Жизнь и есть кино. Рецензия на фильм «ХАНДРА»

Новости

Жизнь и есть кино. Рецензия на фильм «ХАНДРА»

Жизнь и есть кино. Рецензия на фильм «ХАНДРА»

«Хандра» Алексея Камынина уже может считаться самым зрительским российским фильмом года. Правдивая комедия о трёх друзьях, пытающихся пережить один странный день на улицах солнечной Москвы, в кабинетах гинекологов-сексистов и в декорациях съёмочных павильонов – всё это и многое другое один большой кинематографический сборник знакомых и не очень каждому кинематографисту ситуаций. По своей фабуле, как бы Камынин не стремился приблизиться к зрителю, «Хандра» всё же слишком узконаправленное кино, сотканное из киношных мемов разной степени узнаваемости. И работает фильм исключительно на уровне контекста, объяснять который бессмысленно – его нужно знать, иначе никак.

Шутки про Тарковского и корову, с потрясающим Иваном Янковским в образе всё того же Андрея Тарковского, несущего в своих руках горящую кружку, пародируя Олега Янковского со свечой из «Ностальгии», юморески со злобным продюсером, снимающего Каннское кино для души и спортивные драмы про достижения страны по госзаказу. Всё это – фирменный мета-стёб над одним большим, но таким родным, знакомым каждому россиянину отечественным кино. И только в том случае, если зритель на уровне чувств и эмоций понимает весь заготовленный Алексеем Камынином сыр-бор из мета-смыслов – «Хандра» с первых же минут обязана запасть своему зрителю в душу. Этот фильм бесполезно объяснять, особенно его шутки, киношные подтексты и референсы, коих и ленте не мало.

Да и в центре сюжета находятся не столько узнаваемые архетипы, сколько самые настоящие прототипы. Так, например, одним из центральных персонажей выступает сам Алексей Камынин, которого все называют просто Лёша в картине. Сыграл Камынина Кирилл Ковбас, успевший поработать с режиссёром ещё на его дебютном полнометражном проекте «Ложь или действие». Вторыми же по значимости идут Деня (Михаил Тройник) и диджей Виталик (Данила «Райан Гослинг» Якушев), имеющее особые проблемы с женскими персонажами. И, по сути, описать сюжет «Хандры» попросту невозможно, поскольку как таковой цельной сюжетной линии в картине Камынина и нет.

На первом месте в «Хандре» стоит ситуативный юмор, построенный вокруг всё тех же киношных шуток. Где-то Камынин по полной стебёт индустриальное кино в России, а где-то покушается на святое, пародируя «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика, превращая устрашающий образ холодного и расчётливого компьютера HAL 9000 в кондиционеры из забавной рекламы. И да, звучит всё это как фирменный бред, но удивительно здесь то, что он работает. Работает в должной мере исключительно на экране, что является следствием грамотной режиссёрской работы. Алексей Камынин не изобретает велосипед, аккуратно, как по методичке, прорабатывая каждую шутку, несмотря на то, что в фильме нет ни одной юмористической мизансцены, предугадать панчлайн которой зритель не смог бы.

Всё дело в том, что фильм именно так и функционирует: на знакомых всем киноманам ситуациях. «Хандра» – это кино, которое работает исключительно на контексте. И только в том случае, если зритель заранее имеет за своей спиной огромный кинематографический багаж, вдоль и поперёк осведомлён касательно кинопроизводства и режиссёрской жизни после института – «Хандра» именно его картина. Режиссёр называет фильм ностальгическим путешествием, по жанру больше всего подходящее под кухонный реализм киномана. И именно тем, кто хотя был раз в жизни побывал на этой самой кухне – кино и запомнится.

Не о высоком и уж тем более не о сложных драматургических конструкциях зрители соберутся на этой самой кухне под треки Антохи МС. «Хандра» больше походит на сборную солянку или же на давно приевшуюся бытовую жизнь, посмотреть на которую со стороны приятнее всего. Ведь именно со стороны заметнее и яснее становится следующее: кино – это и есть жизнь. Жизнь, в которой каждый пишет и снимает про себя. И пускай далеко не каждый Тарковский, Сафронов или же Павленский – главное создавать истории с душой. Рождая порой странные, порой неуместные в рамках киноязыка сюжеты о силовиках на глицине, перебарщивая с мета-подтекстом во второй половине, главное – чтобы было с душой.

Именно в хаотичности процесса, так удачно пойманной Алексеем Камынином, и скрывается истина в жизни любого кинематографиста. Как однажды сказал Сидни Люмет: «От нас здесь уже ничего не зависит, нам остаётся только плыть по течению». В случае с «Хандрой», остаётся только плыть по течению жизни, надеясь, что где-то там, за горизонтом нас всех встретит Андрей Тарковский, удовлетворённо прошептавший в финале: «Снято.».

«Родина, красная смородина
Где растешь чудесница, росой омываешься
Родина, красная смородина
Где растешь чудесница, росой омываешься
Родина, аль жива смородина, вы ли это?
Тяга почему-то горькая»

© Антоха МС - Родина

 

Оценка: 7 из 10

«Хандра» – в прокате с 1 октября  

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь