благородное начинание оказывается омрачено страшными тайнами прошлого, которые обнаруживаются постепенно, на протяжении всего действия. Мастерски выписанные характеры и острые социальные конфликты делают пьесу актуальной и сегодня. Ибсен с большой достоверностью демонстрирует, как общественные предрассудки и двойные стандарты приводят к трагедии.
«Это история о попытке прожить не свою жизнь — о стремлении казаться кем-то другим, убежать от неприятной правды. Но как бы герои ни старались, «приведения» — метафоры прошлого, внутренней истины, подавленных чувств — всё равно возвращаются. Реальность настигает. Меня интересует тема распада — когда то, что кажется прочным и устойчивым, на деле оказывается хрупким и лживым. В центре истории — самообман: герои пытаются показать внешне благополучную жизнь своего «клана», но эта конструкция держится на лицемерии и нелюбви, а значит неизбежно рушится», — говорит Денис Азаров.
ПРЕМЬЕРЫ НОВОГО ПРОСТРАНСТВА
11, 12, 13 ноября 2025 года
НЕДЕТСКИЕ СКАЗКИ
по мотивам сборника «Народные русские сказки» А. А. Афанасьева
Режиссёр – Арсений Мещеряков
В спектакле заняты: Анна Галинова, Ефим Белосорочка, Иван Злобин, Арсений Касперович, Илья Барабанов, София Петрова, Маргарита Якимова, Григорий Артеменко и другие.
Благодаря знаменитому собирателю фольклора Александру Афанасьеву в 1873 году появился сборник «Народные русские сказки». В наше время, пересказывая детям привычные истории про Колобка или Морозко, мы не задумываемся о том, что их сюжеты перерабатывались и цензурировались, поскольку изначально они, как и французские фаблио, немецкие шванки и польские фацеции, вовсе не были предназначены для детской аудитории. В своём спектакле молодой режиссёр Арсений Мещеряков предлагает вернуться к оригинальным русским народным сказкам, и посмотреть на них свежим взглядом.
«Сказки в сборнике Афанасьева представлены в том виде, в котором они были записаны, без литературной переработки. Это устное творчество, зафиксированное на бумаге, — говорит Арсений Мещеряков. — Сказки театральны по своей природе. В каждой — свои звучание, ритм, характер. По сути, готовая музыкальная партитура».
11, 12, 13 февраля 2026 года
ДЕНЬ ЗАКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Режиссёр — Дмитрий Крестьянкин
Этот документальный спектакль о подростках, отбывающих наказание в исправительных колониях — размышление о свободе, ответственности, милосердии и раскаянии. Создатели постановки поговорили с ними и попросили рассказать, что они поняли, о чём жалеют и каким видят своё будущее после освобождения. Это честное послание из-за забора с колючей проволокой, попытка объяснить случившееся и предостеречь от ошибок.
«Меня очень интересует свобода. Поэтому захотелось поговорить о ней с подростками, которые в силу возраста максимально её ценят и буквально требуют. И сделать это, я решил в местах, где свободы они максимально лишены, то есть в колониях, — говорит Дмитрий Крестьянкин. — Мне кажется, что должен получиться честный разговор о свободе, ответственности, ошибках, покаянии, любви и надежде».
Весна 2026 года
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
Режиссёр — Елизавета Бондарь
В спектакле заняты: Сергей Волков, София Сливина, Дмитрий Половников, Любовь Савичева.
Спектакль, созданный для фестиваля «Горький +», по-новому раскрывает режиссёрский талант Елизаветы Бондарь. Она придумала мокьюментари-детектив и одновременно лирическую историю о фотографе времен Максима Горького и его увлечении фигурой знаменитого писателя. Спектакль создан для камерного пространства на стыке драматического театра и театра кукол.
«Изначально была идея создать спектакль в жанре мокьюментари про человека, которого не существовало, но для которого Горький оказался самой яркой фигурой в жизни. Линейную историю для такого жанра придумать было сложно, да и тема, которая бы волновала и меня и драматурга, не находилась. Но через какое-то время я поняла, что всё это неважно и единственное, что есть у нас на данный момент живое — наша с драматургом попытка понять, почему Горький вернулся в Россию. Причём, сразу стало понятно, что эта история также и про нас, потому что я здесь, а драматург давно живёт не в России. Мы работаем вместе, придумываем спектакли, но о самом главном обстоятельстве, в котором мы сейчас оказались так и не поговорили через тексты. Что называется, ходили по голому полю и не видели огромного комбайна. Так мы и придумали это мокьюментари, в котором правда — только тема, которая прорастает через придуманный сюжет», — говорит Елизавета Бондарь.
Фотографии предоставлены пресс-службой
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.