Классическая литература и традиция метал-клипа: нетривиальное видео “Карлсон” от трио “Томшин Бэнд”

Новости

Классическая литература и традиция метал-клипа: нетривиальное видео “Карлсон” от трио “Томшин Бэнд”

Классическая литература и традиция метал-клипа: нетривиальное видео “Карлсон” от трио “Томшин Бэнд”

Рок и метал-музыка - рев гитар, рифы, соляки, дисторшны, басы, бешеный ритм и драйв, мощнейший выброс адреналина и энергии, подобный извержению вулкана. Но не только за это мы любим тяжеляк, а прежде всего за подтекст и контекст. За один клип, альбом или концерт можно прожить целую жизнь. Успеть и разгорячиться, и все взвесить с холодной головой, и выпустить пар, и запустить мыслительный процесс. Как поют “Томшин Бэнд” в своем треке “Карлсон”: “Жми кнопку - пошалим!”

Чтобы понять клип на эту песню, надо не только вдавить на газ по полной, но и проникнуться метал-эстетикой. У многих коллективов выстроена своя мифология, система координат - взять хоть Kreator, Dimmu Borgir, Destruction, Sodom и многих других. У них есть ключевые мотивы и их развитие, например, демон Креатор у первых, эстетика христианских завоеваний и крестовых походов, религиозных войн у вторых, ну и далее по списку…

Выросший в основном на немецком и отчасти на американском металле и наследии позднего свердловского рок-клуба Владимир Томшин отлично понимает не только мелодику, но и мифологию “тяжеляка”, врос в нее корнями.

Подтексты формируются еще на этапе создания лирики. Отцы металла традиционно обращаются к литературным сюжетам. За примерами далеко ходить не надо: тут вам и культовая композиция “Lord of the Flies” у “Iron Maiden” (см: Уильям Голдинг «Повелитель мух») их же альбом “Brave new world” (см: Олдос Хаксли «О дивный новый мир») или нетленка Metallica – “For whom the bell tolls” по мотивам романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Классика разных эпох цепляет рокеров, и Владимир Томшин - не исключение.

“Томшин бэнд” взяли в оборот нетривиального для металла персонажа, которого у нас воспели нельзя сказать, чтобы представители тяжелого рока - ВИА «Поющие гитары», Витас, Родион Газманов (песню “Трубочист” написал его отец Олег Газманов). Речь идет о трикстере Карлсоне из знаменитой трилогии шведской писательницы Астрид Линдгрен. Это, надо сказать, не первая литературная отсылка в дискографии “Томшин Бэнд”. В 2019 году они обратились к творчеству Редьярда Киплинга и его “Книге джунглей”, выпустив альбом “Бандерлоги”. Как бы актуально ни казалось, связи с тем, о чем вы подумали, пластинка не имеет, политики не касается. Тут больше о литературе.

11 апреля в клубе «Штопор» прошла презентация альбома и одноименного клипа «Карлсон». Это флагманский трек сборника, в который вошло девять треков. Звучание заглавной песни определяет посыл всего диска, а клип стал органичным продолжением концепта обложки.

Автором видео стал режиссер Андрей Новоселов, известный по сотрудничеству с Федором Бондарчуком. Он снимал клипы для «Аквариума», «ЧайФа», «Танцев Минус», «Ногу свело!», «Арии», Олега Газманова, Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова. Он на ура справился с материалом “Томшин бэнд”, взяв в обойму “символизм по харду”.

О боже - металл и детская литература, мультики? Они бы еще “Ну, погоди!” альбом назвали и клип сняли! Но не спешите с выводами: переосмысление сказок - это и есть тру рок. Фольклорные сюжеты и всеми любимые персонажи массовой культуры в новых неожиданных прочтениях - один из столпов рок- и метал-мифологии. Помните клип “Rammstein” “Sonne”? Чем не “родственник” Томшинского “Карлсона”? Белоснежка - мистическая и зловещая, символизирующая внеземную сущность, и при этом роковая секси-соблазнительница появляется в забое горняков. Фантастическая история с ее смертью, воскрешением и чудесными яблоками венчается тем, что один из шахтеров просто работает как ни в чем ни бывало. Мы не знаем, правда ли все то, что случилось… Может, это видение или же горняк “вырубился на ходу” от тяжелого труда и позволил сну накрыть себя...

В клипе “Томшин Бэнд” такой таинственной сущностью выступил Карлсон (Владимир Томшин). Управляет ли он героями или просто наблюдает? А может, не стоит усложнять: фронтмен группы бухает за соседним столиком? А все же вдруг он и есть создатель и творец в высшем смысле? А возможно лишь видение, призрак, глюк и бэд-трип… “Воображение строит иллюзии на протяжении всего приключения”, “сказка становится былью для избранных”, - переклички текста песни с сюжетом клипа невозможно не заметить.

Карл Сон - такое написание имени персонажа в клипе неслучайно. Это же сон, Карл… Эстетика наваждения - главный мотив видеоряда. Действие разворачивается в кальянном кумаре под плеск содержимого кружек бокалов за барной стойкой. Говоря языком текста песни, все происходит с главными героями “из-за варенья”, которое “сбивает с ног”. Эти образы - отнюдь не призывы употереблять различные там вещества, а символы перехода в другой мир, на границу между сном, бредом и явью.

Перепрыгнуть из реальности обычного бара в другое, фантастическое измерение помогают монтажные приемы - резкая смена кадра jump cut и череда очень быстрых нарезок-перебивок, вклинивающихся в основной сюжет. Они предстают перед взором персонажей, находящихся в полузабытьи. Прямо как в культовом клипе Metallica “Frantic”, что переводится как безумный и неистовый. После страшного ДТП перед главным героем видео неистово проносится вся его прежняя жизнь в быстрой перемотке.

Вращающиеся предметы пронизывают всю ткань клипа “Карлсон”. Мелькает все, что похоже на пропеллер - от ветряков до вентилятора. Метафора цикличности времени - сон и бодрствование делают круг, как и жизнь и смерть. Все эти образы навевают мысль о Сизифе, поднимающим вечно падающий камень. В абсурдистском восприятии Альбера Камю Сизиф счастлив, так как осознает свое бремя, не противится ему. И логично вытекает вопрос: если прекратится это вечное падение/вращение - счастье и сама жизнь исчезнут?

Местом действия в метал-клипах зачастую становятся неординарные места: таинственный лес, пещеры, заброшенные поселения, логова всяких чудищ, кладбища. Иногда сюжет предполагает и вовсе путешествия во времени, например, в Средневековье. “Карлсон” казалось бы, выбивается. Снят в будничной локации - события разворачиваются в баре на концерте “Томшин Бэнд”. Прием этот оказался более чем оправдан. Клип как слоёный пирог с четырьмя начинками - уровнями восприятия.

Первый - метафора рок-музыки как чего-то запредельного, за гранью общепринятого. В обычной жизнь почти как у Бродского, "в рамках комнаты заключенный, мой малыш". Концерт - это портал, открывающий новые грани для постижения себя, сдвигающий рамки. Видео с выступлением группы органично встроено в повествование. Музыка - тот самый

волшебный эликсир - "варенье". Оно приносит экстатическое состояние, освобождение и раскрепощение. Будни против рок-н-ролла. Некая волшебная сила Карл Сон - или просто лидер коллектива Владимир Томшин - погружает героев в экстатическое состояние, подобно магу и шаману. И в этом сила рока. Но в то же время есть и слабость. По тексту песни, стереотипы, границы и законы теряют значение, становится можно все, что нельзя. А у этого, как мы знаем, часто бывает обратная сторона медали. Её символизирует ссора и драка главных героев в баре.

Второй - жизнь человека в мегаполисе как наваждение и сон. Стремительный ритм, не останавливающаяся промышленность (кадры загруженных дорог и дымящихся заводов в перебивках), наша вечная спешка и усталость, бессоница от вечных тревог. Можем ли мы за этим всем осознать и понять себя? Что нам для этого нужно: рок, “варенье”, психолог. проповедник или некто Карл Сон? Или все же справимся и без них, своими силами?

Третий пласт: человек - сновидение природы, песчинка. Никто не знает, да и не важно, для гор, окутанных туманом (в них внезапно переходят кадры выдыхания кальянного дыма), был ты или не был…

А четвертый - человек как сновидение Вселенной. Ей все равно, срывает ли людям крышу во все времена цивилизации. Она гораздо старше. Ей все все эти “крышесносные передряги” - просто щекотание. Строят люди или разрушают - она все переживет, а вот мы с вами, возможно, и нет. Карл Сон - высший разум, который наблюдает за концертом в баре, сам же его и организовав. Он и есть дирижер, и пока палочка в его руках - играет музыка… Он и есть фронтмен - пока микрофон в его руках, звучит песня.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь