Выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» в Москве побудит прочесть великую поэму Данте

Новости

Выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» в Москве побудит прочесть великую поэму Данте

Выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» в Москве побудит прочесть великую поэму Данте

Открытие выставки ксилографий Сальвадора Дали к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия» состоялось в АРТ-Центре «Ветошный» 27 сентября. На экспозиции представлены 100 подлинных гравюр Сальвадора Дали к юбилейному изданию «Божественной комедии», выполненные в уникальной технике ксилографии, в основе которой лежит принцип нанесения цветных красок на специально вырезанные доски. Полное собрание иллюстраций Дали наилучшего качества находится в собственности коллекционера Андреа Понтальти, любезно предоставившего их для московской выставки. Работы занимают два зала в порядке, заданной событиями поэмы и снабжены соответствующими стихами из «Божественной комедии». Украшением экспозиции стал подлинный автограф Сальвадора Дали, сделанный на титульном листе издания «Божественной комедии» 1960 года и снабженный силуэтом ангела.

Гидом по выставке выступил кандидат искусствоведения Никита Монич, доступно рассказавший о разнице мироощущений Данте и Дали, отразившейся в работах последнего. По мнению Монича, Дали был великим хулиганом и редкостным «троллем», что особенно прослеживается в его иллюстрациях к первой части дантовской поэмы «Ад». Художника всю жизнь влекла телесность, а поскольку в основу преисподней положена идея страдания, то его инфернальные пейзажи представляют собой апофеоз изнемогающей плоти. Наглядно это ощутимо, например, в ксилогорафии «Святотатец», изображающей распластанный по диагонали всей картины уродливый зеленый язык с длинными рядами зубов по бокам. А Цербера Дали, вопреки всем мифологическим источникам, изобразил не собакой, а конем, поскольку живописцу просто-напросто нравилось это животное. В некоторых иллюстрациях к «Аду» художник использовал свои любимые «костыли», которые принципиально ничего не поддерживают.

В ксилографиях к «Чистилищу» Дали оставил несколько загадок. Например, на одной из них Данте обнимает призрака, хотя в поэме сказано, что этого сделать невозможно. На другой лентяи подвергают себя добровольным мучениям, не двигаясь с места, что роднит гравюру скорее с адскими пейзажами. На картине «Арахна» художник изобразил причудливого сюрреалистического персонажа в своем стиле, мало коррелирующего с замыслом поэмы.

Рай же у испанского сюрреалиста получился во многом схематичным, так как автора не очень интересовали бесплотные сущности. Некоторые работы вообще состоят из ряда соединенных друг с другом точек будто бы головоломки из детских журналов. Но некоторым райским пейзажам Дали присуще все же редкостное буйство красок. Не обошлось без провокаций. На картине с Иоанном Богословом этот «апостол любви» считает зубы носорогу. Её смысл совершенно непонятен без контекста времени, в котором она создавалась. В середине прошлого века в прессе активно раскручивалась кампания в защиту носорогов, и Дали, как бывалый пиарщик, решил заявить о себе на этой волне, потребовав официально утвердить рог исчезающего животного в качестве меры всех вещей.

Куратор выставки Ольга Клип убеждена, что экспозиция вызовет большой интерес у москвичей и гостей столицы. «Я ожидаю хорошей посещаемости, но вряд ли смогу спрогнозировать сейчас точно в количественном отношении, - призналась она. – Но я уверена, что многие из тех, кто придут сюда один раз, затем прочитают «Божественную комедию» и вернутся, чтобы посмотреть выставку снова. Мировой опыт показывает, что после просмотра этой выставки все те, кто не читал знаменитую поэму Данте, обязательно знакомятся с ней. Это очень серьезная мотивировка, потому что «Божественная комедия» - это сложный для прочтения средневековый текст. А здесь современный художник современным языком нам раскладывает её в ста картинах. Все это, конечно, настраивает на определенное понимание и восприятие. Также важно отметить, что в школах Италии «Божественную комедию» изучают на протяжении целого года, ведь это огромный историографический материал от Античности до Раннего Возрождения. Там большой фактический материал, множество реальных государственных деятелей, и все это изложено в хронологическом порядке. Вероятно, поэтому также Данте помещает в ад языческих античных персонажей, в Чистилище есть его друзья, а в Раю – небожители».

Ольга Клип убеждена, что экспозицию непременно надо воспринимать как единое целое. «Лично я, даже находясь среди этих работ длительное время, постоянно открываю для себя новые, - сказала она. – Следить за ксилографиями необходимо последовательно и при осмотре работ обязательно читать стихотворные подписи к ним».

По мнению Ольги Клип, выставка будет одинаково интересна как верующим людям, так и атеистам: «Для Данте как для первого поэта эпохи Возрождения религия была абсолютно естественной и без нее немыслимо существование 700 лет назад. Но и Сальвадор Дали происходит из страны с давними и прочными католическими традициями. Я уверена, что если даже не содержанием, то своей аурой эти работы могут сподвигнуть зрителей заинтересоваться тем, что такое религия. Хотя эти произведения, как и сама «Божественная комедия», не являются исключительно религиозными, а имеют ярко выраженный светский характер».

Материал предоставлен пресс-службой

 

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь