Язык тела и мимика лица - не менее красноречивы, чем богатая эпитетами речь: то, что и как мы говорим, как правило, поддаётся большем внутреннему контролю, чем наши движения и эмоции, которые не терпят фальши.
21 апреля на сцене объединённого Театра Сатиры состоялась премьера пластического спектакля «Арбенин. Маскарад без слов» в постановке известного режиссёра, хореографа, основателя стиля новой пластической драмы wordless Сергея Землянского, которого по праву называют гуру пластических спектаклей.
![](/system/files/images/IMG_2291.JPG)
Его постановки «Калигула» в Московском Губернском театре, «Материнское поле» в Театре им. Пушкина и 18 других спектаклей в разных городах и странах очень полюбились и зрителям, и критикам. Спектакли Сергея Землянского отличает синтез пластики, драматургии и музыки, синергия смыслов, экспрессия и гротеск. В преддверии премьерных показов «Арбенина. Маскарад без слов» художественный руководитель Театра Сергей Газаров отметил, что в истории Театра Сатиры это первый спектакль в таком жанре. Также Газаров сообщил, что Сергей Землянский назначен главным балетмейстером Московского академического театра Сатиры.
![](/system/files/images/IMG_2241.JPG)
Безусловно, эксперимент удался: «Арбенин. Маскарад без слов» стал одной из самых знаковых и значимых премьер весны.
Драматическая основа спектакля - легендарный «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, история любви и ревности, страсти и соблазна знакома всем со школьной программы, но благодаря выразительной пластике блистательных актёров и эффектной сценографии «Маскарад» заиграл новыми красками в бесконечной палитре человеческих эмоций.
Мы не будем пересказывать всем знакомый сюжет «Маскарада» - скажем лишь, что даже те, кто забыл содержание произведения, без затруднений поймут, о чём динамично и драматично рассказывает захватывающий спектакль Сергея Землянского.
Пластика настолько выразительна, что не требует словесного обрамления. Но, конечно же, по законам жанра на сайте Театра Сатиры можно познакомиться с либретто, чтобы не упустить даже малейшие детали. Автор либретто - Андрей Щеткин.
![](/system/files/images/IMG_1700.JPG)
Главный герой спектакля в талантливом исполнении Заслуженного артиста России Максима Аверина проживает весь спектр драмы человека, личность которого постепенно разрушают сомнения и подозрения. Одержимый ревностью герой на глазах зрителей делает фатальный шаг от жизни к смерти, об здравомыслия к безумию.
Максим Викторович гораздо старше всех остальных участников спектакля, но на сцене этого незаметно - актёр проживает на сцене драму своего персонажа в самой широкой амплитуде эмоций.
Снова и снова восхитимся смелостью и талантом Максима Аверина - в отличие от многих своих знаменитых коллег этот актёр не почивает на лаврах своего же успеха и не эксплуатирует созданные ранее популярные образы: он ищет и находит новые грани в своём творчестве, бросает себе вызовы и успешно реализует поставленные задачи.
![](/system/files/images/IMG_1741.JPG)
![](/system/files/images/IMG_1987.JPG)
Рефреном в воспоминаниях всплывает Арбенин семилетней давности ( его воплощает Артемий Соколов-Савостьянов). Этот режиссёрский ход позволяет зрителям детальнее исследовать судьбу персонажа и даёт возможность проанализировать, когда в герое произошёл нравственный слом, который привёл к трагическим последствиям.
На роль Баронессы Штраль и Князя Звездича в одном из составов Землянский пригласил Зою Бербер и актёра Московского Губернского театра Илью Малакова, с которыми уже сотрудничал в спектакле «Калигула» (в нашем фоторепортаже предстают эти актёры).
Также роль Баронессы играет Любовь Козий, а Звездича — Максим Демченко. В образе жены Арбенина Нины предстают актрисы Моряна Анттонен-Шестакова (в нашем фоторепортаже) и Майя Горбань.
![](/system/files/images/IMG_2136.JPG)
С восторгом отметим не только главных героев, но и всех других персонажей, задействованных в масштабном многогранном спектакле, в котором участвуют актёры объединённых театров - Театра Сатиры и Прогресс Сцены Армена Джигарханяна.
Парадоксально, но факт: всё актёры настолько филигранно демонстрируют балетную грацию, гибкость и пластику, что их легко можно принять за профессиональных танцовщиков и артистов балета.
Без единого слова актёры передают мощную драматургию произведения и калейдоскоп событий.
Сценография Максима Обрезкова погружает во вращающийся мир причудливых зеркал, в котором, словно в лабиринте, блуждают герои, заблудившиеся в пороках, интригах, сплетнях, стереотипах.
«Маскарад» кружится во всём своём великолепии - на артистах надеты не карнавальные маски, а огромные маски - головы, напоминающие гигантские фарфоровые статуэтки. А, может быть, это призраки прошлого и гештальты не закрытых психотравм, которые преследуют главного героя с детства?Эти огромные обезличенные головы - аллюзия к жестокости беспринципного, бессердечного, равнодушного к чужой боли общества, все члены которого так или иначе носят маски.
Вспоминается гениальное стихотворение Владимира Семёновича Высоцкого: «Все научились маски надевать, чтоб не разбить своё лицо о камни»; «Что маски равнодушья у иных — защита от плевков и от пощёчин».
![](/system/files/images/IMG_1862.JPG)
![](/system/files/images/IMG_1933.JPG)
Художником по костюмам также выступил Максим Обрезов - образы персонажей продуманы до мельчайших деталей, каждый костюм рассказывает свою уникальную историю. Геометрия линий и палитра цветовых решений спектакля - аллегория непрерывной борьбы противоположных качеств в каждом человеке: милосердия и жестокости, добра и зла, сострадания и осуждения…
Неотъемлемой частью действия является и музыка - композитор Павел Акимкин уловил не только главные настроения произведения, но и мельчайшие полутона, интегрировав их в концептуальный рисунок спектакля.
![](/system/files/images/IMG_1777.JPG)
Захватывающее рандеву жизни и игры в «королевстве кривых зеркал», в затейливых лабиринтах подсознания предстаёт на сцене в безграничной гамме чувств!
Поздравляем всех создателей с премьерой! В ближайшие месяцы закружиться в захватывающем пластическом поединке можно: 6, 17 мая, 19 и 29 июня.
На "Маскараде" "вальсировали":
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф Парамонова Вера
![](/system/files/images/IMG_2229.JPG)
![](/system/files/images/IMG_1984(1).JPG)
![](/system/files/images/IMG_2152.JPG)
![](/system/files/images/IMG_2257.JPG)
![](/system/files/images/IMG_2270.JPG)
![](/system/files/images/IMG_2343.JPG)
![](/system/files/images/IMG_2349.JPG)