7 и 8 октября в Театральном зале Дома Музыки театр «Ателье» представил премьеру спектакля "Дорогая Елена Сергеевна" по пьесе Людмилы Разумовской. В главной роли —блистательная Екатерина Климова, одна из самых талантливых и многогранных актрис своего поколения, любимая миллионами зрителей и телезрителей во всех городах и весях.
Екатерина не впервые сотрудничает с продюсером Эльшаном Мамедовым. В репертуаре Театра «Ателье» уже семь лет с успехом идёт восхитительный спектакль «LOVE LETTERS» (рецензия по ссылке: https://worldpodium.ru/news/gosha-kucenko-i-ekaterina-klimova-v-spektakle-love-letters-ya-daryu-tebe-sebya-na-rasstoyanii ). А ещё раньше Екатерина с успехом играла одну из главных ролей в спектакле «Боинг-Боинг».
«Дорогая Елена Сергеевна» - первое обращение театра «Ателье» к отечественной драматургии. Для постановки была выбрана пронзительная пьеса Людмилы Разумовской.
Многие знают и любят социальную драму Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» с Мариной Нееловой в главной роли – фильм, выпущенный на экраны в 1988 году, стал одним из символов перестройки, слома ценностей и столкновения взглядов разных поколений. Парадоксально, насколько текст пьесы звучит актуально и современно сейчас, в разгар двадцать первого столетия.
События перенесены в наше время: вместо выпускников школы, герои стали выпускниками элитного колледжа, в котором и преподаёт математику Елена Сергеевна, но содержание и мощнейший эмоциональный накал произведения ничуть не изменились.
Выпускники престижного колледжа приходят к преподавателю с цветами и тайным планом — завладеть ключом от сейфа и подменить свои экзаменационные работы. Никаких этических рамок: лишь уверенность в том, что «можно всё». Безобидная затея стремительно превращается в жестокое столкновение поколений, убеждений и миров. Кто — кого?

.JPG)
«Дорогая Елена Сергеевна» - спектакль, в котором затронуты вечные вопросы жизненных ценностей, чести и совести, подлости и предательства, милосердия и корысти, возможности пойти на компромисс с самим собой и выбор приоритетов.
То, с каким достоинством Екатерина Климова воплощает Елену Сергеевну, выражает восхищение и восторг. Очень красивая женщина, счастливая мама четверых детей невероятно органична и убедительно в образе одинокой учительницы с мощным внутренним стержнем и непоколебимыми морально-нравственными принципами.
При этом Елена Сергеевна далеко не «железная леди» - в каждой сцене чувствуется искренняя эмпатия, сочувствие и сострадание к ближнему.



Партнёрами Екатерины Климовой в этом спектакли стали молодые актеры, среди которых выпускники ГИТИСа, Щепкинского училища и Школы-студии МХАТ, уже заявившие о себе в кино и театре.
Каждый герой – очень узнаваемый собирательный образ многих типов личности.
Ляля (в разных составах - Дарья Балабанова/ Татьяна Романова) – красивая молодая девушка, стремящаяся вырваться из нищеты коммуналки и жизни с матерью-одиночкой, которая всеми силами старается обеспечить свою дочь.
Паша (Сергей Занемонец/ Арсений Вейс) – парень Ляли, амбициозный, уверенный в себе молодой человек, мечтающий поступить на филологический и готовый ради достижения своей цели если не на всё, то очень на многое.
Витя (Станислав Кардашев) – необременённый высоким интеллектом и нравственными нормами троичник, сын влиятельного, но очень пьющего человека, унаследовавший пороки своего отца. На удивление, именно в ведомом Вите и Ляле окажется больше человечного и человеческого, чем в эрудированных отличниках и интеллектуалах, Паше и Володе.
Володя (Даня Киселев/ Артём Ляшенко) - апогей зла в этой истории. Уверенный и самоуверенный молодой человек убеждён, что в жизни нет запретов и табу. Ловкий манипулятор, жестокий бессердечный циник, рождённый и выросший в очень обеспеченной семье, уверен в своей безнаказанности и светлом будущем. Он – главный инициатор визита к Елене Сергеевне и наименее аффилированное лицо: Володе не нужно исправлять оценки, он пришёл ради эксперимента – получится ли сломать и сломить принципиальную учительницу, подтолкнув её к должностному преступлению? Методы, которыми Володя с помощью своих сокурсников оказывает давление на Елену Сергеевну, за гранью понимания. У этого героя нет ни намёка на милосердие и сострадание. Нежелание проигрывать и уступать превращают парня в настоящего монстра. К сожалению, такой тип людей часто оказывается в авангарде жизни в отличие от тех, кто, как Елена Сергеевна, живёт по законам совести, чести и морали.




Павел Пархоменко выступил и автором сценографии. Скромные вещи одинокой учительницы – телевизор, комнатные растения, с которыми Елена Сергеевна разговаривает, как с живыми людьми, инвалидное кресло (мама главной героини тяжело больна, находится в больнице).
Весь этот аскетичный быт расположен не в квартире, а словно бы на «поле боя»: на сцене хаотично расположены мешки с песком, камни, «противотанковые ежи…» Эта тончайшая метафора очень точно отражает суть всего спектакля: одна скромная учительница не боится вступить в схватку со злом и подлостью, словно бы своим примером демонстрируя, что «один в поле воин» и что даже один человек, несущий добро и свет, может многое сделать в борьбе со злом, словно луч света, который побеждает беспросветную тьму.
А ещё эклектичная сценография изящно и искусно говорит о том, что в современную эру прогресса и инноваций людьми по-прежнему зачастую движут «животные» инстинкты и «пещерные» законы стаи. Барабаны, с которыми ученики приходят в гости к педагогу, тоже несут мощный смысловой контекст.


Костюмы художника Полины Фадеевой выполнены в чёрно-белой цветовой гамме. И это не только параллель с учебной формой и офисным дресс-кодом, но и вечное противостояние света и тьмы в каждом человека, постоянный выбор между добром и злом. Видеография Анастасия Ивановой усиливает этот контраст.
Кульминационная сцена монолога Елены Сергеевны, в котором учительница во всей гамме чувств аргументирует своё жизненное кредо переступившим черту дозволенного ученикам, настолько пронзительна и проникновенно, что, кажется, зрительный зал даже дышит в унисон с актрисой.


Чем завершится «дуэль благородства и подлости»? Это увидят зрители. Без сомнения, постановка Павла Пархоменко никого не оставит равнодушным!
На финальных поклонах звучит легендарное «Прекрасное далёко» на музыку Евгения Крылатова и стихи Юрия Энтина, и каждый хочет верить, что «оно не будет к нам жестоко», главное, чтобы мы сами не ожесточались и не черствели наши души.
Такие пронзительные спектакли, как «Дорогая Елена Сергеевна», без назиданий и нравоучений откровенно говорят с публикой на сокровенные темы, резонирующие в сердце каждого человека.
Следующие раунды «Жестоких игр» в Москве - 11, 24 ноября, 29 декабря, 13 и 27 января.
Премьеру посетила корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии – пресс-служба Театра «Ателье»

.JPG)




