Прошло полторы сотни лет, но события, описанные А.Н. Островским в 1870 году, актуальны как никогда. Все та же Россия, все те же трагик Несчастливцев и комик Счастливцев, все те же истории: тетка собирается замуж за юнца, сосед хочет подешевле скупить теткин лес, племянница-бесприданница собирается топиться, а гимназист-недоучка готов жениться, но на богатой. Вечные ценности: семья, любовь, дружба, преданность – все имеет свою цену. И только нищие актеры умеют по-настоящему сопереживать тем, кто рядом. Об этом и поставил режиссер Антон Яковлев «Лес» Островского, который считал эту свою пьесу лучшей.
«В этой пьесе есть все. Острая, сатирическая комедия и, в то же время, пронзительная человеческая драма. Она и сегодня звучит так же современно, как и сто с лишним лет назад, а это и есть признак настоящей Классики. Но самое главное, почему я захотел поставить ее, это очень близкая мне по духу Тема. Мне всегда интересен герой, которого не смогла сломать и подчинить себе обывательская, рациональная среда. Герой, у которого есть принципы, которые он никогда не предаст и не разменяет. И если в этом мире и есть смысл, то только благодаря таким идеалистам», - так режиссер-постановщик Антон Яковлев видит свою работу в театре Сатиры.
Помогали ему в этом: Максим Аверин, Мария Козакова, Сергей Беляев, Юрий Васильев, Майя Горбань, Александр Чевычелов, Артем Минин, Алена Яковлева, Татьяна Титова, Игорь Лагутин, Александр Чернявский, Максим Демченко, Сергей Чурбаков.
«Лес» в театре Сатиры - это «разблюдовка» человеческих пороков, сомнений, страстей и соблазнов. Каждый из героев буквально продирается через частоколы запретов и табу, становясь по пути циничными, равнодушными, эгоистичными и лицемерными. И тут точно не до «комедии», как квалифицировал сам автор пьесу. В ней много драматизма и трагифарса, в которых тонко завуалирована вся наша жизнь, которую проживают герои в зависимости от степени своего внутреннего «леса».
Раскрепощение героев происходит в загородной помещичьей усадьбе (художник Марина Рыбасова), где в разных геометрических пропорциях на вращающейся платформе перемещаются деревянные конструкции. Костюмы Марии Вольской - преобладает черно-белая цветовая гамма – помогают зрителю ориентироваться в «лесных» чащах персонажей, а музыка Ивана Замотаева то добавляет динамики в события на сцене, то гасит градус накала страстей герой постановки.
В «Лесе» два центральных персонажа, которые являются антагонистами: властная помещица Раиса Павловна Гурмыжская (Алена Яковлева) и ее племянник, актер-трагик Геннадий Несчастливцев (Максим Аверин).
Народная артистка России изумительно воплощает на сцене стильную моложавую даму, которая питает страсть к юноше. Мезальянс Алены Яковлевой – циничен, многими оправдан, практически превратившийся в норму, восхитителен по своему актерскому исполнению.
Максим Аверин до безумия правдоподобен в роли героя Несчастливцева, который искренне неравнодушен к окружающему миру и к людям. И зритель в зале верит, что и сам актер именно такой в современной жизни.
Персонаж Аверина помогает зрителю «прочувствовать» на себе веру в доверие, добро, искренность, милосердие и бескорыстие. Именно для этого он и приходит в зал театра Сатиры на «Лес» Островского.
Вера в человечество в целом, и в каждого – практически – его представителя, это и есть то, ради чего стоит жить.
Светлана Юрьева.
Фото - пресс-служба театра Сатиры.