С 22 по 29 августа в Москве активно проходит ежегодный Strelka Film Festival by KION с внушительной в этом году программой, в которую вошли одни из самых ярких каннских призёров. Открылся кинофестиваль картиной «Искушение» Пола Верховена - откровенной историей запретной любви, сопоставляющая природу истинной веры и жажды власти от режиссера «Основного инстинкта».
Представляем дневник первых двух дней Фестиваля.
«Искушение»: Пальцами, деревом, языком
реж. Пол Верховен
Пол Верховен – уникальный своей парадоксальностью режиссёр, умело сочетающий в творчестве одновременно и ненависть к человечеству, и любовь ко всем людям, живущим на этом свете. Именно таким и получилось «Искушение» – это очень противоречивое кино, с весьма стандартным и местами сырым сценарием, который не работал бы так сильно на экране, как работает в итоге, если бы режиссурой занимался кто-то другой, а не 83-летний мастер Верховен. Показывая мир Италии XVII века, режиссёр наполняет его не только болью и страданиями, но и изысканным гротеском, рассказывая наполненную эротикой историю о грязи и гнили внутри человека, а уже во вторую очередь о лесбийских отношениях.
Верховен, будучи твёрдым атеистом, снял одновременно и самый религиозный фильм в своей карьере, восхваляющий силу веры, и непристойно богохульную картину, в которой из деревянной фигурки Девы Марии вытачивают дилдо, метафорично оскверняя детство. Режиссёр не скупится на провокацию, смазывая её стонами и молитвами в первом акте, дабы уже к финальному вылить на своего зрителю всю накопившуюся в его разуме очищающую грязь. И несмотря на столь острые темы, Верховен, в первую очередь борется за зрителя этим фильмом, пронося свет через пучину мрака, похоти и чумы, даруя мощнейшим третьим актом отрезвляющее чувство мерзости и восхищения от увиденного.
«Искушение» – кино именно о спасении души через любовь, адскую боль, бесконечные самокопания, соблазнительную власть и борьбу с демонами внутри себя. Режиссёр намеренно делает главную героиню этой истории одновременно и протагонистом, и антагонистом, обличая тем самым двуличность человека, ищущего прощение в Боге и выгоду в слабых. Бенедетта – переосмысленный Верховеном образ Иисуса и Дьявола в одном лице. Великолепная Виржини Эфира предстаёт перед зрителем в разных амплуа, начиная от послушной монахини, заканчивая одной из самых сексуальных роковых блондинок в карьере режиссёра со времён «Основного инстинкта». Таким образом автор и комментирует религию, власть и человеческое нутро. Для Верховена в этой истории нет ни плохих, ни хороших – есть люди, такие же парадоксальные, как любовь и ненависть, уживающиеся в нём самом всю жизнь.
3 из 5
В российском прокате с 7 октября
«Герой»: Свободный человек
реж. Асгар Фархади
Асгар Фархади – один из самых престижных иранских режиссёров в истории кино, обладающий двумя Оскарами в категории «Лучший фильм на иностранном языке», Золотым медведем Берлинского кинофестиваля и целым рядом каннских наград, не обошедших стороной и «Героя» – фильм был удостоен Гран-при жюри вместе с картиной Юхо Куосманена «Купе номер шесть» в рамках 74-го Каннского кинофестиваля.
«Герой» – пример крепкого зрительского кино на социальную тему, рассказывающее о лжи во благо и её последствиях. Оно не пытается прыгнуть выше своей головы, оставаясь в рамках камерного фильма, на финальных аккордах которого, несмотря на простоту мысли, ком всё же подступает к горлу зрителя. Наполненная искренностью заключительная сцена картины и вовсе одна из самых эмоциональных в карьере иранца, который без слов и лишней сентиментальности доносит свою идею через бытовые образы и моменты. Главный герой в лице каллиграфа Рахим (Амир Джадиди), попав в долговую яму пытается продать золотые монеты в ломбарде, которые случайно нашла его невеста на улице. Однако герой решает вернуть монеты прежнему владельцу, поступив правильно. Это решение запускает вереницу событий, окутанную ложью, жаждой славы, предательств и человеческого дуализма.
Журналисты делают Рахима звездой на всю страну, его знакомые и общественные организации стараются с его помощью сначала как следует заработать, а затем – прикрыть свою спину. Режиссёр весьма простыми, но действенными методами показывает историю про человеческую алчность, вначале опьяняющую разум своими богатствами, а после – бьющую под дых в самый неожиданный час. Весьма занимателен тот факт, что первую половину своего хронометража слово «герой» в голове зрителя рисует образ благородного и доброго мужчины, которому просто не повезло в жизни, а уже ближе к финалу – несёт саркастический окрас. Таким образом Фархади изобретает свой личный образ героизма в кино, критикуя, где-то крича во всё горло, а местами бросаясь с кулаками на лицемерие людей, скрывающих свою низменность и жажду наживы за масками добрых и приятных работников социальных служб. Во многом кино работает и удерживает внимание за счёт Амира Джадиди на главной роли – актёр играет безупречно, а его искренняя улыбка в одном из последних кадров «Героя» ещё надолго задержится в памяти.
4 из 5
В российском прокате с 27 января
Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции.