«Натали и Александр» — это история любви Натальи Гончаровой и Александра Пушкина. Короткий период жизни, ставший самым счастливым и самым роковым для них. Главная героиня этой истории - женщина - жена, мать, муза, светская дива: Наталья Николаевна Гончарова. Как всякая девушка, Натали мечтала о простом человеческом счастье, но жизнь загадала ей быть женой и музой гения. События сериала начнутся со сватовства поэта к юной красавице до 1834 года и знакомства с Дантесом.
Режиссером сериала выступил Владимир Щегольков («Цербер», «Везет», «Нежность 2») при участии Владимира Битокова. Авторы сценария: Елена Лисасина («Павел первый и последний»), Иван Лырчиков («Я не могу без тебя», «Угрюм - река»), Наталья Кудрявцева, Дмитрий Воронков. За визуальную картинку отвечал оператор-постановщик: Максим Шинкоренко (премия «Золотой орел» за фильм «Любовь Советского Союза»). Продюсеры фильма: Константин Эрнст, Сергей Титинков, Александр Акопов, Наталия Шнейдерова. Главные роли в фильме сыграли Александр Зарядин – Пушкина и Ксения Трейстер – Натали Гончарову.
Образы родителей Натальи Гончаровой воплотили Полина Кутепова и Ростислав Бершауэр. Ее сестер – Полина Цыганова и Татьяна Марахонич. А дедушку Афанасия Гончарова – Сергей Гармаш. В роли Императора Николая I – Александр Мизев, императрицы Александры Федоровны – Анна Шевчук. Главу третьего отделения и цензора Пушкина графа Александра Христофоровича Бенкендорфа сыграл Игорь Верник. Образ одной из самых влиятельных дам при дворе Николая I графини Марии Нессельроде создала Александра Ребенок, а ее мужа Карла Нессельроде – Владимир Большов. Идалию Полетику, которую называли «Мадам Интригой», сыграла Варвара Комарова, а Дантеса – Даниил Акутин.
Мой ангел, ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка (где, замечу в скобках, мой дед повесил француза-учителя, аббата Николя, которым был недоволен). Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней всё мое счастье. Позволяете ли вы обнять вас? Это не имеет никакого значения на расстоянии 500 верст и сквозь 5 карантинов.
30 сентября 1830 года
Все произведения Пушкина, его биография, переписки, встречи, любовные похождения тысячи и тысячи раз исследовались в научных и художественных статьях. Лучшие умы изучали и разбирали гений Пушкина, не оставляя загадок и чёрных дыр. Величайший русский поэт, казалось бы, весь, просто весь, как на ладони. И все-таки раз за разом поколения за поколением пытаются понять, каким он был. Проект «Натали и Александр» даст свой ответ.
ПУШКИН – РОК-ЗВЕЗДА ИЛИ ПАНК
Владимир Щегольков, режиссер:
«Натали и Александр» – это исторический проект, но не в классическом восприятии этого киношного словосочетания. Мы постарались сделать его максимально красивым, у нас прекрасные актеры, но при этом мы не рассказываем историю про бронзового человека, который стоит на Пушкинской площади. Мы показываем живого человека, в котором каждый может узнать себя. А Пушкин, действительно, есть в каждом из нас. Это наша интерпретация бытовой жизни поэта, полной страстей, выборов и любви. И самое желанное при этом спровоцировать зрителей взять книги и самим проверить, а так ли все лихо было на самом деле».
«А на самом деле, Пушкин был просто рок-звезда или даже панк, если измерять конкретными и понятными сегодняшними определениями. В «Натали и Александре» можно в полной мере ощутить его невероятность и независимость. И я думаю, а вообще мог ли Пушкин не привлечь Натали? Если посмотреть его донжуанский список, то понимаешь, что Гончарова была обречена…»
НАТАЛИ И АЛЕКСАНДР - ИСПОЛНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ
Ксения Трейстер, исполнительница роли Гончаровой:
«Так получилось, что меня утвердили самой первой на роль Натали. А потом наступило время поиска актера на роль Пушкина, поэтому у меня был большой период времени, почти что год, который я провела со сценарием, историческими книгами, чтением всех писем Александра Сергеевича к жене, изучением этикета начала XIX века и поездкой в Пушкинские горы. Письма Натали, к сожалению, не сохранились, она была умной женщиной и сожгла все до того, как умерла».
«Какая ты дура, мой ангел! Конечно, я не стану беспокоиться от того, что ты три дня пропустишь без письма, так точно, как я не стану ревновать, если ты три раза сряду провальсируешь с кавалергардом. Из этого еще не следует, что я равнодушен и не ревнив».
Александр Пушкин – Натали Пушкиной
11 июня 1834 года
Александр Зарядин, исполнитель роли Пушкина:
«Входить в образ Пушкина было и сложно и легко одновременно. Мне 34 и это примерно тот же возраст, в котором и был Пушкин в нашем проекте. Было ли страшно? Если бояться – то можно было ничего и не делать, отказавшись от роли. А так были цели и задачи на всю историю, как и на каждую конкретную сцену. И вот так поступательно, шаг за шагом, мы создавали нечто целое и цельное, стараясь снять живую историю, с житейскими нюансами, с подробностями бытовой жизни. И, конечно, с историей любви, она на первом месте».
«Я прекрасно осознавал всю степень ответственности. И первое время с этой ответственностью приходилось даже бороться. А потом произошло растворение в роли и желание сделать максимально объемного и живого человека. Мы ездили в дом на Мойке, где находится музей-квартира поэта, и ее хранительница Галина Михайловна Седова поделилась особыми секретами из жизни Пушкина, показывала места, где он работал, принимал гостей, отдыхал. И до съемок и во время них я был всецело погружен в Пушкина и в воспоминания о нем же его современников: книги, биографии, письма, документы, дневники друзей».
Игорь Верник, исполнитель роли графа Бенкендорфа:
«Самое главное, что сюжет завязан на истории любви Пушкина и Гончаровой. По мне, это замечательная идея. Просто ты уже знаешь Пушкина в мельчайших деталях, возможно, даже лучше, чем собственное отражение. А вот идея рассказать историю взаимоотношений Гончаровой и Пушкина, и, по большей части, глазами именно Натальи – это интересный, новый поворот. На такого страстного, нежного, любящего творца посмотреть крайне интересно».
Из Оренбурга в Петербург. «Что, женка? скучно тебе? мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж — то есть: уехал писать, так пиши же роман за романом, поэму за поэмой. А уж чувствую, что дурь на меня находит — я и в коляске сочиняю, что же будет в постели?..
9 сентября 1833 года.
ТАША ИЛИ ЖЕНА ГЕНИЯ
Наталья Гончарова – одна из самых красивых и загадочных русских женщин. После нее не осталось дневников. А в жизни она была неразговорчивой, закрытой и весьма сдержанной в проявлении своих чувств. Тайна, заключенная в этой женщине, волновала не одно поколение. «Натали и Александр» – первый художественный проект, в котором именно жизнь Гончаровой будет показана в самом подробном свете.
Владимир Щегольков, режиссер:
«Образ Натальи Гончаровой мы строили на внутренней чистоте, сохраняющейся, несмотря на серьезнейшие испытания, через которые она проходит. Она не холодная светская львица, она ближе к воздушной девочке, но при этом умной, стойкой и заботливой. Для меня, в этой Гончаровой было очень много от Татьяны Лариной из «Евгения Онегина». Девушка, которая, вдруг, вошла в свет, и оказалось, что за нее бьются первые люди страны, включая императора».
Ксения Трейстер:
«Для меня главный̆ вопрос, наверное, был, каково это быть женой̆ гения? Тут можно привести в пример ту же Констанцию Моцарта. Все произведения, написанные композитором в период брака, показывают, какие нелегкие были между ними взаимоотношения. Это определенно выбор женщины, который̆ она потом несет на себе, и которому вынуждена постоянно соответствовать. И Натали сделала этот выбор, и, мне кажется, со всем достоинством следовала выбранной судьбе».
ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Владимир Щегольков, режиссер:
«Одна из сюжетных линий серила – история взаимоотношений Гончаровой и Николая пушкинской любовной истории. У нас она строится не на треугольнике Дантес - Пушкин- Гончарова, а на Первого. Мне кажется, это неожиданный подход к, казалось бы, знакомой всем треугольнике Николай I - Пушкин - Гончарова. Этот треугольник на самом деле интереснее, да и дуэль-то была тоже исходя именно из этого треугольника».
В фильме также будет показано окружение поэта и его друзья - брат Лев Пушкин, писатель Николай Гоголь, поэты Петр Плетнев, Василий Жуковский, Петр Вяземский, этнограф и писатель Владимир Даль, философ и революционер Петр Чаадаев Павел, ближайший друг Пушкина - Павел Нащекин.
ВНУТРЕННИЕ ОРИЕНТИРЫ
Владимир Щегольков, режиссер:
«У нас был визуальный референс, который подготовил оператор Максим Шинкоренко, получивший недавно «Золотого Орла» за «Любовь Советского Союза», – это «Анна Каренина» Джо Райта с Джудом Лоу и Кирой Найтли. А мой режиссерский внутренний референс – «Амадей» Милоша Формана и созданный им образ Моцарта. С точки зрения понимания Пушкина, мне кажется, это очень близко – та же гениальность и с общепринятой точки зрения в чем-то неадекватное восприятие мира. Одно без другого, пожалуй, и не существует».
КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО СОРА РАСТУТ СТИХИ…
Немаловажная составляющая фильма – моменты, когда и в силу каких обстоятельств у поэта появляется искра вдохновения для написания нового произведения.
Александр Зарядин:
«В том-то и дело, что это все взято из жизни, которая Пушкина куда только не заносила и в какие только обстоятельства не кидала. И дальше он это развивает, находит в этом какие-то свои смыслы, меняет точки зрения, взгляд, и создается уже целостное произведение. Но это всегда он берет из жизни, а не из фантазий в закрытой каморке, что мы в полной и порой крайне игривой форме отобразили в проекте».
Владимир Щегольков, режиссер:
«В нашей̆ истории, помимо мелодраматических перипетий, мы узнаем, как и когда писались его определенные произведения. Скажем, почему и когда возникли сказки, как была написана история Пугачевского бунта, откуда возникла «Пиковая дама» и «Дубровский», по каким причинам повести Белкина вышли под псевдонимом. Это ценная и интересная сюжетная линия, по мне, побуждающая возвращаться к строчкам Пушкина снова и снова».
О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА
Съёмки проекта проходили в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге.
Портретное сходство
«Есть такие ракурсы, когда смотришь и диву даешься, насколько Саша Зарядин похож на Пушкина. Может, он был чуть другой, но мы же знаем Пушкина по портрету Кипренского. Просто поразительное сходство», - вспоминает режиссер Владимир Щегольков. По словам самого Александра Зарядина, «грим длился недолго – где-то около полутора часов, никаких пластических добавлений не было. Был обычный какой-то тон, немного меня подвивали, потому как сам по себе кудрявый, ну и, конечно, клеились бакенбарды».
Воздушная Натали
Татьяна Убейволк, художник по костюмам: «Визуально мы исходили от реальных исторических образов, но и отталкивались от драматической истории сериала. Например, наша Гончарова легкая, воздушная, поэтому очень много голубого цвета, который создает эту легкость. Мы постарались выдержать одну серо-голубую цветовую гамму с самого начала и до конца проекта, но меняли качество ткани. Сначала она была проще, а уже потом стали добавлять кружева, тафту, шелк. Я люблю сочетать какие-то антикварные вещи и абсолютно современные ткани или детали. Как вариант, кружево. Какая-то бижутерия покупалась абсолютно современная, но она вписывалась и совмещалась с антикварными украшениями».
Александра Ребенок придумала, как будет выглядеть графиня Марии Нессельроде
Актриса Александра Ребенок всегда очень тщательно подходит к подготовке костюма, грима и прически. «Я считаю, что все это больше может раскрыть персонажа, оттенить и создать атмосферу вокруг него. Мария Нессерльроде – жесткая женщина. Я придумала, что основной цвет героини – сталь. Металл имеет свойства меняться: при накаливании может быть красным, затем белым. Так я и сделала в платьях. В начале сериала было платье стального цвета, потом бордовое, потом в красное, а в финале уже была белое».
Уникальная рубашка Пушкина
Костюмеры воссоздали его знаменитый цилиндр, сюртуки, но самая уникальной была рубашка. Татьяна Убейволк, художник по костюмам: «Наши костюмеры повторили рубашку поэта, которая хранится в музее Пушкина. Она очень сложная, на ней был гофрированный воротничок, который приходилось стирать каждый день и каждый день вручную перешивать. Утро начиналось с того, что все перешивали по очереди этот воротник».
На морозе не шевелились губы
Когда снимали сцены на Мосфильме, стояли крепкие морозы. «Были съемки на улице в -25! А ощущалось как -30. Замерзали ноги, руки, и даже рот! Нас, конечно же, поили горячим чаем, утепляли, как могли. Но произносить текст было сложно, на таком морозе попросту не шевелятся губы. Мы снимали сцену вьюги, и был огромный вентилятор, на нас с Александром Зарядиным летел снег – и в кадре ничего не надо было даже играть, потому что ты просто там умираешь. Когда мы выходили из кадра – на лице была ледяная корка. Было сложно, но интересно», – вспоминает Ксения Трейстер.
Медведь навел страху
«У нас была сцена с большим медведем. Честно говоря, было страшно. Хотя говорят, что кино-медведи безопасные, но я сразу настаивал, чтобы он был клетке во избежание любых неприятностей. Но непосредственно на площадку его привели… на поводке! Шок испытали все, ведь известно, что коварнее медведя животных нет. В общем, страха хватило. Сцену сняли, но понимание, что не он от нас, а мы от него абсолютно зависимы – не покидало. Повторять эти ощущения желания нет», - рассказывает режиссер Владимир Щегольков.
Натали и Александр
В ролях: Ксения Трейстер (Наталья Гончарова), Александр Зарядин (Александр Пушкин),
Данил Акутин, Полина Ауг, Алексей Барабаш, Ростислав Бершауэр, Орит Блейзер, Владимир Большов, Павел Ващилин, Григорий Верник, Игорь Верник, Александр Галочкин, Сергей Гармаш, Ян Гахарманов, Анатолий Горячев, Илья Дель, Алексей Золотовицкий, Кирилл Козаков, Варвара Комарова, Дарья Кукарских, Полина Кутепова, Кирилл Кяро, Татьяна Марахонич, Александр Мизев, Александра Ребенок, Денис Самойлов, Николай Стоцкий, Никита Тезин, Полина Цыганова, Артем Цыпин, Ирина Чириченко, Анна Шевчук.
Производство «COSMOS studio»
Авторы сценария: Елена Лисасина, Иван Лырчиков, Наталья Кудрявцева, Дмитрий Воронков
Режиссёр-постановщик: Владимир Щегольков
Оператор-постановщик: Максим Шинкоренко
Художник-постановщик: Дмитрий Гайдукевич
Художник по костюмам: Татьяна Убейволк
Художники по гриму: Артем Демидов, Ольга Чупина, Оксана Кручина
Кастинг-директора: Владимир Голов, Тамара Одинцова
При участии: Владимира Битокова и Ивана Колпакова
Ведущий продюсер: Сюзанна Муазен
Продюсеры: Константин Эрнст, Сергей Титинков, Александр Акопов, Наталия Шнейдерова
Натали и Александр
Россия, 2025, цв.
Режиссер: Владимир Щегольков
Продюсеры: Константин Эрнст, Сергей Титинков, Александр Акопов, Наталья Шнейдерова
Сценарий: Елена Лисасина, Наталья Кудрявцева, Иван Лырчиков, Дмитрий Воронков
В ролях: Александр Зарядин (Пушкин), Ксения Трейстер (Натали), Александр Мизев (Император Николай I), Игорь Верник (Бенкендорф), Анна Шевчук (Императрица Александра Фёдоровна), Александра Ребенок (Мария Нессельроде), Владимир Большов (Карл Нессельроде), Варвара Комарова (Идалия), Полина Кутепова (Наталья Ивановна Гончарова), Ростислав Бершауэр (Николай Афанасьевич Гончаров), Полина Цыганова (Азя Гончарова), Татьяна Марахонич (Катя Гончарова), Максим Жегалин (Дмитрий Гончаров), Григорий Верник (Князь Мещерский), Ян Гахарманов (Лёва Пушкин), Никита Тезин (Плетнёв), Артём Цыбин (Жуковский), Сергей Гармаш (Афанасий Гончаров), Кирилл Кяро (Коршунов), Денис Самойлов (Нащокин), Илья Дель (Вяземский), Дарья Кукарских (Оленина), Николай Стоцкий (Слуга Никита), Александр Галочкин (Соболевский), Орит Блейзер (Хилкова), Полина Ауг (Долли Фикельмон) и другие
Оператор: Максим Шинкоренко
Композитор: Денис Пекарев при участии Антона Шварца
Производство ООО «КОСМОС студио» по заказу АО «Первый канал»
Мелодрама, драма, исторический фильм, биографический фильм
История любви Натальи Гончаровой и Александра Пушкина. Короткий период жизни, ставший самым счастливым и самым роковым для них. Главная героиня этой истории - женщина - жена, мать, муза, светская дива: Наталья Николаевна Гончарова. Как всякая девушка, Натали мечтала о простом человеческом счастье, но жизнь загадала ей быть супругой и вдохновением гения … со всеми вытекающими последствиями.
1 серия. 1828 год. Обедневшие дворяне Гончаровы под предлогом именин младшей дочери Натали принимают в доме женихов. Князь Мещерский, которого пророчат в мужья старшей - Кати, без памяти от Натали. Таша, как называют девушку близкие, противится натиску перспективного ухажера, но мать Наталья Ивановна готова на всё, лишь бы вытащить семью из долговой ямы. В Москве появляется Пушкин, вернувшийся из Михайловской ссылки. Мещерский сопровождает Гончаровых на бал невест. Это первый выход Натали в свет. На балу Таша встречает Пушкина, с томиком стихов которого буквально не расстаётся, и это знакомство переворачивает жизни обоих с ног на голову. Поэт приходит в дом Гончаровых свататься, но получает отказ…
2 серия. Оскорбленный Пушкин уезжает из Москвы. Натали начинает принимать ухаживания Мещерского. В доме Кологривовых Таша и Александр встречаются вновь и чувствуют, что их тяга друг другу стала лишь сильнее. Натали отказывает князю Мещерскому. Пушкин приходит свататься повторно и сталкивается с условиями, выдвинутыми матерью Натали. Финансовый вопрос и внезапная эпидемия холеры, охватившая Россию, встают на пути помолвки. Пушкин и Наталья пытаются найти способы соединиться узами брака, будучи разделенными карантином и невыполнимыми условиями Натальи Ивановны…
3 серия. Пушкины переезжают в «Демутов трактир». Юную супругу Пушкина скверно принимает его окружение, однако он во всем поддерживает возлюбленную. В порыве любви и вдохновения Александр дописывает «Онегина» и прикладывает все усилия для публикации романа. Однако, недруги из прошлого вставляют поэту «палки в колеса». Пушкины приезжают на дачу, где по соседству оказываются император с императрицей. Жуковский организовывает встречу Пушкина и Николая I, и тот предлагает Александру Сергеевичу стать последователем Карамзина.
4 серия. Император поручает Пушкину написание труда о Петре Великом. Однако, отсутствие вдохновения и эмоциональные всплески мешают Александру в работе. А недостойное поведение на светских приемах и конфликт с Нессельроде и вовсе порочат репутацию первого поэта России. Бенкендорф собирается передать написание труда о Петре кому-то другому. Натали пытается изменить общественное мнение о супруге и вернуть ему право на работу над масштабным историческим произведением. Нервное напряжение подрывает здоровье Таши…
5 серия. Выясняется, что Натали ждет ребенка. На почве радостной новости Пушкины вспоминают о фамильных драгоценностях, подаренных матерью Натальи. Пушкин едет в Москву, чтобы выкупить их. Натали же становится ближе к царской семье: её, ослепительную красавицу, все чаще приглашают на венценосные мероприятия. На одном из таких раутов она травмирует ногу, рискуя ребенком. До Пушкина доходят слухи о бурной светской жизни супруги. На эмоциях он срывается и проигрывает все деньги, семейные бриллианты и архивные книги…
6 серия. Натали решает устроить прием, чтобы восстановить репутацию Пушкиных в глазах общества. Однако, резко ухудшившееся финансовое положение семьи не позволяет ей провести его так, как она задумывала. Бенкендорф закрывает Пушкину доступ к его счетам в казне. Тогда Александр отправляется к состоятельному помещику-отшельнику в надежде обогатиться, выиграв пари. Наталья тем временем пытается решить финансовый вопрос самостоятельно. Пушкину удаётся заполучить 5 тысяч рублей, но по дороге домой он становится жертвой лесных разбойников. Финансовый кризис бьет не только по престижу Пушкиных, но и по их отношениям…
Фото и кадры сериала - COSMOS studio
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.