«Варшавская мелодия» – премьера на Симоновской сцене Театра Вахтангова!

Новости

«Варшавская мелодия» – премьера на Симоновской сцене Театра Вахтангова!

«Варшавская мелодия» – премьера на Симоновской сцене Театра Вахтангова!

 «Счастье чувствуешь кожей» - примерно так звучит главная мысль дипломного спектакля Щукинского института по пьесам Леонида Зорина «Варшавская мелодия» и «Перекресток» в сценической версии и постановке Владимира Иванова.

18 февраля 2023 года в Камерном зале Симоновской сцены состоялась премьера дипломного спектакля Театрального института имени Б.В. Щукина.

Вместе с режиссёром над выпуском спектакля работали: Татьяна Захава (режиссёр-педагог), Максим Обрезков (сценография и костюмы), Вячеслав Жуков (музыкальное оформление), Ольга Калявина (художник-гримёр).

В спектакле играют выпускники Щукинского института этого года (руководитель курса – Анна Леонардовна Дубровская) – Полина Рафеева и Иван Захава.

«Правила дипломного студенческого спектакля диктуют, что все роли – и молодые, и возрастные – играют студенты. Наверное, если бы этот спектакль был поставлен в театре, было бы какое-то другое решение (можно было бы разделить пары – молодая и пожилая), но… Все-таки это, прежде всего, учебная работа. Сложнейшая и ответственейшая! … Ее герои, будучи уже пожилыми людьми, через тридцать лет после своей последней встречи в Московской консерватории волею судеб случайно встречаются в аэропорту европейского курорта», – так представил собравшимся на пресс-показе журналистам режиссер Владимир Иванов свою работу.

На Симоновской сцене Театра Вахтангова двое бывших студентов, а теперь артистов прославленного театра,  играют легендарную пьесу Зорина, которая «пропитана» послевоенным временем – в социальном и политическом аспекте. Именно последний и стал препятствием на пути к счастью советского солдата-винодела и польской студентки-певицы.

Их любовь – это борьба (безуспешная) с бездушными и бездумными «правилами и законами»  государства-монстра. Герои постановки – Виктор и Гела – по-разному видят «причинно-следственную связь» между репрессивными законами (невозможность сочетаться браком с иностранцами) и несложившейся жизнью двух любящих людей. Виктор, который не смог препятствовать этим несуразным законам, не пронес через годы любовь к польской красавице. Но только ли режим в этом виноват?

Двое молодых вахтанговских артиста и пытаются на Симоновской сцене объяснить/оправдать  невозможность счастья Гелены и Виктора через восприятие времени. Играют в «двойной» «Варшавской мелодии» Полина Рафеева и Иван Захава – выпускники курса Анны Дубровской.

Три этапа спектакля как раз и «подводят» зрителя к восприятию и пониманию (или не пониманию) истории любви  советского  винодела и польской  певицы: послевоенный 1946 год Москвы - их первая встреча; Варшава десять лет спустя – второе свидание; 1997 год - герои пересекаются в одном из международных аэропортов.

Виктор и Гела совсем разные люди: непохожие взгляды на жизнь, системы ценностей, разительные  особенности воспитания, совершенно противоположные  увлечения. Никто не знает, были ли бы они счастливы, если бы поженились? Но судьба (в виде нечеловеческого закона) развела их по жизни… и остались только встречи.

Большой зал Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского – общежитие – Любовь. Молодые актеры Полина Рафеева и Иван Захава  сумели прочувствовать и донести до зрителей ту боль и душевную пустоту, которую оставила в их сердцах и душах война.  

Варшавская встреча: Она успешная  артистка – ПРИМА  в невероятно дорогих нарядах, Он - дока в ремесле виноделия. Дорогой ресторан, бокал вина и беседа-воспоминание,  в ходе которой выясняется, что  забыть друг друга они так и не смогли, несмотря на то, что оба состоят в браке.

И эпилог -  Гелена и Виктор накануне нового века встречаются в аэропорту: Она пишет популярные детективные романы, Он стал профессором и достиг больших высот в  виноделии. Финальная беседа двух пожилых людей и  прогнозы  на будущее, которые делает Виктор, заставляют о многом задуматься каждого сидящего в зале. Что же все-таки ОНА сказала себе и нам, когда ОН ушел?

Каждая временная ипостась  Полины Рафеевой  и Ивана Захавы  обыграна и прожита по новому. Разные тембры голоса, совершенно противоположные (горделивая и сгорбленная) осанки, соответствующие эпохе стили одежды, разные парики и гримы, но и, конечно же – талантливейшее актерское воплощение ЕЕ и ЕГО.

Сценография спектакля решена с помощью компьютерной графики: большой экран, который позволяет зрителям представить, что они попали в Большой зал консерватории, в маленькую комнату общежития, в уютный ресторан, бескрайние просторы аэропорта, перроны вокзала.

Постановка молодых вахтанговцев точно станет подтверждением того, что каждый спектакль на всех сценах прославленного театра – это праздник театрального искусства, пусть иногда и с «грустинкой». Но именно так и бывает в жизни каждого из нас.

 

Сабадаш Владимир. Анна Духон.

Фотограф Парамонова Вера

Информационная справка:

Репертуарные пути Театра Вахтангова неоднократно пересеклись с творчеством Леонида Зорина – драматического писателя мирового масштаба. У нас в разные годы с огромным успехом шли четыре его пьесы:

«Дион» (постановка Рубена Симонова, в главных ролях: Михаил Ульянов, Николай Плотников, Юлия Борисова; 1965); 

«Варшавская мелодия» (постановка Рубена Симонова, в главных ролях: Михаил Ульянов и Юлия Борисова; 1967);

«Коронация» (постановка Евгения Симонова, в главной роли Николай Плотников;1969);

«Царская охота» (постановка Владимира Иванова, в главных ролях: Мария Аронова, Анна Дубровская, Владимир Вдовиченков, Алексей Завьялов; 2002).

Владимиру Иванову судьба подарила не только радость творческих встреч с Леонидом Зориным во время работы над спектаклями по его пьесам, но и очень тёплые человеческие отношения с выдающимся драматургом.

Владимир Иванов: 

«1985 год – это год нашего с Леонидом Генриховичем знакомства. Михаил Александрович Ульянов тогда работал над пьесой Зорина «Пропавший сюжет» и позвал меня ему помогать. Я очень хорошо помню нашу встречу на первой репетиции с Леонидом Генриховичем, Михаилом Александровичем и Наташей Молевой, которая была партнёром Ульянова в этой работе. Не так давно, разбирая дома бумаги, я нашёл дневник тех репетиций – с первого дня и до завершения работы над спектаклем, который, сожалению, тогда не вышел.

Потом, в 1993 году я выпускал зоринскую «Царскую охоту» в Щукинском училище на своём первом курсе – с Машей Ароновой, Аней Дубровской, Володей Епифанцевым, Пашей Сафоновым, Кириллом Пироговым, и, естественно, пригласил автора на этот дипломный спектакль. Наши отношения, смею сказать, стали дружескими. И до конца его жизни мы с ним общались, часто бывали в гостях…

3 ноября 2002 года Леонид Генрихович в день премьеры «Царской охоты» уже на сцене Театра Вахтангова, подарил мне свой сборник, который назывался «Под занавес столетия. Театр 1985 – 2000 г.» с дарственной надписью: «Моему дорогому Владимиру Владимировичу с благодарностью и надеждой на новые встречи».

В этом сборнике есть малоизвестная пьеса «Перекрёсток» (подзаголовок: «Варшавская мелодия – 97»), ставшая продолжением и завершением истории, рассказанной в «Варшавской мелодии» (1967). Её герои, будучи уже пожилыми людьми, через тридцать лет после своей последней встречи в Московской консерватории волею судеб случайно встречаются в аэропорту европейского курорта.

Двое молодых актёров, студентов Щукинского института – Полина Рафеева и Иван Захава – сделали в институте самостоятельную работу по «Варшавской мелодии». Тогда и родилась идея поставить спектакль, соединив две пьесы – «Варшавскую мелодию» и «Перекрёсток».

Правила дипломного студенческого спектакля диктуют, что все роли – и молодые, и возрастные – играют студенты. Наверное, если бы этот спектакль был поставлен в театре, было бы какое-то другое решение (можно было бы разделить пары – молодая и пожилая), но… Всё-таки это, прежде всего, учебная работа. Сложнейшая и ответственейшая!

Шутка ли сказать, после Михаила Александровича Ульянова и Юлии Константиновны Борисовой играть «Варшавскую мелодию», пусть и на Симоновской сцене, да ещё и возрастные роли – задача не из самых простых! Но как много может дать её решение в понимании выбранной профессии. Конечно, это дерзость, но и азарт! И как же интересно, что из этого у нас получится…

Замечательно, что наш театр возобновил традицию, когда один из дипломных спектаклей выпускного курса Щукинского института идёт на Вахтанговской сцене.

С прошлым моим курсом (выпускниками 2020 года) мы играли спектакль «Две женщины» по тургеневскому «Месяцу в деревне» и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. А в этом году Кирилл Игоревич Крок предоставил возможность студентам курса А.Л. Дубровской играть «Глазами клоуна» (режиссёр-педагог Эльдар Трамов) и наш «Перекрёсток» (Варшавскую мелодию в 2-х частях). И уже 18 февраля мы должны представить премьеру.

Все пьесы Леонида Зорина – и «Царская охота», и «Варшавская мелодия», и «Коронация», и «Медная бабушка», и «Декабристы», и «Дион», и многие другие – помимо того, что они просто замечательные, это и огромный кладезь подробно выписанных, блистательных актёрских ролей».

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь