Природа человеческой личности мобильна, вариабельна и непредсказуема - нашу психику легко вывести из баланса и равновесия. Неслучайно многие психологи уверяют, что мысль материальна, и зародившееся в душе зерно сомнений, подозрений, обид, тревог растёт, как снежный ком, в конечном итоге мучительно разрушая не только личность человека, но и жизнь его близких. В известной песне есть слова: «Вчерашние дети стали большими, близкие люди стали чужими…»
Мы знаем немало примеров, когда члены одной семьи, связанные нерушимыми узами, становятся врагами, которым крайне сложно найти компромисс в отношениях. Во многом это происходит потому, что люди предпочитают умалчивать свои проблемы, противоречия, претензии, а не вести диалог. Но, как известно, в споре рождается истина, а уж диалог тем более является мощным инструментом для примирения и импульсом для восстановления хрупких связей.
11 и 13 марта продюсерская компания М-АРТ представила премьеру спектакля «Скальпель», поставленного по одноименной пьесе Антуана Ро «Au scalpel» в жанре эмоционального стриптиза, продюсер - Анастасия Могинова. Режиссёр постановки - знаменитый актёр Владимир Фекленко, который в этом спектакле блестяще проявил себя как режиссёр.
В центре сюжета - два брата.
Респектабельный, разумный, рассудительный старший брат - хирург (Алексей Вертков) и беспечно дрейфующий на волнах моря жизни, легко и играючи балансирующий в творческой и жизненной стезе, младший брат - фотограф (Гела Месхи).
Описание спектакля метко попадает в цель: «Кто может стать идеальным мучителем для другого? Только самый близкий человек. Два брата. Они говорят правду и лгут, борются с обидами и завистью. Кто из них Каин, а кто Авель? Смогут ли они выйти на новый уровень эмоций - абсолютной любви и принятия или же останутся в позициях жертв, детей и недооценненных друг другом близких людей? Всё как в жизни - безжалостное препарирование знакомых каждому проблем на сцене в жанре эмоционального стриптиза в постановке «Скальпель»».
Детские обиды и незакрытые гештальты, взаимные претензии, недосказанные упрёки, параноидальные подозрения, правда и ложь, доверие и фальшь, любовь и ненависть…
В «Скальпеле» с помощью многочисленных метафор и гротеска, наглядно продемонстрирована пропасть, которая образуется между людьми просто потому, что они не могут или не хотят услышать близкого человека.
Сценический дуэт харизматичных, брутальных, импозантных Алексея Верткова и Гелы Месхи гармонично дополняет актриса Екатерина Данилова, которая воплощает роль жены младшего брата. Какие отношения связывают её со старшим братом? Дружеские, профессиональные, а, может быть, любовные? Мы не будем разрушать интригу: это увидят зрители!
Ритм спектакля очень динамичный: неожиданные сюжетные линии, великолепная музыка, оригинальная хореография и световая партитура!
Согласно сценографии Сергея Тырина интерьер квартиры педантичного хирурга сдержан и аскетичен, особое место в квартире занимают вещи, оставшиеся от матери и бабушки, - они не имеют высокой материальной ценности, но являются бережно хранимой памятью о родных людях. Портрет матери двух таких разных сыновей тоже играет важную роль в развитии лихо закрученного сюжета.
Художник по костюмам спектакля - известный российский дизайнер Юлия Иванова.
Действие происходит в квартире старшего брата в поздний час: хозяин апартаментов, которому творческий младший брат - модный франт, живущий по другим биоритмам, помешал погрузиться в царство Морфея, встречает нежданного и незваного гостя в пижаме.
Геометрический фасон и контрастная расцветка пижам - метафора, подчёркивающая не только конфликт братьев друг с другом, но и бесконечную борьбу каждого с самим собой - комплексами, сомнениями, соблазнами.
В эру социальных сетей модно быть на позитиве, в балансе, ресурсе, в потоке, но только не в адеквате - лайки, репосты и комментарии создают видимость призрачного успеха, становятся аллюзией, замещающей общение с дорогими людьми, от которых мы благодаря динамичному ритму и драйву дней отдаляемся всё больше.
Между людьми всегда существуют границы, барьеры, рубежи, но можно и нужно их преодолевать! Для этого очень часто требуется не так много: всего лишь на какое-то время усмирить свой эгоизм и попытаться услышать и понять человека, который является родным и близким.
Постановка Владимира Фекленко в блистательном воплощении Алексея Верткова, Гелы Месхи и Екатерины Даниловой обладает по-настоящему хирургическим эффектом - такие спектакли помогают со стороны, без «фильтров» взглянуть на самих себя и, осуществив «перезагрузку» отношений, преодолеть фатальные разногласия и обиды.
«Скальпель» может стать как орудием убийства и уничтожения, так и средством спасения. Если не лечить гнойную рану, то процесс неумолимо станет фатальным - приведёт либо к ампутации, либо к летальному исходу. А если «очистить» гнойник, то даже сама глубокая рана совсем скоро затянется, и болезнь пройдёт.
Это актуально и для душевных ран.
Чтоб выбрать? Решать только нам и нашим близким!
Следите за афишами продюсерской компании М-АРТ!
Пройдитесь по острию «Скальпеля»!
На «Скальпеле» «балансировала» корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии предоставлены пресс-службой, фотограф - Татьяна Лукашева