Залитые кровью улицы. Рецензия на фильм «ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

Новости

Залитые кровью улицы. Рецензия на фильм «ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

Залитые кровью улицы. Рецензия на фильм «ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

Гай Ричи – талантливый клипмейкер и режиссёр с мировым именем, не нуждающийся в особом представлении. Последние десять лет своей карьеры Ричи посвятил всего себя студийным проектам, принёсшим ему не только солидный заработок и связи, но ещё и опыт. И вот, спустя целых 15 лет после “Револьвера” и примерно столько же со дня премьеры “Рок-н-рольщика”, Ричи наконец-то вернулся к работе над своими фильмами в первую очередь как автор, а не как постановщик по найму. И если прошлогодние «Джентльмены», в одночасье ставшие культовым хитом, продемонстрировали весь нынешний арсенал мастерства Ричи, то вот с «Гневом человеческим» ситуация очень неоднозначная.

«Гнев человеческий» – это максимально предсказуемый и банальный экшн-фильм о том, как один человек мстит другому за смерть сына. Да, брутально, да, всё действо подаётся весьма реалистично, от чего экранное насилие выглядит местами натуралистично. Но сам сюжет максимально избитый. Однако как показывает практика, с подобной фабулой можно поработать и подать интересно. Как пример, в 2010 у режиссёра Ким Джин-уна вышла лента «Я видел дьявола», в которой автор представил месть как явление, которое ничего, кроме боли принести не способно, показывая главного героя в слезах в финале ленты лишённого удовлетворения от мести. Это можно расценивать как авторский взгляд или же комментарий на тему, а вот у Ричи всё наоборот – он вообще никак не комментирует происходящее, сухо и весьма схематично показывая путь героя, движущегося к справедливости, словно машина.

Сюжет буквально выглядит следующий образом: в инкассаторскую компанию устраивается расчётливый, сконцентрированный и очень исполнительный мужчина средних лет под псевдонимом Эйч (Джейсон Стэйтем). Его основная задача на новом месте работы – охранять деньги, чем он успешно занимается. Однако таинственный образ главного героя постепенно начинает разрушаться, а зрителю раскрывают истинные мотивы Эйча. В один роковой день его единственный и любимый сын попал не в то место и не в то время – он стал невольным свидетелем ограбления инкассаторской машины, по итогу которого были убиты два сотрудника компании и сын Эйча.

К самому Джейсону Стэйтему вопросов нет никаких – актёр давным-давно собаку съел на образах крутых парней, способных в одиночку вырезать половину мегаполиса при желании. Смотрится и играет Стэйтем под стать герою – озлобленно оглядываясь вокруг. Однако от дуэта Стэйтем-Ричи зритель ожидает чего-то большего, нежели очередное доминирование не убиваемого главного героя над плохими ребятами. Всё же свою лучшую роль в карьере Стэйтем сыграл именно у Ричи. Ждать очередной арт-хаус на манер «Револьвера», конечно же, глупо. Но посмотреть на то, как Стэйтем крушит направо и налево негодяев через призму авторского видения Ричи тоже было бы интересно, не так ли?

Самая главная проблема ленты заключается в его наигранной серьёзности и попытках Ричи сделать картину на манер боевика 90-х без доли иронии. «Гнев человеческий» берёт за основу знакомый всем сюжет любой ленты категории Б про крутого героя и никак с ним не играется. Как пример, Илья Найшуллер в недавнем «Никто» вообще ничего нового в жанр хоть и не привнёс, но зато смог вдохнуть жизнь в фильм за счёт всё той же иронии, юмора и отсылок на классические боевики, умело перемешав их. Ричи же пытается идти протоптанной дорогой из прошлого, ничего от себя не добавляя, словно ему самому не было никакого дела до своей же работы.

Особо хардкорные фанаты Гая Ричи, конечно же, смогут получить определённое удовольствие от клипового монтажа режиссёра, но эпизодов, в которых режиссёр бы показывал те самые свои фишки, в ленте кот наплакал. Зато Ричи вырос в плане постановки экшн-сцен – он очень грамотно расставляет акценты на локациях, например. В «Гневе» хватает однокадровых сцен, снятых на широкий угол со стедикама. Их основная задача – провести зрителя по локациям, чтобы он чётко понимал: где находится та или иная комната, кто там может сидеть и что находится за этой или соседней дверью. И пускай в фильме присутствует всего одна крупная перестрелка – смотрится она великолепно.

Последние 30 минут фильма и вовсе способны держать зрителя в таком напряжении, что он с трудом будет дышать во время просмотра. Словно Ричи резко хватает зрителя за горло, а затем – медленно сжимает его с каждой минутой всё сильнее, не отпуская до самых титров. А всё как раз-таки потому, что Ричи грамотно на протяжении всего хронометража подводит зрителя именно к финальной стычке добрых и плохих. В этом плане к картине нет особых претензий касательно мотивов, целей и задач у персонажей – всё буквально разложено по полочкам. Зритель понимает и тех, и других, а значит ему остаётся только одно – наблюдать за происходящим и наслаждаться качественно поставленным, умело смонтированным и снятым экшном.

Вот только картина словно прогрызает себе путь через тоны скучных и однотипных сцен к кульминации. Герой Стэйтема, одержимый жаждой справедливости, делает всё возможное для того, чтобы найти убийц своего сына. Делает максимально медитативно и холодно, в основном находясь в ожидании, когда судьба наконец-то подкинет главного врага ему на блюдечке. И сам зритель в это же время находится в бесконечном ожидании начала какого-нибудь действия, поскольку фильм не способен удивить как-то с точки зрения сценария. Даже фирменные острые диалоги Ричи куда-то пропали, а персонажи в основном говорят ни о чём. И не так как у Тарантино, у которого люди тоже говорят ни о чём зачастую, зато очень увлекательно.

«Гнев человеческий» – не плохое, но и не хорошее кино – оно застряло где-то посередине. Фильм больше походит на реставрацию главных клише экшн-боевиков из конца 90-х и начала 00-х, чем на осмысленное художественное произведение. Зачастую даже кажется, что он снят по сценарию персонажа Хью Гранта из «Джентльменов» – настолько кино получилось местами пластмассовым. По очень скомканному, сырому и весьма узкому сценарию, в котором события идут друга за другом без какой-либо логики. Вот сцена в баре: герои отдыхают, затем склейка: инкассаторская машина едет по шоссе, затем ещё одна склейка и вот уже герои думают, как им спасти попавшего в заложники товарища. И ладно бы картина окупала подобное динамикой и действием, но вместо этого, увы, тонет в километровой серьёзности.

Вероятно, Ричи сам не смог определиться с тем, какое кино он хотел снять в итоге. Тупой экшн-боевик? Слишком серьёзно и с попыткой уйти в драму, перетягивающей одеяло на себя у экшн-сцен. Авторская драма про антигероя и проблемы рабочего класса американцев? Слишком глупо, плоско и скомкано. А ведь Ричи может работать и в том, и в другом жанре. «Гнев человеческий» получился скорее неудачной картиной, чем плохой. А такое может случиться с каждым режиссёром. 

Оценка: 6 из 10

В прокате с 22 апреля

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь