Едва ли найдётся человек, который не соприкасался бы с многоликим романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: об этом произведении спорят и дискутируют, одни - восхваляют, другие – критикуют, но вот уже много десятилетий роман будоражит сердца и умы миллионов людей. Несмотря на то, что технически и эмоционально это очень сложно, «Мастера и Маргариту» неоднократно в разные годы ставили на театральной сцене, экранизировали в кино.
На сцене Московского Театра сатиры фантасмагория по мотивам романа Михаила Булгакова получила подзаголовок - «Мастер и Маргарита. История любви».
Режиссер Антон Непомнящий и художественный руководитель постановки Евгений Герасимов взяли за сюжетную основу Историю любви Мастера и Маргариты. Именно Любовь является квинтэссенцией этого спектакля, главной движущей силой и мощным импульсом.
Темы страсти и верности, веры и мистики, морали и нравственности, любви и разлуки, жизни и смерти из века в век волнуют человеческую цивилизацию, но в этих субстанциях нет теорем или аксиом – каждый из нас по-разному проявляет себя в тех или иных обстоятельствах. Антагонисты не только непрерывно взаимодействуют на сцене и в зрительном зале, который также является частью действия, но и показывают себя с неожиданной стороны, снова и снова демонстрируя зрителю, что не бывает исключительно отрицательных и абсолютно положительных людей.
.jpg)
Маргарита (Янина Студилина) - эталон женственности, любви и страсти, эта героиня отражает бесконечную палитру женской природы, сотканной из противоречий. Молодую женщину не смущает ни «Бал Сатаны», ни сделка с Дьяволом, не останавливает даже смерть, потому что она любит, беззаветно и бескорыстно.
Мастер (Игорь Лагутин) – мужественный, харизматичный, но ранимый мужчина-писатель, рефлексирующая творческая личность, которую одолевают сомнения.
.jpg)
.jpg)
«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
Воланду в воплощении Евгения Герасимова симпатизируешь: несмотря на то, что он представитель «тёмных сил», его обаяние и верность своему слову вызывает уважение. Воланд точно знает, что «рукописи не горят» и что у некоторых «тёмных сил» гораздо более строгий «кодекс чести», чем у тех, кто ловко прикрывается масками добродетели и благих намерений.
.jpg)
Не менее колоритны и обаятельны и другие герои – Азазелло (Сергей Колповский / Григорий Трапезников / Иван Федотов), Коровьев (Антон Буглак), Кот Бегемот (Вероника Агапова / Карина Муса) – да-да, не удивляйтесь, в этой постановке– Бегемот – Кошка; Бенгальский (Андрей Анкудинов), Латунский ( Максим Финогенов), Гелла (Екатерина Хлыстова), Семплеяров (Юрий Васильев/ Михаил Хомяков) и другие актёры.
В спектакле Театра сатиры в блистательном воплощении прекрасных артистов можно увидеть проекцию человеческого общества и вечное противостояние ценностей и культур.
Действие охватывает всё сценическое пространство в разных плоскостях, а также зрительный зал – иммерсивные сцены, когда герои оказываются в окружении публики, изящно намекают, что герои Булгакова гораздо ближе нам, чем может показаться.
Художники-постановщики Дмитрий Довченко и Наталья Андонина гармонично соединили масштабные многоуровневые декорации и визуальные эффекты, которые транспонируются на огромном экране. Например, архитектура Москвы, полёт Маргариты над Первопрестольной. Сцена бала – особенно зрелищна: воздушные гимнасты, красочные декорации…
Постановка Антона Непомнящего очень музыкальна и пластична.
Хореограф Виктория Гончарова создала для каждого героя уникальную пластику. Кульминация хореографии – конечно же, страстный и соблазнительный Танец Маргариты и её страстные рандеву с Мастером.
Костюмы Полина Харитоновой - отдельная услада для взора. Элегантные и сексуальные наряды Маргариты восхищают и мужчин, и женщин.
У Свиты Воланда сразу несколько зажигательных вокально-танцевальных номеров, которые органично смотрятся как на театральной сцене, так и стали бы феерией на музыкальных шоу и концертах.
Вокальный номер есть и у Маргариты, и он прекрасен! В постановку интегрирована песня Басты (Василия Вакуленко) «Мастер и Маргарита», также в спектакле звучат композиции: «Исповедь Маргариты» (музыка Константина Минина, стихи Ирины Ильиной), песня Кота Бегемота (стихи Владимира Тягичева). Музыкальное оформление — Маруся Бережная, Кирилл Лазарев.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
В каждой сцене, герое и диалоге завуалирована бесконечность смыслов и метафор, которые хочется расшифровывать и постигать сквозь призму своего воображения. Тонкие аллегории с сегодняшним днём придают иронию, а бессмертные цитаты Булгакова звучат невероятно актуально!
Персонально отметим темпоритм динамичного спектакля – в постановке нет ни одной лишней сцены.
Если вдруг Вы не читали великий роман, рекомендуем перед посещением спектакля познакомиться хотя бы с кратким содержанием, чтобы не чувствовать себя чужом на Балу у Мессира. В ближайшие месяцы закружиться в вихре всепобеждающей Истории Любви «Мастера и Маргариты» можно 24 октября, 9 и 23 ноября, 4 декабря и 16 января.
Спектакль «Мастер и Маргарита. История любви» посетила корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии – пресс-служба Театра сатиры
.jpg)
.jpg)