«Незабываемо. Душеподъёмно. Феерично. Музыкально. Талантливо. Всепоглощающе!» - так прокомментировала молодая пара Роман и Вера уникальный концерт в одном из лучших залов столицы. 26 февраля в программе именного абонемента «Московский государственный академический симфонический оркестр» прозвучали произведения трех великих композиторов эпохи романтизма.
В программе вечера: Вебер — Увертюра к опере «Эврианта», Лист — Концерт для фортепиано с оркестром №1 ми-бемоль мажор, S 124, Вагнер – де Влигер «Кольцо, оркестровое приключение» по тетралогии «Кольцо нибелунгов». Дирижёр – Димитрис Ботинис, солист – Джордж Харлионо.

Опера «Эврианта» — романтическая опера Карла Марии фон Вебера, либретто которой основано на средневековой французской повести «История Жерара де Невера и прекрасной и добродетельной Эврианты Савойской, его милой». Сюжет, положенный в основу оперы, был использован Шекспиром в «Цимбелине», а до него — Боккаччо в одной из новелл «Декамерона». Премьера оперы прошла в 1823 г. в Вене и в 1840 г. в Санкт-Петербурге. «Эврианта» – история сентиментально-романтической любви, — представляет собой грань между старой и новой оперой, пролог к будущим музыкальным драмам Рихарда Вагнера.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа – одно из наиболее часто исполняемых произведений мировой пианистической литературы.
«Я придаю фортепиано очень большое значение, – писал Лист. – Оно занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено. Этим значением и популярностью оно обязано исключительно своей гармонической полноте, а вследствие этого и способности охватывать и концентрировать все музыкальное искусство».
Композитор вынашивал замысел Концерта в течение 19 лет. Форма концерта не традиционна: он состоит из одной части и четырех разделов, исполняющихся без перерыва. Премьера Концерта прошла в Веймаре в 1855 г. в исполнении самого автора, дирижером был Гектор Берлиоз. В программе 26 февраля Концерт Листа исполнит пианист Джордж Харлионо.
Пианист Джордж Харлионо: «Я имел удовольствие выступать в Концертном зале имени Чайковского в конце 2023 г. Это — прекрасный зал, как для исполнителей, так и для слушателей. Несмотря на размеры, здесь царит удивительно интимная атмосфера. Акустика здесь исключительная, и для меня большая честь выступать в зале с такой престижной историей. Мне очень понравилось мое предыдущее выступление в Концертном зале имени П.И.Чайковского, и я с нетерпением жду своего следующего концерта – на этот раз с МГАСО. Ференц Лист — композитор, которым я глубоко восхищаюсь. Его музыка написана с таким пианистическим мастерством, а мелодика полна такого изящества! Первый концерт Листа имеет для меня особое значение. В моей карьере это был второй концерт для фортепиано с оркестром, который я когда-либо исполнял на публике, так что я посвятил Концерту Листа очень много времени. Это музыкальное произведение наполнено вечной юностью, а также драматизмом и театральностью. Я несколько раз исполнял Первый концерт Листа, впервые, когда мне было 12 лет. Один особенно запоминающийся концерт состоялся в Чикаго. У меня было дневное выступление перед вечерним концертом легендарной пианистки Мицуко Утида, и я воспользовался ее гримеркой. После моего выступления мы все вместе принялись искать ее пропавшие туфли! Я так и не знаю, нашлись туфли Мицуко или ей пришлось спешно покупать новые. В 2022 г. я исполнял Первый концерт Листа во Франкфурте с немецким маэстро Себастьяном Вайгле».
Дирижер Димитрис Ботинис: «С Джорджем Харлионо я выступил впервые полтора года назад в Новосибирске. Он произвел на меня более чем положительное впечатление. Буду рад сотрудничать с ним снова. Музыка Вагнера представляла для меня огромный интерес еще с юности. «Кольцо, оркестровое приключение» — так назвал Хэнк Де Влигер свою оркестровую версию великой тетралогии Вагнера. Эта версия представляет собой увлекательное путешествие по самым характерным и узнаваемым эпизодам гениального цикла. Из всех подобных попыток, данный вариант обладает особым динамичным развитием, которое способствует цельному восприятию».
Более четверти века Рихард Вагнер посвятил работе над тетралогией «Кольцо нибелунга» — циклом из четырёх эпических опер, основанных на германской мифологии, исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах». В цикл вошли оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Многие увертюры и фрагменты из опер Вагнера впоследствии обрели самостоятельную жизнь на концертной сцене.
«Кольцо, оркестровое приключение» – переложение самых известных тем тетралогии, созданное в XX в. нидерландским перкуссионистом и композитором Хенком де Влигером. Хотя изначально многие критики восприняли оркестровое приключение де Влигера как настоящую авантюру, оно заняло свое место в репертуаре ведущих оркестров мира, так как позволяет в краткой форме насладиться основными мотивами тетралогии Вагнера, на исполнение которой в полном авторском варианте нужно несколько дней.
Шквал аплодисментов, крики «БРАВО!», множество цветов и трехкратное «бис» - таковы «итоги» концерта МГАСО в Зале Чайковского.
Наталья Логинова.
Фото – Роман Романов.