Ветряные мельницы цеха. Рецензия на фильм «ЗАВОД»

Новости

Ветряные мельницы цеха. Рецензия на фильм «ЗАВОД»

Ветряные мельницы цеха. Рецензия на фильм «ЗАВОД»

«Завод» - четвёртый полнометражный фильм одного из лучших современных российских режиссёров - Юрия Быкова, вернувшегося на большой экран впервые за пять лет. И когда настолько именитые, уважаемые и талантливые режиссёры возвращаются спустя какое-то время – это можно расценивать как настоящее событие. Вот и «Завод» Юрия Быкова – событие в отечественном кино, только вот, к сожалению, в своей новой работе режиссёр ничем экстраординарным особо порадовать не может, как тот же драматический «Дурак», опустошающий «Майор» или рассудительный «Жить». И при условии того, что, определённо, «Завод» - далеко не самая сильная картина в карьере Быкова, назвать эту картину плохой никак язык не поворачивается.

Нельзя поспорить с тем, что Юрий Быков очень близкий к народу режиссёр. Он любит посвящать свои картины простым работягам, коим он сам отчасти и является. Сюжет «Завода» строится вокруг группы людей, работающих на заводе, который местный олигарх Калугин (Андрей Смоляков) собирается закрывать. Естественно, работникам завода подобный расклад не очень-то нравится. Герой Дениса Шведова, по прозвищу Седой, предлагает своим коллегам радикальный способ решить все их финансовые проблемы, а заодно и наказать бандита из 90-ых – похитить Калугина и вытрясти из него деньги. Так как Седой прошёл войну, на которой он получил контузию, потерял глаз и навсегда разочаровался в своей стране, он возглавляет группу.

И в принципе, герои всё планируют очень хорошо. Завод находится в шести километрах от города, а дорога, по которой Калугин будет ехать в сопровождении своего водителя и всего одного охранника, всегда пустует, а значит осуществить перехват почти десятку мужчин не составит труда, даже при условии, что эти самые мужчины далеко не все уже молоды, а одному, наоборот, нет и двадцати лет. Стоит понимать, что героям необходима мотивация на подобный поступок, с чем Быков явно не прогадал, хоть и обосновал очень сумбурно их мотивы, притянув за уши драматическую составляющую ленты. Первый акт «Завода» накладывает отпечаток на общее восприятие всего остального фильма. Нарезка, когда режиссёр показывает быт работников завода, размышляющих о том, стоит ли им решаться на авантюру с похищением Калугина, нужна этому фильму для того, чтобы показать, насколько у персонажей всё плохо. Выглядит это довольно вычурно, как говорится, притянуто за уши. У одного дети, у второго больная мать, у третьего шесть голодных ртов и ещё несколько на подходе, кто-то просто хочет заработать денег. Плачевное материально состояние, желание помочь близким и борьба с несправедливостью – пускай оригинальности в этом нет, но это всё запускает цепочку событий, оправдывающих и перевешивающих всё вышеперечисленное.

Быков сводит несколько групп персонажей в одну локацию. Люди Седова удерживают в цеху Калугина, чьи спецы из личной охраны снаружи пытаются выкупить своего начальника, но им мешает вмешавшаяся в дело полиция, о которой не было при переговорах никакой речи, но анонимный звонок в правоохранительные органы, сыгравший впоследствии свою роль в предсказуемом сюжетном повороте, рушит все планы, из-за чего обстановка на заводе накаляется до предела. И хоть Быков поставил перед собой цель снять от и до классический боевик, львиную долю повествования он посвятил искусным диалогам, что является неотъемлемым плюсом картины. Благодаря сбалансированно прописанным событиям, «Завод» не трещит по швам из-за своего насыщения персонажами, а выглядит динамично из-за грамотно написанного словесного экшена, напряжённой атмосферы и великолепного “ударяющего по ушам” звуку, от чего зритель ощущает себя на настоящем заводе.

Рука матёрого режиссёра видна невооружённым взглядом и прослеживается на протяжении всего фильма, однако «Завод» страдает из-за своего жанра, поскольку сам Быков в этом раз особо и не пытался снять какое-то высказывание. Определённо, картина поднимает насущные проблемы, критикует, объясняет и активно старается сказать, что показанная в фильме борьба не имеет смысла. Почему у одних есть всё, а у других ничего? Где та справедливость, правда и мечты о лёгкой жизни? «Завод» говорит лаконично и коротко: нет в этом мире справедливости, так же, как и хороших или плохих людей. Это отчасти смешно из-за своей абсурдности, но в «Заводе» попросту нет ни одного персонажа, у которого всё было бы хорошо в жизни. Вокруг есть лишь мрак, серая нищета или бледное богатое существование.

Безусловно яркие звёзды, блистающие в картине, это актёрские работы. Подбор актёров невероятно органичен. Андрей Смоляков, чей Калугин опрятен, спокоен, харизматичен и силён эмоционально, почти всё время работает в мощном тандеме с Денисом Шведовым, чей Седой мужественен, суров, жесток и зол настолько, что «Завод» будто бы начинает активно задавать вопросы и размышлять на тему, а кто же всё-таки настоящий злодей в этой истории. Отдельно стоит выделить и персонажа по кличке Туман, в исполнении Владислава Абашина, чей герой, наверное, самый живой, а от того и его драма настолько настоящая и чувственная, насколько это вообще возможно. 

«Завод» - пример хорошего жанрового индустриального кино, оставляющего после себя ощущение недосказанности. А впрочем, показывая обратную сторону отдельно взятых людей, Быков просто, без особых технических сложностей, но очень аккуратно показывает человеческую натуру, за чьим рвением к борьбе за правду могут стоять не великие свершения, а простая обида на общество, алчность или простое нежелание мириться с окружающей действительностью, а во главе всего этого стоит эгоизм. Быков использует бессмыслицу, как основу, в основном скелете сценария. Вот и Получатся, что борьба за справедливость, за тот самый идеальный мир, о котором мечтают все вокруг – бессмыслица, обыкновенная былина, не нашедшая места в реальном мире и вряд ли когда-либо обретающая его. Остаётся только понимание, где на этом заводе ветряные мельницы, с которыми борются главные герои.

Оценка: 7 из 10

«Завод» - в российском прокате с 7 февраля  

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2022.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь