Юрий Чурсин и Татьяна Бабенкова в легендарном спектакле Галины Волчек «Двое на качелях»

Новости

Юрий Чурсин и Татьяна Бабенкова в легендарном спектакле Галины Волчек «Двое на качелях»

Юрий Чурсин и Татьяна Бабенкова в легендарном спектакле Галины Волчек «Двое на качелях»

Вся наша жизнь, словно качели, движущиеся с разным ускорением –то стремительный взлёт ввысь, то свободное падение в пропасть неизвестности. Никто из нас не знает, насколько долго суждено раскачиваться качелям его судьбы, но абсолютно каждый стремится к вполне понятным и простым  вещам - гармонии с миром и с самим собой.

9 февраля на сцену «Современника» вернулась легендарная пьеса Уильяма Гибсона «Двое на качелях».

Спектакль «Двое на качелях» в 1962 году стал режиссерским дебютом Галины Волчек и на протяжении десятилетий являлся визитной карточкой театра. Впервые роли Гитель и Джерри на сцене «Современника» воплотили Татьяна Лаврова и Михаил Козаков, во втором составе значились Лилия Толмачева и Геннадий Фролов. В конце 1970-х в постановку были введены Елена Яковлева и Николай Попков, Александр Кахун.

В дальнейшем Галина Волчек неоднократно возвращалась к этой постановке — последняя редакция была в 2015 году. Тогда в постановке блистали Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов, затем Хаматову заменила Кристина Орбакайте.

 Менялись актёры, каждый привносил героям свою индивидуальность и свои акценты, можно сказать, что каждый раз спектакль рождался по-новому. Неизменным оставался лишь интерес публики к постановке, которая стала легендой. На протяжении почти полувека «Двое на качелях» находят отклик в сердцах самых разных зрителей, каждый показ  постановки публика  принимает с невероятной теплотой и душевностью!

Галина Волчек: «…важно вернуться к этой пронзительной истории любви именно сегодня… Всмотреться в человека как такового, в его силу и слабость, в его потребность любить и быть любимым, которая остается с ним всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг».

У этой цитаты гениальной Галины Борисовны нет срока давности: пока существует человечество, эти слова не утратят актуальность. Сегодня имя Волчек вдохновило и объединило прежних создателей спектакля и новых участников творческой команды — актеров Татьяну Бабенкову и Юрия Чурсина, который и стал автором новой редакции.

В процессе работы над спектаклем Юрий и Татьяны освоили колоссальный материал: изучили архивы, историю постановок, видеозаписи, рецензии на спектакли разных лет, мемуары участников прежних постановок и отзывы зрителей. Основное стремление создателей — сохранение центральной темы этой пьесы, объединившей все редакции: способность подарить свободу, отпустить, любя.

Смело можно сказать, что возвращение спектакля «Двое на качелях» в репертуар «Современника» стало триумфальным!

Спектакль рассказывает историю любви двух  одиноких сердец, хватающихся за случайное знакомство, как утопающий - за соломинку. Джерри (Юрий Чурсин) и Гитель (Татьяна Бабенкова) находятся в поиске своего счастья и пытаются обрести самих себя в оживлённом мегаполисе, в которым легко заблудиться не только географически, но и морально, утратив «почву под ногами», перепутав желания с иллюзиями, а чувства с эгоизмом.

Гитель – молодая женщина (29 лет), занимается танцами, шьёт одежду, страдает финансовыми трудностями, а ещё серьёзной проблемой для неё является язвенная болезнь, которая то и дело напоминает о себе. Гитель -  в активном поиске спутника, она ведет довольно фривольный образ жизни, совсем не ценит себя.

Джерри - 33-летний адвокат, который не без помощи влиятельного тестя сделал успешную карьеру в другом штате, находится в мучительном и опустошающем процессе сложного развода с женой, которую никак не может забыть. Мужчина приехал в Нью-Йорк, стремясь скрыться от проблем, но от себя не убежать.

Случайное знакомство Джерри и Гитель перерастает в свидание, симпатия - в роман. Герой произносит: «Если человек однажды сломал ногу в пяти местах, впредь он будет взвешенно и осторожно делать каждый шаг». Гитель сложно понять метафоричный смысл этой фразы - она воспринимает жизнь буквальнее, для неё первостепенны эмоции.

Героиня Бабенковой искренне, чисто и беззаветно влюбляется в Джерри и хочет строить с ним дальнейшую жизнь, но  кем является Гитель для мужчины? Способен ли он навсегда перевернуть страницу прошлых отношений и начать писать новую книгу жизни с другой женщиной? Или Гитель для Джерри лишь «транзитный пассажир», спасший его от одиночества?

Закрыта ли страница с прошлой женой, звонки от которой постоянно раздаются в его квартире? Телефон можно назвать полноправным героем спектакля. Телефонные разговоры позволяют ближе познакомиться с характерами и судьбой героев, телефон фигурирует как в конфликтах, так и в примирениях.

В одном из телефонных диалогов с женой Джерри произносит: «Разве я перестану чувствовать свою правую руку, если потеряю ее?» и упрекает Тесс (так зовут супругу), что она «держит рукой его сердце». Будет ли когда-нибудь он что-то подобное чувствовать к Гитель? Не знает никто, даже сам Джерри. Она любит, надеется и верит, а он, увы, не может обещать ничего конкретного. У Гитель обостряется болезнь. Джерри самоотверженно о ней заботится.

Перу Уильяма Гибсона принадлежит фраза: «После  слова "любить" сладчайшее слово на свете "помогать"», - многие люди даже воспринимают эти слова, как синонимы.  И Джерри  честно пытается заботиться о Гитель, относиться к ней максимально чутко и внимательно.

Но о том, что любит, он не может ей сказать: его сердцем и сознанием до сих пор владеет другая женщина, та, с которой неразрывно связала его судьба. Согласится ли Гитель на такие отношения? Или, может быть, она осознала свою целостность и ценность?.. Это увидят зрители.

Юрий Чурсин: «Главной темой спектакля и всего, что мы делаем, стала мысль — человек несет ответственность за свою жизнь НЕ за счет другого. Герои пьесы взрослеют у нас на глазах: они понимают, что любовь — это не обладание, что любовь — это более высокое чувство, это взрослая позиция по отношению к миру».

Два актёра на протяжении всего вечера удерживают внимание публики, их чувства, словно оголённые электропровода, уязвимы, а души - обнажены.

Юий Чурсин воплощает Джерри с тонким психологизмом, внутренним надрывом и дисбалансом. Рефлексирующий, темпераментный герой запутался и заблудился между прошлым, настоящим и будущим, он находится на распутье, словно стоит на мосту и думает, прыгнуть ли  ему в пропасть или задержаться? Мосты являются важной аллегорией в диалоге героев. Вспоминается мудрая цитата о том, что «глупые люди строят заборы, а умные - мосты»: мосты могут соединить то, что кажется невозможным, и преодолеть самые сложные барьеры.

Татьяна Бабенкова в образе Гитель порывиста, наивна, непосредственна. Героиня в процессе развития действия сильно транфсормируется и внешне, и внутренне - из легкомысленного мотылька, который без тени сомнений летит на огонь страстей и желаний, Гитель превращается в прекрасную птицу, которая  знает, что она достойна искренних чувств.

Костюмы, созданные Викторией Севрюковой, великолепно отражают состояние и настроение героев. Слегка вульгарные наряды Гитель в начале спектакля сменяются продуманными стильными образами в финале. А «застёгнутый на все пуговицы», закрытый от мира и от самого себя Джерри, напротив, становится более расслабленным, свободным.

Декорации спектакля сохранены (художник-постановщик Павел Каплевич). В сценическом пространстве нет стен, интерьер комнат Гитель и аскетичной съёмной каморки Джерри может многое рассказать о характере героев. Световая партитура (художник по свету - Дамир Исмагилов) дополняет и обрамляет полярные и противоречивые эмоциональные «качели», в которых пребывают персонажи.

Мы видим даже не спектакль на двоих, а резонирующий в самое сердце фрагмент из жизни двух людей, трогательный и трепетный, пронзительный и проникновенный.

Маятник судьбы раскачивается: как известно, чем с большей скоростью и амплитудой летят качели, тем их сложнее сбалансировать. И все же, какой бы ни была развязка, для каждого из героев их отношения - это взлёт, позволяющий многое понять в своей жизни и открыть в самом себе ранее незнакомые черты.

Для зрителей спектакль «Двое на качелях»– не только чарующий и захватывающий театральный вечер, но и возможность  взглянуть под другим углом на качели своей собственной судьбы, на своё место в этом динамичном противоречивом мире.

Возобновленная версия легендарной постановки стала признанием в любви режиссеру Галине Волчек - на финальных поклонах в центре арьерсцены загорается огромный портрет выдающегося режиссёра, которая бы, без сомнения, была рада, что «Двое на качелях» продолжают свой творческий полёт, метко попадая в сердце и души зрителей.

Ближайшие показы спектакля: 25 февраля, 9 и 19 марта.

 

На пронзительных эмоциональных «качелях» балансировали:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф Парамонова Вера

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь