«Аннигиляцию» 2017 года, предыдущий фильм Гарленда, не сравнивал со «Сталкером» Андрея Тарковского только ленивый. И вот, спустя 5 лет постановщик вновь обрёк себя на сравнивание с одним из главных советских кинорежиссёров в истории. «Род мужской» – попытка Алекса Гарленда сделать своё «Жертвоприношение». В фильме Гарленда нет ни личной рефлексии, за которую многие и почитают Тарковского, ни авторских рассуждений на выбранную тему. Гарленд занимается репродукцией, ему намного интереснее копировать, подражать, переснимать словно по учебнику приёмы Андрея Тарковского, чем снимать своё кино.
Единственное, в чём виден сам Гарленд в его же работах, а не его кумир, – тема отношений между мужчиной и женщиной, которая аккуратно проходит через всю его фильмографию. Вновь в центре истории нездоровые отношения, обёрнутые в жирную метафору. Однако заигрывание Гарленда в «тарковщину» мешает ему как следует сформулировать мысль, которую он пытается донести до зрителя. Начавшаяся как история о мужском давлении в отношении женщины в современном обществе, как метафора на чувство вины одного партнёра перед другим, «Род мужской», ближе к заключительному акту, превращается в вакханалию из религиозных образов. Хотелось бы сказать, что Гарленд через своё кино размышляет о христианских канонах, со всеми их циклами и двусмысленными нарративами, но нет. К сожалению, Гарленд занимается лишь претенциозной арт-инсталляцией, пытаясь пугать, шокировать или же поражать смелостью своего визионерского видения.
И визуально «Род мужской» действительно вышел очень вкусной картиной. Несмотря на меньший масштаб чем в «Аннигиляции», камерная, более гнетущая чем в «Из машины» атмосфера всё же работает так, как история ленты и требует. Однако одной лишь визуальной и художественной проработки недостаточно, чтобы зритель после просмотра «Рода мужского» мог хоть что-нибудь внятное сказать. Да, фильм моментами зрелищный, эпизодами пугающий, отлично сыгранный и виртуозно, с точки зрения саунд-дизайна, сотканный. Но в своей глубине «Род мужской» ничего не прячет, кроме технических достижений. Всё же Андрей Тарковский вошёл в историю кино не потому, что он находил любопытные, неординарные и интересные технические решения для воплощения задуманного, а запомнился именно глубиной замысла и шириной мысли, чем Алекс Гарленд похвастаться, увы, не может.
Оценка: 5 из 10
Корреспондент: Даниил
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТА МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!