«Одесса» – новый фильм Валерия Тодоровского («Стиляги», «Оттепель»), после премьеры которого на 30-ом Кинотавре, минуя все призы и награды, всё же медленно и очень-очень тихо добрался до российского проката. Особо ни на что не претендуя, Тодоровский впервые за последние годы сделал хорошее кино в своей карьере, сняв самую личную и близкую к себе самому картину. Погрязший в академических и сугубо фестивальных низкосортных крупных проектах, режиссёр при помощи «Одессы» поворачивается в сторону авторского кино, рассказывая историю простого народа в изолированной из-за холеры в 1970-ом году Одессе, в которой карантин лишь катализатор для стремления человека к свободам, к тому, что раньше было под запретом.
Сразу же стоит отметить важный аспект: Тодоровский не стремился снять кино о себе и, хоть режиссёр родом из Одессы, «Одесса» – это не автобиография, а набор воспоминаний, аккуратно вписанных в придуманный оригинальный сценарий с вымышленными персонажами и событиями на фоне реальной эпидемии 70-х годов. При этом, картина не претендует на историчность, не уходит в художественную сказочность. В фильме Тодоровского огромное количество деталей, связанных с бытом людей в изолированном городе и работой властей, обеспечивающих защиту элитарной прослойке населения и имеющих разрешение на огонь на поражение по потенциальным бунтарям из народа. Но режиссёр грамотным образом выстраивает историю не вокруг холеры и карантина, а на небольшой группе людей, проживающих в Одессе.
В городе наступил самый жаркий курортный сезон, его наводнили туристы, среди которых журналист-международник Борис (Евгений Цыганов), приехавший в Одессу вместе со своим сыном Валеркой проведать своих родных – тестя, тёщу и их двух дочерей. Но внезапная вспышка эпидемии со всеми вытекающими из этого событиями, из-за невозможности уехать вынуждают Бориса остаться в городе со своей семьёй, о которой, как выясняется позже по сюжету, и он, и они сами мало чего знают. Дабы сохранить общий умиротворённый дух фильма Тодоровский почти целиком исключил такую вещь из истории, как смерть – о ней говорят, но она проходит мимо персонажей. Разговоры о смерти становятся причиной, почему вдруг вскрываются семейные тайны, переворачивающие семейный очаг вверх дном.
Главное достоинство «Одессы» – это его актёрский состав. В нём хватает как и именитых деятелей культуры, так и известных в СНГ представителей актёрской профессии, а также и молодых дебютантов в большом кино. Сложно сказать, что именно сделал Тодоровский со своими артистами на площадке, но они все на удивление живут в образах, придуманными режиссёром. Обобщённо говорить про артистов и их персонажей не получится, так как они играют на контрастах, характерах и политически-социальных взглядах друг друга, то и дело зарождая очередной конфликт, каждый из которых – маленькое шоу.
Если идти по значимости, то на первом месте, однозначно, будет стоять персонаж Леонида Ярмольника, он же в фильме – Григорий Иосифович Давыдов, тесть Бориса. Выступивший также и продюсером картины, Ярмольник играет уже близкого к смерти человека, прожившего всю жизнь не так, как ему того хотелось бы. Как говорит его персонаж, он всю жизнь откладывал на завтра то, что можно было бы сделать сегодня, глупо пропустив её мимо себя. Но при этом герой Ярмольника мудр, так как понимает, что сегодня лучше не делать того, что завтра может сделать окружающим больно, он учится на своих же ошибках весь фильм. Сам актёр выступаем в весьма нетипичном для себя ампула человека, относящегося крайне фанатично к советской власти, с ворохом неозвученных до событий ленты проблемами. Леонид Ярмольник – самая яркая звезда картины, исполнивший одну из самых сильных и значимых ролей за всю свою карьеру – это факт, который просто необходимо принять как данность.
Ирина Розанова, исполнившая роль Раисы Ировны Давыдовой, тёщи Бориса, ничуть не уступает в актёрском мастерстве своему коллеге Ярмольнику. Сыгравшая закоренелую еврейку Розанова особым образом готовилась к своей роли, репетируя из раза в раз и проговаривая реплики своей героини на идише с правильным произношением. Что касается характерного одесского говора, то конкретно его проработкой Тодоровский занимался с особой тщательностью. Лучше всех со своим речевым аппаратом поработала именно Розанова, изменившаяся благодаря нему до неузнаваемости. Отдельного поклона достойны очень качественный старческий грим и специфичный, визуально больной, язык тела пожилой женщины, не способной молчать о насущных проблемах в семье.
Говорить про актёров в «Одессе» можно долго. Здесь и как всегда очаровательный Евгений Цыганов, ворующий всё внимание зрителей на себя, и обеспокоенная всем на свете Ксения Раппорт с Евгенией Брик – дочери персонажа Ярмольника, и Степан Середа, сыгравший десятилетнего Валерика. О последнем стоит поговорить отдельно от всех, поскольку Валерик единственный герой всего фильма, смотрящий за всем происходящим со стороны, выступая скорее в роли свидетеля, нежели участника. Здесь напрашивается очевидная параллель про то, что Валерик – это и есть Валерий Тодоровский. Режиссёр подчёркивает это не только при помощи имени, но и благодаря визуальной основе «Одессы».
В фильм Тодоровский вставил не так много, как ему того хотелось бы, но всё же нашёл место для запоминающихся редких кадров, намеренно выбивающихся из общего стиля ленты. Временами камера показывает мир глазами маленького Валерика, снимая портреты его родных, смотрящих прямо на зрителя через объектив, размывающий окружающий мир, фокусируя всё внимание лишь на самом главном – семье. Да и вообще, снятая на плёнку «Одесса» Тодоровского – прекрасна. Оператор с математическим расчётом двигает камеру лишь тогда, когда это смертельно необходимо, предпочитая статичную съёмку камере с плеча, используя последнее лишь в самые эмоционально яркие моменты. Что забавно, Тодоровский смог снять бесконечно красивую Одессу не в Одессе, все это из-за возникших трудностей с украинскими властями.
Сама же Одесса – это не просто изолированный обитаемый портовый город, это совершенно новый мир, отличающийся от Москвы или же Киева. Одесса – город контрастов, в нём пересекаются бескрайние природные красоты, вылизанные до блеска экскурсионные центральные улочки и грязные, больше похожие на провинциальное захолустье, жилые районы. И, конечно же, сегодняшняя Одесса далека от той очаровательной, которую запомнил по своему детству Тодоровский, воссоздавший её такой, какой он её лучше всего запомнил. Город в фильме не просто очень красивый, он живой, в каждом его дворе процветает жизнь, на каждом углу зарождается любовь, в каждой семье счастье побеждает общее горе и так далее, список можно продолжать, кажется, до бесконечности.
«Одесса» Валерия Тодоровского – кино о том, чего уже нет, о том, что давно ушло. Больше нет Советского Союза, нет предрассудков, нет ограничений в выборе, нет запретов на любовь. Картина Тодоровского в весьма смелом ключе исследует человеческую свободу, рассуждая о ней очень поэтично через призму бытовой жизни, напоминая отдалённо «Покровские ворота» с лёгким налётом набоковской «Лолиты». Смотреть получается «Одессу» легко, смешно, радостно и меланхолично-грустно одновременно, фильм пролетает на одном дыхании, энергично начинаясь, заканчиваясь менее активно, с усталостью на глазах. История, начавшаяся утром и завершившаяся на закате, идеально подходит для точного определения работы Тодоровского: «Одесса» – один из самых ярких и запоминающихся дней из жизни, воспоминания о котором приходят сами по себе в счастливые минуты.
Оценка: 8 из 10
«Одесса» – в прокате с 5 сентября
Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции