Премьера спектакля Андрея Житинкина «Летят журавли» в Малом Театре: трепетное посвящение «тем, кто молчит, но сказал своё последнее слово»

Новости

Премьера спектакля Андрея Житинкина «Летят журавли» в Малом Театре: трепетное посвящение «тем, кто молчит, но сказал своё последнее слово»

Премьера спектакля Андрея Житинкина «Летят журавли» в Малом Театре: трепетное посвящение «тем, кто молчит, но сказал своё последнее слово»

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» Уничтожила жизни, испепелила судьбы, искалечила души миллионов людей… А ещё война - страшный индикатор, обнажающий сущность человека, кодекс чести и совести, показатель её наличия или отсутствия.

В Малом театре ко Дню Победы 12 мая и 9 июня состоялись премьерные показы спектакля «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

Сюжет произведения стал культовым благодаря гениальному фильму Михаила Калатозова «Летят журавли». На Исторической сцене Малого театра спектакль поставил талантливый, глубокий режиссер Андрей Житинкин.

Откликаться на самые важные исторические события всегда было свойственно Малому театру, составляло одну из его главных традиций. Спектакль Андрея Житинкина по знаменитой пьесе Виктора Розова "Вечно живые" - это попытка воскресить в нашей памяти события, поступки и чувства людей, живших в годы Великой Отечественной войны. 

Режиссер-постановщик Андрей Житинкин: «Для меня это очень личный спектакль, два мои деда не вернулись с войны… Но наш спектакль не об окопах, а о том, что ломает война в душах человеческих. И еще, конечно, это посвящение нашим близким. Это метафора памяти. Только любовь помогает выжить в условиях войны и не потерять себя. Для многих молодых людей разрешение конфликта Розовым станет настоящим откровением. Сегодня очень важно подарить зрителям надежду…».

Драматург, участник Великой Отечественной войны Виктор Розов написал произведение «Вечно живые» в 1943 году в Костроме, находясь в госпитале. Это был разгар сражений - никто ещё не знал, когда и как закончится страшная война, но сомнений в том, что рано или поздно Советский союз победит фашизм, не было у тех, кто отважно сражался с врагом на поле боя или «ковал победу» в тылу. Но были и другие люди - те, которые затаились в ожидании: что будет дальше и как выйти из ситуации с минимально возможными потерями?

В 1957 году на экраны вышел гениальный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», который в 1958-ом стал триумфатором «Каннского кинофестиваля». Рабочее название картины -  «За твою жизнь». Те, кто остался жив в адском пекле войны, понимали, что будут жить не только за себя, но и за тех, кто навсегда ушёл в вечность…

Андрей Житинкин поставил спектакль о «тех, кто молчит, но сказал своё последнее слово», и о тех, кто говорит громко, красноречиво, помпезно, но за этими словами кроются пустота, фальшь и трусость.

Война показана в спектакле не разрывами снарядов, а человеческими судьбами, израненными, искалеченными, но не сломленными и не сдавшимися.

На примере многогранных героев Виктора Розова, оживших на сцене в воплощении талантливых артистов Малого театра, режиссёру удалось воссоздать на сцене весь спектр драмы людей, в чьи жизни вероломно, жестоко вторглась страшная война.

 «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой...»

В спектакле  Андрея Житинкина, как и в пьесе Виктора Розова, нет главных и второстепенных персонажей: каждый герой не просто вносит уникальную лепту в сюжетное действие, а является портретом определённых людей, ежедневно и ежеминутно делающих тот или иной выбор в своей судьбе, понимающих, что любое принятое решение может стать фатальным. Мы, конечно же, не будем пересказывать всем знакомый сюжет - остановимся подробнее на характеристике каждого персонажа, который является олицетворением целого народа. 

Вероника в воплощении молодой актрисы Варвары Шаталовой - восторженная юная девушка, в чью жизнь беспощадно и безжалостно ворвалась война. В начале спектакля героиня полна задора, куража, неиссякаемой энергии юности: да, уже началась война, но все родные и близкие находятся рядом с ней, её возлюбленному должны дать бронь на заводе - Вероника ещё не чувствует опасности, война ей кажется чем-то далёким, тем, что мимолётно пройдёт и быстро завершится.

Потеряв любимого и лишившись родителей, она утрачивает смысл жизни - девушка существует по инерции, корит себя за то, что вышла замуж за нелюбимого Марка: у неё нет аргументов и объяснений, зачем она так поступила? В современном мире это назвали бы сильнейшим посттравматическим синдромом. Война калечит человека не только физически, она уничтожает и ломает его морально - эти раны вылечить не менее сложно, тем телесные увечья, а порой это невозможно. За время действия героиня превращается из порывистой импульсивной девчонки во взрослую женщину, которая не по годам мудра и сильна духом.

Борис в воплощении Андрея Чернышова (популярный актёр в этом сезоне присоединился к труппе Малого театра) - настоящий мужчина, человек слова, долга и чести: он идёт добровольцем на фронт не за подвигами и званиями, он не может поступить иначе. Мужественный порядочный герой идёт сражаться с врагом за родных и близких, за отчий дом и Родину: кто, если не он? «Долг сильнее смерти» - для Бориса и миллионов таких же людей, не побоявшихся встать на защиту Родины, эта фраза является не лозунгом, а лейтмотивом жизни.

Когда Борис уходит добровольцем на фронт, на его рабочем месте на заводе остаётся его коллега Анатолий Кузьмин: скромный, нерешительный, смятённый мужчина, которого великолепно воплощает Александр Волков, чувствует себя виноватым - неизвестно, кому бы из них, Анатолию или Борису, дали «заветную» бронь.

Уже в финале спектакля ретроспективно мы узнаём, что Кузьмин спустя два месяца после Бориса тоже уйдёт добровольцем на фронт и, преодолев свой страх, будет отчаянно биться с врагом: поступок Бориса вдохновил Анатолия на свой подвиг.

Глава семьи, отец Бориса, Фёдор Иванович Бороздин, заслуженный врач и человек, твёрдо верный своим принципам: у этого героя нет и не может быть компромиссов с совестью. «Делай что должно, и будь что будет»: жизненное кредо этого персонажа. Народный артист России, лауреат премии Правительства Москвы Александр Клюквин наделил своего героя колоритными деталями, характерными для многих медиков и наполненными теплом и добром.

Фёдор Иванович может дать «слабину» только перед своей мамой, которую потрясающе воплощает народная артистка России, лауреат Государственной премии России Людмила Полякова. Варвара Капитоновна - эталон истинной бабушки, заботливой, чуткой, сентиментальной, бесстрашной, умудрённой огромным жизненным опытом и невероятной силой духа. С каким трепетом она крестит Бориса перед отправкой на фронт, с какой нежностью отдаёт ему, как талисман на память, пуговицу от любимого платья, с какой болью, увидев за окном огромные колонны отправляющихся на фронт мобилизованных, восклицает: "Москвичи идут и идут. Милые, возвращайтесь обратно!»

Дочь Фёдора Ивановича и родная сестра Бориса Ирина (заслуженная артистка России Варвара Андреева) - яркий пример преемственности поколений. Ирина - талантливый хирург, который достойно продолжает дело своего отца. И в личной жизни у неё есть либо «чёрное, либо белое»: до определённого момента она не может понять и принять, почему Вероника выходит замуж за нелюбимого, Ирина не готова принять ухаживания коллеги, к которому не испытывает взаимности. И пусть некоторые считают её «старой девой» - для этой героини лучше быть одинокой в личной жизни, чем разделять её с нелюбимым человеком.

По иронии судьбы, соседкой Бороздиновых в эвакуации является интеллигентная женщина из Санкт-Петербурга, Анна Михайловна Ковалёва (народная артистка России Людмила Титова). Преподаватель истории, как и Фёдор Иванович с Ириной, продолжает выполнять свой долг даже на чужбине: Анна Михайловна читает лекции и пытается сохранять присутствие духа - её единственный сын Володя лежит в госпитале, она ничего не знает, вернётся ли он когда-нибудь к ней. Во многом именно благодаря её поддержке Вероника не доходит до полного безумия в своём исступлённом горе и чувстве вины.

Антиподом этих героев является двоюродный брат Бориса и племянник Фёдорова Ивановича Марк - человек совсем других жизненных приоритетов. В блистательном воплощении народного артиста России Александра Вершинина  этот импозантный музыкант вызывает очень противоречивые эмоции. В начале спектакля его пацифистский монолог о великой силе искусства, которое выше и важнее всех войн и разногласий, вызывает понимание и одобрение. Но в процессе действия мы понимаем, что за высокопарными словами и речами изящно и искусно завуалирована обычная трусость, подлость, приспособленчество. У этого героя нет иных моральных норм, кроме личных желаний и амбиций.

Режиссёр намеренно «оставляет за кадром» моменты, когда Вероника, раздавленная горем от потери родителей и пропажи без вести Бориса, выходит замуж за Марка. Но страдания и чувство вины, которые терзают молодую девушку, зрители видят в самой широкой амплитуде чувств.

Кульминацией цинизма Марка является даже не покупка им брони (инстинкт самосохранения ещё можно чем-то оправдать), а та лёгкость,  с которой он дарит самую дорогую для Вероники вещь (подаренную Борисом Белку) своей «даме сердца»…

«Эвакуационное увлечение» Марка  - «набивающая себе цену» женщина из города не Неве, Антонина Николаевна Монастырская (народная артистка России Светлана Аманова). Эта героиня привыкла жить за чужой счёт. Сейчас её бы назвали гламурной светской львицей. Антонину Николаевну заботит сохранность своего хрусталя и другого имущества, которая она вынуждена была оставить в Ленинграде, её терзает вопрос: будет ли всё, как прежде? Как утопающий хватается за соломинку, Монастырская пытается воссоздать в эвакуации хотя бы фрагменты своей прошлой жизни - устраивает пышное застолье в честь именин, буквально умоляет влиятельного кавалера раздобыть машину, чтобы прокатиться по ночному городу.

Хозяйку квартиры, в которую её поселили в эвакуации, честную девушку Варвару (Мария Дунаевская) , Монастырская уговаривает уволиться с мыловаренного завода и делает своей домработницей, называя её Вава. Но только у этой девушки совсем другая система ценностей и координат…

Безусловно, самые отрицательные герои, которые не вызывают других эмоций, кроме презрения и отвращения, это подлый администратор филармонии Николай Николаевич Чернов (народный артист России Владимир Носик) и вульгарная хлеборезка Нюра (заслуженная артистка России Екатерина Базарова), словно новогодняя ёлка, безвкусно увешанная мехами и дорогими ювелирным украшениями,  приобретёнными за краденую еду…

Эти омерзительные персонажи являются олицетворением известной пословицы: «Кому - война, а кому - мать родная». Обогащение на горе других, отсутствие каких-либо нравственных норм, запретов и табу…

Однако и этим героям Андрей Житинкин даёт шанс на исправление - у каждого из них есть мизансцена, демонстрирующая, что всё же где-то в глубине души их терзают муки совести.

«За того парня»

Как это ни странно, импульсом, который возвращает Веронике стимул к жизни, а семье Бороздиновых приносит страшную, фатальную, но всё же точную определённость, становится совсем юный фронтовик Володя (Владимир Алексеев), сын Анны Михайловны Ковалёвой.

Именно спасая этого парня, погибает Борис. Отважный, смелый мужчина отдал жизнь за спасение юного мальчика, который только начинает свой путь по дорогам судьбы, но уже так много видел и столько испытал. Несмотря на юношескую наивность у Володи очень верные жизненные принципы: он точно знает, что «лживо, а что свято» и понимает, что просто обязан достойно жить не только за себя, но и за тех, кто уже никогда не вернётся домой…

«Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?»

В спектакле «Летят журавли» очень много небесной выси: «облака истории» являются не просто сценическим обрамлением, а полноценными героями действия.

Если в начале небесно голубое небо, на фоне которого Вероника беспечно, кокетливо и игриво читает детское стихотворение о «журавликах-корабликах», не предвещает ничего трагического, то потом безмятежная голубизна превращается в тяжёлые серые клубы дыма, пороха и пепла, наполненного горем и болью потерь.

Все мизансцены выстроены в разных, но очень характерных квартирах: уютная комната Вероники, гостеприимная Московская квартира Бороздиных, в интерьере которой превалирует белый цвет: здесь внимательны к деталям и верны традициям, здесь  у каждого члена семьи свой стул и своя уникальная судьба…

Аскетичный быть эвакуированных выполнен в приглушённых серых тонах, но и тут очень важны детали. «Тюки» с багажом, который предусмотрительно взял с собой Марк, наряды Монастырской, которые редеют, так как хозяйка меняет их у спекулянтов на еду, и заканчивающееся кофе у Ковалёвой, которым она, несмотря на дефицит угощает нового соседа, Фёдора Ивановича.

Быт отражает характеры героев: одни готовы разделить с ближним последнее, а другие озабочены исключительно личным благосостоянием и благополучием…

Художник-постановщик Андрей Шаров в тандеме с художником по свету Андреем Изотовым и чутко подобранным видеоконтентом Дениса Бродского погружают зрителей в атмосферу действия.

Стихотворение Арсения Тарковского «Жизнь, жизнь» аллегорично и утвердительно говорит, что «на свете смерти нет».

Экран с видеохроникой опускается на сцену тогда, когда идут перестановки декораций - это метафоричная проекция времён для каждого из нас.

Публика чувствует себя не свидетелем, а участником этих страшных событий, транспонирует судьбы героев на себя и делает свой выбор. Во время некоторых мизансцен спектакля зал взрывается аплодисментами - например, на фразе «Будь она проклята, эта война!»

Многие моменты спектакля сопровождает звенящая тишина: хочется верить, что каждый зритель задаёт себе вопрос: «А моей личности-то кто ближе?» Уж, не Монастырская ли или Марк, или, что ещё хуже, - хлеборезка Нюра или администратор Чернов?

«О тех, кто молчит, но сказал своё последнее слово»

В финале спектакля на сцене вновь появляется Борис, а в его лице все те, кто безвременно ушёл в Вечность, но навсегда "расписался в списках присутствующих на Земле".

Под великих «Журавлей» Расула Гамзатова в исполнении Марка Бернеса, которые являются символом бессмертия, историческую хронику роковых 40-ых сменяют кадры с шествия «Бессмертного полка» нашего времени. Сдержать слёзы невозможно. Публика стоя продолжительными овациями благодарит артистов за честность, пронзительность и глубину: единство, с которым зрители вставали на премьерных показах и, буквально дыша в унисон, на протяжении многих минут не отпускали артистов со сцены, внушает воодушевление и вдохновение: Память живёт и будет жить Вечно!

Заключительный кадр видеохроники - момент, в котором юная девочка застывает во взгляде на портрет одного из своих предков на шествии «Бессмертного полка»: в этом и есть незыблемая связь поколений и воспитание в детях вечных ценностей! Проводить любые параллели с нашим временем невыносимо больно, но как же хочется, что вера в справедливость, добро, правду, верность и честь и сейчас также объединит людей и отделит «зёрна от плевел»… 

Журавли - символ Вечной Памяти

«Журавли» являются неотъемлемой частью нашей культуры и очень важным символом. Это не просто метафоричная ассоциация, а олицетворение жизни и вечной памяти. Написанная в лихолетье роковых 40-ых пьеса Виктора Розова «Вечно живые», фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», «Журавли» Марка Бернеса на стихи Расула Гамзатова. Трагическая судьба семьи Газдановых из Северной Осетии, потерявшей на полях сражения под Москвой, в Севастополе, Новороссийске, Киеве и Белоруссии семерых сыновей, увековечена в их родном селе в форме обелиска, изображающего скорбящую мать и семь улетающих птиц. Журавли нашли отражение и в Ржевском мемориале, открытом в июне 2020 года…

 Спектакль Андрея Житинкина «Летят журавли» встал в один ряд с этими великими произведениями - очень хочется верить, что по-настоящему выдающаяся постановка будет жить долго и что её увидят как можно больше зрителей. В незыблемой связи поколений, бережном сохранении памяти и вечных ценностей и есть несгибаемая сила нашего народа - его никогда и никому не сломить!

«Летят журавли» помогают понять, что  в нашей жизни всегда есть место подвигу, и не только на полях сражений, но и в отношениях с людьми, в милосердии и сострадании.

До конца сезона «Летят журавли» можно увидеть 18 июня, в начале следующего сезона - 8 и 29 сентября.

«На свете смерти нет: Бессмертны все. Бессмертно всё…»

 

Шедевр театрального искусства, поставленный и воплощённый в синергии театра и жизни, посетили:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф Абдуллаева Ирина

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь