Многие из нас знают фразеологизм «Человек-оркестр», но обычно его применяют к людям, которые добились успеха в нескольких областях и проявили себя в разных видах искусства. Однако, на наш взгляд, каждого человека можно смело назвать «Оркестром», ведь в каждом из нас сочетается бесконечная гамма чувств и симфония поступков. Эмоциональная и энергетическая палитра «музыкальной партитуры» нашей жизни трансформируется мгновенно и молниеносно - здесь нет определённых жанров и стилей, как нет мажора и минора: в безмятежном счастье всегда можно найти поводы для меланхоличной грусти, а в пронзительной драме рано или поздно проглянет жизнеутверждающий лучик солнца.
Сегодня мы хотим рассказать о потрясающем спектакле театральной компании «Маскарад» «Мужской аромат. Оркестр», в котором на примере разных судеб и противоречивых характеров шести не похожих друг на друга людей изящно и искусно завуалирована глубинная психология человека и бесконечная проблема выбора жизненных приоритетов.
Премьера спектакля «Мужской аромат. Оркестр» состоялась 14 декабря 2015 года, репортаж с премьеры по ссылке - https://worldpodium.ru/news/spektakl-muzhskoy-aromat-kaleydoskop-raznyh-sudeb-i-zavorazhivayushchiy-shleyf-glubokih-emociy. В этом году спектакль отмечает семилетие, которое точно можно назвать «Великолепной семёркой» - постановка покорила с гастролями разные города и страны, многие возвращаются на «Мужской аромат. Оркестр» повторно.
Спектакль поставлен по пьесе «Оркестр», опубликованной в 1959 году. Автор - талантливый французский драматург и сценарист, выдающийся деятель литературы XX века, один из создателей интеллектуальной драмы- Жан Ануй, инсценировка — Михаил Палатник.
В постановке режиссёра Павла Сафонова задействован блистательный актёрский ансамбль - Даниил Страхов, Ольга Ломоносова, Инга Оболдина, Анна Уколова, Дарья Повереннова, Алиса Гребенщикова.
На сцене разворачивается Лазурный берег Франции: чарующе и призывно плещется морской прибой, слышится крик чаек, в воздухе витает аромат морского бриза и курортной романтики. События происходят в прибрежном курортном кафе, в котором каждый вечер публику развлекает небольшой оркестр, состоящий из пяти женщин-музыкантов и одного пианиста.
Действие постоянно балансирует между сценой и закулисьем, где у каждого героя своя драма, диссонанс желаемого и действительного. Мысли персонажей поглощены не искусством, а личными проблемами и нереализованными иллюзиями и амбициями.
Центральная история разворачивается вокруг отнюдь не равнобедренного любовного треугольника: личные взаимоотношения пианиста Леона (Даниил Страхов), виолончелистки Сюзанны (Ольга Ломоносова) и руководителя оркестра мадам Ортанс (Инга Оболдина) переплелись в странной и сложной паутине правды и лжи, искренности и фальши, любви и ревности.
«Он безнадежно женат, она - безнадежно одинока. Их многолетняя связь - короткие встречи в дешевых номерах провинциальных гостиниц. Все стало рутиной, рождающей безразличие и усталость. И вот уже рядом опытная, волевая соперница. Она не будет ждать, она не будет жалеть. Их время счастливой любви проходит, проходит неумолимо. И нужно найти силы его остановить…»
Женатый, но не любящий супругу Леон - обаятельный, харизматичный мужчина, который раним, капризен, не склонен к скандалам и выяснениям отношений. Кажется, он сам не понимает - кто он? Запутавшийся в лабиринтах судьбы джентльмен или циничный эгоист? Музыкальным инструментом Леон владеет виртуозно, но обрести жизненную гармонию гораздо сложнее.
Темпераментная, рефлексирующая Сюзанна пожертвовала репутацией ради романа с женатым мужчиной. Но едва ли возможно счастье, построенное на лжи и предательстве - за влюблёнными неумолимо следит неукротимая стрелка циферблата, а бесценное время жизни и молодости, словно песок, безвозвратно ускользает сквозь пальцы, и повернуть его вспять невозможно.
Ещё более осложняет отношения между героями вдруг активизировавшая соперница - властная, непоколебимая, уверенная в своих чарах мадам Ортанс. Устоит ли Леон перед соблазнительной, страстной женщиной?
Также в спектакле взаимодействуют ещё три восхитительных леди, каждая из них в определённый момент становится «первой скрипкой» «Оркестра» и рассказывает свою историю.
Принёсшая свою жизнь в жертву дочернему долгу перед больной матерью Патриция (Анна Уколова) пытается убедить себя и окружающих в том, что уход за престарелой «Клянчей» и есть смысл её существования. Она требует от матери полного подчинения в качестве платы за свою заботу, тем самым становится для самого родного человека скорее мучителем, чем спасителем.
Её антиподом является Памела (Дарья Повереннова) - дерзкая, эффектная дама не может жить без мужского внимания. Ради мимолётных романов и увлечений она предаёт свою единственную дочку, компенсируя недостаток внимания дорогими подарками и нарядами. Но разве платья и игрушки заменят ребёнку материнское добро и тепло?
Не менее узнаваемой выглядит и колоритная Эрмелина (Алиса Гребенщикова) - «сорока-сплетница», которая всегда знает всё о других, а сама живёт в «воздушных замках» своего воображения и вымышленных чувств, пропуская и упуская то, что действительно важно и нужно.
«Оркестр» многогранен и многолик: одни отчаянно и самозабвенно борются за право оставаться самим собой и быть счастливым, другие - плывут по течению, не в силах сопротивляться обстоятельствам. Каждый образ спектакля - целостная история со своей судьбой и характером, с личной драмой. Героям веришь, сочувствуешь и сопереживаешь или, напротив, не понимаешь и не принимаешь их поведение.
В спектакль филигранно интегрирована хореография. Балетмейстер Алишер Хасанов искусно вплёл в увлекательное драматическое действие оригинальные танцевальные номера. Больше всего пластики у героев Даниила Страхова и Ольги Ломоносовой. Героиня Ломоносовой Сюзанна буквально парит над сценой, что выглядит особенно достоверно и вдохновенно благодаря балетным навыкам актрисы, которая, прежде чем поступить в Щукинское училище, окончила хореографическое по профессии артист балета. Как же грациозно Ольга крутит фуэте!
Костюмы Евгении Панфиловой подчёркивают яркую индивидуальность каждого персонажа. Важным и ярким акцентом является поэзия Марины Цветаевой и Иосифа Бродского, которая добавляет нерв и градус происходящему на сцене.
Финал спектакля парадоксален и непредсказуем.
Смогут ли герои понять, признать и исправить свои ошибки или попытаются переложить ответственность за фатальные решения в судьбе на других? Каким будет заключительный аккорд «Оркестра»? Мы, конечно, не будем разрушать интригу. Этот «Мужской аромат. Оркестр» вдохновит и восхитит даже самых искушённых зрителей, а в некоторых персонажах многие узнают себя.
Благодаря таким спектаклям, как «Мужской аромат. Оркестр», в которых зашифрован весь спектр драмы и множество противоречий мужчин и женщин, кто-то из нас, возможно, остановится в шаге от фатального выбора в своей судьбе, а, может быть, решится что-то исправить.
«У влюблённых в унисон бьются сердца, а у нас с тобой бьётся секундная стрелка...»
Следите за афишами театральной компании "Маскарад"!
Пусть вопреки всем обстоятельствам «маятник времени нашей жизни» будет счастливым, «Оркестр» судьбы играет романтичные сонеты и трогательные симфонии, а «Аромат» реальности благоухает флёром положительных эмоций и вдохновения!
Спустя 6,5 лет после премьеры спектаклем «Мужской аромат. Оркестр» вновь вдохновлялась Бурулева Юлия
Фотографии - Павлухина Елена (фото сделаны 14 декабря 2015 года на премьере спектакля)