«Люди Икс: Тёмный Феникс» – уже вторая попытка студии FOX экранизировать популярную среди фанатов комиксов о «Людях Икс» сюжетную арку Джин Грей – одного из самых сильных и опасных мутантов серии. Благодаря фильму Брайана Сингера «Дни минувшего будущего» и изменённому в нём таймлайну киновселенной, авторы получили возможность исправить все огрехи «Последней битвы», чьи события после ребута считаются неканоничными. У режиссёра и сценариста Саймона Кинберга в распоряжении было всё необходимое для создания первоклассного блокбастера. Здесь и принятие собственных ошибок (Кинберг сценарист «Последней битвы), а также более осознанный и зрелый взгляд на франшизу, претерпевшую множество изменений за последние десять лет. Серия «Людей Икс» отошла от метафор про угнетение сексуальных меньшинств, сменив вектор развития в сторону семьи, как ячейки общества.
Саймон Кинберг явно не просто одним глазком, а всеми двумя глазами смотрел в сторону «Логана» и «Дэдпула», чьи успехи, по всей видимости, ему хотелось повторить. Режиссёр поставил перед собой цель, сделать «Тёмного Феникса» квинтэссенцией франшизы, вобравшей в себя всё самое наилучшее. Подобными высказываниями пестрили почти все новостные заголовки, относящиеся к фильму. И может быть из «Тёмного Феникса» что-нибудь и получилось, если бы не его бесконечные пересъёмки и желание студии сделать картину о Джин Грей стартом для новой трилогии. Но, увы, как показала практика, сделка по слиянию Walt Disney и FOX перевернула правила игры, из-за чего «Тёмный Феникс» в какой-то момент попросту оказался никому не нужным.
И вот что получается, в рамках современных реалий, «Тёмный Феникс» – фильм, вышедший не в то время, мало кому нужный. А что самое забавное, в отличии от того же «Дэдпула» или же «Логана», картина Кинберга ничем похвастаться и не может. Режиссёр и сценарист второй раз наступил на те же грабли, выдавив из себя весьма унылый в собственной типичности супергеройский кинокомикс, у которого помимо актёрских и технических заслуг нет попросту ничего. Картина из всех сил старается казаться чем-то взрослым, до мурашек мрачным высказыванием, с тяжёлой и глубокой моралью. И дело именно в том, что она лишь старается, поскольку на деле ничего оригинального или хотя бы интересного в том образе мыслей, который был заложен авторами, в ней нет.
Сюжет картины ничем удивить не может, поскольку «Тёмный Феникс» – это выстроенный на всевозможных штампах и клише супергеройского блокбастера сценарий. Есть лишь одно исключение: подаётся вся история в фильме с такой серьёзностью и нарочитым драматизмом, будто бы «Тёмный Феникс» – это самое оригинальное и смелое кино своего жанра в истории. На деле же, картина просто вторична, и нельзя сказать, что это плохо. Ведь подобный фильм, в котором собрано так много любимых для людей супергероев вместе, в очередной раз объединяющихся вместе против сил зла, с лёгкостью мог выступать в качестве развлечения, но, увы, картина лишь утомляет. Утомляет не потому, что в ней каким-то образом не нашлось места экшену, напротив, с ним как раз всё хорошо и даже очень, проблема в другом.
Для начала, «Тёмный Феникс» лишён собственных мыслей и манеры повествования. Фильм напоминает больше сборник самых знаменитых и заезженных супергеройских цитат, коих со времён первых «Людей Икс» набралось вагон и маленькая тележка. Более того, лента Кинберга не может реализовать и довести до логического финала собственные идею и мораль. По сюжету, который берет своё начало в детстве Джин Грей, фильм сразу же кричит о том, что он очень важен и серьёзен в своих намерениях рассказать историю о замалчивании проблем. Неспособная совладать с собственными силами маленькая Джин после страшной аварии, виновницей которой она сама же и стала, встречает в больнице не нуждающегося в представлении Чарльза Ксавье.
Профессор Икс, увидевший внутри ребёнка страшную силу, с помощью своих способностей притупляет её, чтобы Джин смогла жить, не боясь причинить окружающим боль. Далее звучат заезженные для франшизы фразы в духе: «Вы меня почините?», говорит Джин, на что Чарльз отвечает: «Не могу, ведь ты не сломана». Подобное работала в первых «Людях Икс», но совершенно никак не работает в «Тёмной Фениксе». Всё дело лишь в том, что фильм сам не знает, на чём он пытается сконцентрироваться. Прошли года, Джин стала полноправным членом команды Людей Икс, но в один день, во время спасательной космической миссии, девушка входит в контакт с таинственной тёмной энергией из глубин космоса. Эта сила действует как катализатор, образуя некий симбиоз с Джин, сняв с её разума все замки, установленные профессором в детстве.
Примерно с этого момента довольно однообразным способом картина начинает словно нашёптывать те вещи, которые она уже громко проговаривала в начале. «Тёмный Феникс» пытается, именно пытается из всех поднять насущную тему. Нельзя замалчивать и укрывать психические и моральные болезни, их нужно решать здесь и сейчас, иначе в будущем станет намного хуже. И это бы сработало, если бы лишь на этом и был сконцентрирован сценарий фильма, но, к сожалению, режиссёру захотелось поиграть в многослойность. Как итог: лента попросту разваливается от огромного количества персонажей и их сюжетных арок, далеко не все из которых она закрывает. А самое интересное, что подаётся окончательная версия ленты, как завершение 19-ти летней истории, но фильм так не воспринимается совсем.
Самые популярные и любимые публикой герои Чарльз Ксавье (Профессор Икс) и Эрик Леншерр (Магнето) – одни из основных героев всей франшизы. И сценарий поступает с ними далеко не самым лучшим образом. Если Чарльз ещё получил достойное появление в фильме, сценарист даёт ему почву для развития и эмоциональной встряски, то вот с Магнето всё очень грустно. Персонажа Майкла Фассбендера попросту отодвинули на второй, а то и третий план, поскольку его присутствие в сюжете вообще необязательно. Он лишь ходит рядом с героями, время от времени говорит мотивирующие и здравые вещи, но всё это не имеет за собой ничего, кроме проговорённых актёром вслух фраз из сценария.
И самый главный промах картины: «Тёмный Феникс» сам не знает, на каком герое ему нужно концентрировать своё внимание. Логично, что он должен целиком и полностью фокусировать историю на личностной драме и терзаниях Джин Грей, ведь именно она красуется в названии фильма. Но лента придерживается этой логики лишь в первом акте, после которого повествование начинает скакать, словно ошпаренный ребёнок, от одного персонажа к другому. У «Тёмного Феникса» попросту нет центра истории, в ней нет лидера и нет чётко выстроенной сюжетной линии. Все два часа герои просто бегают туда-сюда, копируют сцены из предыдущих фильмов своей франшизы и не только, пафосно говорят и эффектно дерутся время от времени.
«Тёмный Феникс» – кино, активно старающееся показаться чем-то большим, чем оно есть на самом деле. Оно утомляет своей претенциозностью, а экшена в нём слишком мало, чтобы закрыть эту дыру. И это отчасти грустно, ведь не таким миллионы фанатов по всему миру представляли себе прощание с полюбившейся за 19-ть лет франшизой о супергероях, не побоявшихся говорить об острых социальный темах тогда, когда это ещё считалось табу. А с другой стороны, серия о «Людях Икс» уже давно упёрлась в потолок, лишь изредка предлагая кинорынку что-то особенное. Остаётся лишь ждать и надеяться, что новое прочтение «Людей Икс» от Marvel Studios получится столь же увлекательным приключением, как и от студии FOX.
Спасибо за вашу службу.
Оценка: 5 из 10
«Люди Икс: Тёмный Феникс» – в прокате с 6 июня
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ