«Здесь трагедия разворачивается вокруг семейной истории, потому что Гарпагон - отец двух прекрасных молодых людей, влюбленных в своих партнеров и партнерш, но именно порок скупости мешает этим чувствам. Гарпагон пытается уничтожить любовь своих детей. Здесь смесь жанров, потому что монологи героя - это психоанализ, притча», - объясняет свое видение мольеровской истории режиссер Валентин Клементьев.
Легенда «Поля Чудес» Леонид Якубович играет образцового скупца и эгоиста Гарпагона на сцене театра Александра Калягина. Но ему этого показалось мало, и телеведущий написал монологи для своего героя. Смотрится это великолепно, когда Гарпагон-Якубович философски рассуждает о времени, любви, семье, жизненных ценностях и вере.
«У Боякова было решение сделать спектакль неоднозначным. Все же каждый человек имеет свою судьбу, и просто «Скупой» - это формула, а за ним стоит какой-то опыт, какие-то драмы жизненные. Все. С этого началось», - так рассуждал перед премьерой в беседе с журналистами Народный артист России Леонид Якубович.
В истории про скрягу и ростовщика, самодура, влюбленного только в свои деньги - Якубович идеально «изображает» героя эталоном скупости. Он разрушает жизни собственных детей, вызывая презрение зрителей.
Гарпагон крадет овес у собственных лошадей, прячет свое богатство от сына и дочери, унижает слугу, обмишуривает сваху. Он хочет жениться на молодой женщине, в которую влюблен его сын, а дочь выдать за богатого старика.
Отличная сценография Александра Цветного и великолепные костюмы Виктории Севрюковой помогают раскрыть Мольера через свои актерские способности как маститым артистам: Леонид Якубович, Евдокия Германова, Сергей Габриэлян, так и молодым: Дмитрий Мальцев, Софья Бородицкая, Дарья Колаж, Александр Сальник, Дарья Дуженкова, Никита Кашеваров и другим.
«Фишка» спектакля - периодически на сцене приглушается свет, и Гарпагон начинает произносить свои монологи. Они служат отличным контрастом к основному действию, где Гарпагон-Якубович более добродушен и трогателен, чем в предыдущих «версиях» мольеровской пьесы. Ну а суть постановки в том, что Якубович играющий Гарпагона пытается постичь тайну своей любви к деньгам. Он глубоко уверен, что деньги не предадут и не обманут, в отличие от людей.
«Я с детства мечтал о достатке, семья наша была богата, но я хотел сам, сам добиться большего… Я мечтал. Что же в этом дурного? Мечта - словно свет, к которому Бог ведет каждого. Я не стал знатен, у меня нет титула, но я богат, вот моя шкатулочка, полная золотых луидоров…Скупой? Да, я скуп, но всей прибылью от моей скупости пользуетесь вы! Этот дом, еда и платья, которые вы носите, есть результат моей скупости!» - на этом монологе главного героя держится вся постановка.
«Скупой» Нового театра – это не только талантливые и поистине мольеровские Якубович и Германова, но и своеобразный «посыл» режиссера зрителям для познания истины в ЖИЗНИ, а не в деньгах.
Светлана Юрьева.
Фото – Мария Молоткова.