Международный конкурс современной русскоязычной драматургии «Действующие лица», театр на Трубной, Российская государственная библиотека искусств объявляют шорт-лист конкурса 2024 года.Впервые в этом году конкурсные работы рассматривались в двух номинациях – в общей и МОЯ СТРАНА.
31 пьеса в общей сложности, включая 24 в общей номинации и 7 в номинации МОЯ СТРАНА были прочитаны жюри в следующем составе:
Дмитрий Астрахан – заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель театра на Трубной, режиссёр театра и кино
Марина Багдасарян – шеф-редактор Радио «Культура», заведующая музея-студии Радиотеатра, кандидат педагогических наук, лауреат и дипломант российских и зарубежных конкурсов (радиодрама).
Юрий Бутунин – главный редактор журнала ДрамТеатр, драматург, режиссер, переводчик, лауреат Государственной премии «Патриоты России».
Александр Галибин – народный артист РФ, актёр и режиссёр театра и кино, Лауреат Премии Президента Российской Федерации.
Алексей Зензинов – драматург, сценарист, поэт, лауреат драматургического конкурса «Долг. Честь. Достоинство».
Ада Колганова – заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук, директор РГБИ
Екатерина Кретова – арт-директор конкурса «Действующие лица», театральный и музыкальный критик, заслуженный работник культуры РФ.
Ольга Михайлова – драматург, сценарист, поэт.
Ольга Русанова, музыкальный и культурный обозреватель радио России, лауреат премии Москвы в области журналистики, драматург.
Екатерина Кретова, арт-директор:
403 пьесы, в том числе 47 в номинации МОЯ СТРАНА! 10 стран! Это - беспрецедентные цифры для того периода, в течение которого я занимаюсь конкурсом «Действующие лица». А это уже 17 лет. И еще очень важно - участие известных опытных драматургов, что, безусловно, повышает уровень этого старейшего в России престижного драматургического соревнования.
Дмитрий Астрахан, председатель жюри:
Дискуссия была жаркой. При этом аргументы у всех членов жюри – абсолютно профессиональные. Каждый участник жюри постоянно имеет дело с современными пьесами – как литератор, режиссер или критик. Предъявляемые критерии, с одной стороны, вполне объективны, с другой, как обычно бывает в творческом сообществе, субъективны. Несколько раз мне пришлось даже применить свое право на два председательских голоса, чтобы разрешить спорные ситуации.
Наш конкурс развивается и престиж его растет. Буквально в начале февраля мы представим конкурс «Действующие лица» в Индии. Нас пригласили в Университет Джавахарлала Неру, где мы будем участвовать в дискуссии по современной драматургии в театре. Поделимся опытом проведения Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица».
Алексей Зензинов, драматург:
Мне показалось, что в этом году очень много интересных пьес, которые грех не заметить. Это даст приток современной драматургии в театры. Интересный факт – появление Пушкина в пьесах - четыре пьесы с так или иначе предъявленной пушкинской темой. Мы возвращаемся к солнцу русской поэзии. Много пьес молодежной тематики, где молодые люди не только говорят, но и действуют так, как в реальности. Сближение улицы и сцены – приметы времени. Итог удовлетворил. Мы вместе решили вопрос, как определить победителей, в результате взаимных компромиссов. При этом без измены своим художественным принципам.
Ольга Русанова, драматург радиоведущая:
Я не так искушена в театральных формах, как мои коллеги. И потому, оценивая пьесы, я больше смотрю на содержание. В этом году хочу отметить несколько трендов. Авторы ищут гения места – и вот в четырех пьесах из одиннадцати – это Пушкин. Второе -приверженность русской истории, что я очень приветствую. Потому что ответы на сегодняшние вопросы – именно там. Третий тренд – интерес к сегодняшнему дню. Мне понравилась пьеса Светланы Замлеловой «В городе Z», посвященная СВО, где представлены разные точки зрения живо и не ангажировано. Увы, жюри не поддержало это мнение.
Александр Галибин, народный артист РФ, режиссер:
Это был очень сильный конкурс. Пьесы спорные, но очевидно, что отечественная драматургия медленно набирает силу. Авторы обращаются к человеку через разные жанры. Несмотря на бурное обсуждение, все же было единогласие. Это говорит о том, что люди в жюри тоже находятся в понимании времени, в понимании того, что сегодня могло бы идти на сцене и привлечь зрительское внимание.
ШОРТ-ЛИСТ ОБЩАЯ НОМИНАЦИЯ
№
|
Автор
|
Название пьесы
|
1
|
Тюжин Саш
|
К барьеру
|
2.
|
Гейжан Анна
|
Гномы московского метро
|
3.
|
Колунов Константин
|
Онегин. Преступление.
|
4.
|
Кабалина Полина
|
Музей детских воспоминаний
|
5.
|
Лихачева Олеся
|
ПУШ.KILL
|
6.
|
Ольховская Влада
|
Лисьи огни
|
7.
|
Воронова Юлия
|
Мих смотрит на другое небо
|
8.
|
Шабардин Андрей
|
Черная птица
|
ШОРТ-ЛИСТ МОЯ СТРАНА
№
|
Автор
|
Название пьесы
|
1.
|
Черлак Егор
|
Дед Вадим и Пушкин - АС
|
2.
|
Погодина-Кузмина Ольга
|
Хорошие фото с поминок
|
3.
|
Фомина Александра
|
Как Первуша Орех на Мамая ходил
|
Сборник «Лучшие пьесы 2024 года» будет опубликован весной 2025 года. Дата презентации сборника и награждения лауреатов будет объявлена позднее.
По традиции будет вручен специальный приз от Российской государственной библиотеки искусств.
Ада Колганова:
Поскольку я представляю не только себя, но и библиотеку, для меня чрезвычайно важно, что обсуждение в рамках нашего библиотечного жюри в этот раз прошло очень единодушно. Пьеса, которой мы отдали свое предпочтение, набрала наибольшее количество баллов. Мы увидели в ней большую литературу, и вся наша конкурсная номинация радует тем, что в ней представлено множество достойных драматургических произведений. Их можно публиковать, они украсят сборник, их можно ставить на сцене, читать, и они будут прекрасно звучать как на радио, так и на экране. Мне кажется, это новая черта конкурса: литературная составляющая значительно укрепилась, и стало больше пьес, которые буквально просятся на сцену.
РГБИ присудило свой специальный приз Анне Гейжан за пьесу «Гномы московского метро».
Юрий Бутунин:
Второй конкурс, в котором я участвую в качестве члена жюри, кажется мне значительно сильнее по сравнению с предыдущим. Пьесы, представленные на этот раз, произвели на меня большее впечатление. Я хочу поздравить всех победителей, так как у нас были жаркие споры, но в итоге все члены жюри пришли к единому мнению и определили лучших. Такие конкурсы крайне важны, их очень не хватает, и каждый раз хочется открыть для себя что-то новое, неожиданное — пьесу, которая захватит и надолго запомнится. Мне кажется, что в этом конкурсе таких пьес было несколько, и мы, как партнёры конкурса - журнал «ДрамТеатр» -, планируем их опубликовать. Главная задача этого конкурса — чтобы пьеса нашла своего зрителя. Если театр решает поставить пьесу — это уже большая победа. Мы внимательно следим за постановками, которые были опубликованы в нашем журнале, и будем отслеживать, какие итоги подведёт конкурс к концу года.
Выбор журнала ДрамТеатр:
Анна Гейжан «Гномы московского метро»
Константин Колунов «Онегин. Преступление».
Влада Ольховская «Лисьи огни».