«Затерянные во льдах» — это весьма уверенный режиссёрский дебют Джо Пенны в полнометражном кино. Несмотря на относительно малый опыт, Пенна смог качественно и, что главное, очень интересно поиграть с жанром Survival, цель которого очень проста — протагонисту необходимо выжить в определённых условиях, в данном случае в Арктике, а тернистый путь к выживанию стоит в приоритете. И пускай из-за недостатка опыта режиссёр ничего нового для жанра не изобретает, а где-то чувствуется страх сделать лишний шаг в сторону, у Пенны всё же получилось сделать почти идеальную в своём жанре картину.
Первое, что бросается в глаза, это арктическая пустыня. Безлюдная, медитативно тихая, заснеженная, нагнетающая атмосферу одиночества, в которой борется за жизнь главный герой Хаксли Овергард (Мадс Миккельсен), пилот, потерпевший крушение в суровой Арктике. Режиссёр и сценарист ленты Джо Пенна толком не объясняет сколько уже времени его герой сражается с жестокой и беспощадной природой, но уже с самого начала даёт такое огромное количество деталей, являющихся подсказками, что зрителю удаётся без лишних слов и растягивания хронометража всё понять. Хаксли обустроил свою базу в разбившемся самолёте, научился рыбачить, расставив вокруг своего убежища ловушки для отлова рыбы. Каждый его день — это рутинная борьба, он проверяет окрестности, рисует карту местности, ходит проверять могилу покинувшего этот мир второго пилота, которому не повезло выжить при крушении, а также отчаянно пытается подать сигнал SOS с помощью специального устройства. И, конечно же, раскапывая снег и выколачивая на земле огромную надпись SOS, Хаксли дарит себе ещё один шанс быть замеченным — один из самых известных приёмом жанра.
Второе — это великолепный Мадс Миккельсен. В «Затерянных во льдах» почти нет слов, это тот тип фильмов, которым во сути вообще не нужны диалоги, чтобы рассказывать историю. Вся лента — это визуальная эстетика, наблюдение за героями и лишь изредка появляется монолог Хаксли, но это случается лишь в определённые моменты, когда режиссёр, по всей видимости, ввиду недостатка опыта, не нашёл другого способа объяснить происходящее. И Миккельсен идеально справился со всеми задачами, поставленными режиссёром перед ним. Весь фильм пролетает через субъективное восприятие его героя, а конкретнее, через ощущения. Вдоволь познакомив зрителя с персонажем, Пенна забрасывает в сюжет небольшой «рояль в кустах». Мимо лагеря Оверграда пролетает вертолёт, который, по воле сценариста и суровых погодных условий, явно не пригодных для полётов, терпит крушение. Из двух пилотов выживает лишь один, девушка, получившая серьёзные ранения при крушении. Как позже Хаксли выясняет, два пилота были мужем и женой, а во внутреннем кармане куртки девушки он находит семейную фотографию с их ребёнком, находящимся в центре композиции кадра.
Режиссёр делает очень интересный акцент на руках главного героя. В начале Хаксли радуется рыбе в его руках — единственное живое, к чему он способен прикоснуться, а уже после крушения вертолёта, нельзя не выделить то, с каким внутренним экстазом Оверград держит живого человека в руках, ощущает его, заботится. Видно, что в персонаже Миккельсена начинает просыпаться утраченная за долгое одиночество человечность и он решается на рисковый шаг. Держа в руке фотографию с ребёнком, он проникается симпатией к своему товарищу по несчастью. В вертолёте он находит сани, арктический топор для колки льда, несколько флаеров, сыгравших важные роли в кульминационные моменты, и карту, с отмеченными на ней метеостанциями. Самый ближайший обитаемый пункт — метеостанция, находящаяся на расстоянии в несколько километров.
Поскольку герой вымотан ожиданием, а его новоиспечённый друг не способен прийти в себя после крушения, медленно умирая от явного заражения крови, напоминая больше живой груз, Хаксли решается отправиться пешком до ближайшей метеостанции, преодолевая все трудности на пути, будь то сильный порывистый ветер, горы или же дикие медведи Арктики, решать которые ему приходится с помощью тактики. В путешествии режиссёр ещё ни раз сделает акцент на руках главного героя, показывая в моментах, как его персонаж сам превращается в бесчувственного зверя, когда его руки замерзают и он перестаёт ими ощущать, и наоборот, когда он чувствует дыхание выжившей девушки, его человечность и воля к жизни сильны, как никогда.
Пожалуй, весомый минус ленты в том, что хоть «Затерянных» и можно назвать картиной о выживании, её нельзя расценивать как пособие по этому самому выживанию. Все ловушки, ухищрения, правила, по которым выживает главный герой, почему он делает так, а не иначе — никак не объясняется. Для знающего человека всё, что показано в ленте, будет знакомо и понятно без лишних объяснений, как минимум вызвать улыбку от осознания того, насколько герой Миккельсена логично и обдумано поступает, картина сможет. Вот только человек, не интересующиеся подобным, вряд ли сможет прочувствовать и получить весь тот кайф, предлагаемый фильмом, и явно будет чувствовать себя слишком тесно в жанровых рамках.
«Затерянные во льдах» следуют всем шаблонам жанра Survival, что одновременно способно и разочаровать, и в то же самое время порадовать, из-за аккуратного обращения режиссёра с всевозможными шаблонами. Джо Пенна не играет с ними, а следует, перебивая их великолепной актёрской игрой, пейзажами и видами арктической пустыни, прекрасной в своей убийственной красоте, тем не менее, в которой так или иначе продолжает зарождаться жизнь. Неудивительно, что «Затерянные» не хватают звёзд с неба, что вполне нормально для полнометражного дебюта, но ругать за это картину попросту глупо. Ей нужно дать шанс раскрыть все свои карты, позволить ей пропустить свои поданные через очевидный символизм мысли через зрителя, и тогда ничего не останется, кроме любви к ней.
Оценка: 8 из 10
«Затерянные во льдах» - в российском прокате с 21 февраля