Студенческие спектакли – особая субстанция в театральном искусстве, ведь именно из первых шагов на сцене под чутким руководством педагогов вырастают большие творческие Мастера, в этом и есть незыблемая связь поколений, сохранение и продолжение традиций.
В первые дни зимы в Учебном театре ВГИКа прошли показы дипломного спектакля студентов выпускного курса народного артиста России Сергея Витальевича Безрукова «Конкурс». Великолепный спектакль по одноимённой пьесе Александра Галина поставил режиссёр-педагог, актёр театра и кино, заслуженный артист России, актёр Театра Пушкина, исполнитель главной роли в мюзикле «Вальс-Бостон» Александр Сергеевич Арсентьев.
.jpg)
Искромётная ироничная пьеса Александра Галина – абсолютный хит, покоривший театралов в разных городах и странах. Действие происходит в недавнем прошлом, в лихих 90-ых: в этом произведении невероятно искусно и изящно прописан каждый типаж, по-настоящему восхищает, насколько юные «Безруковцы», которые тогда ещё не родились, органично воплощают эти узнаваемые судьбы.
События погружают в Российскую глубинку на рубеже нового тысячелетия и знакомят с людьми, которые стремятся выжить в очень сложных жизненных обстоятельствах, пытаясь найти свой маршрут на ветреных перекрёстках противоречивых эпох.
Город Курск за несколько лет до наступления «миллениума» сотрясает привлекательная новость – в газете выходит объявление: японская фирма приглашает женщин на работу в танцевальном шоу, конкурсный отбор «счастливиц» состоится в заброшенном кинотеатре. Небольшая ремарка: в объявлении ошибка – ищут не женщин, а юных девушек на очень специфичную работу в ночном клубе…
Ну «что написано пером, как известно, не вырубить топором»: разношёрстные соискательницы уже приехали, и каждая мечтает «вытащить заветный билет в светлое будущее», ведь хуже, чем есть, кажется, уже и быть не может…
Художник-постановщик Анастасия Александрова создала на сцене атмосферу разрухи и безнадёжности – старые кресла, рваные листы макулатуры…полный хаос и беспорядок, который в те годы царил везде и всюду. Также часть декорации - видеоэкран, которым управляет студент Александр Вальнер. Ребята, участвующие в спектакле, подобрали и согласовали с режиссёром привлекательные "рафинированные" изображения, которые сулит пленительная жизнь за рубежом, именно её может подарить победа в заветном «Конкурсе». Безнадёжная действительность противопоставляется призрачным фантазиям.
.jpg)
Ну до чего же обаятельна каждая героиня спектакля – такие женщины «и коня на скоку остановят, и в горящую избу войдут», и мужские образы ничуть не менее колоритны и узнаваемы, чем женские!
Интеллигентная преподавать эстетики Нинель Карнаухова (София Еремеева) –высококультурная дама, японовед по профессии и по призванию мечтает отвести в Азию своего мужа Бориса (Михаил Камакин), с которым у них 4 высших образованиях на двоих. Увы, в те недалёкие времена квалифицированные эрудиты оказались «за бортом» жизни и стали «чужими» в своей же стране.
С благородной сединой, точёной фигурой, скромно, но элегантно одетая Нинель очень гармонично смотрится с Борисом, который облачён в типичный для творческих личностей берет и строгое пальто. Борис виртуозно рассуждает о полотнах великих художников и произведениях гениальных композиторов, в которых он досконально разбирается, в отличие от реалий современной действительности, к которым он оказался абсолютно не готов.
.jpg)
С интеллектуалами Карнауховыми ярко контрастирует деревенская семья Бок – Тамара (Кристина Гайдукова) и её простой чудаковатый муж Василий (Даня Рудов). Тамара пришла на конкурс с аккордеоном, в шерстяном свитере и резиновых сапогах (больше надеть нечего). Шапка-чижик Василия, примчавшегося спасать «заблудившуюся в городских джунглях» жену, эффектные усы и характерный деревенский говор усиливают и без того очень узнаваемого героя.
.jpg)
Семья Пуховых – представители «прогрессивного современного мира». Бывшая артистка цирка, а ныне жена «нового русского» Ольга (Алиса Кот) приезжает на «Конкурс» в эффектном норковом манто, которое на тот момент было апогеем роскоши, да и сейчас спустя четверть века ничуть не потеряло актуальность. В отличие от других героинь Ольгу не интересуют деньги - она хочет доказать мужу, который, кажется, почти забыл о ней, что способна на многое и что роль матери-домохозяйки – не предел её талантов.
Виктор Пухов (Влад Никитин) – уверенный в своём могуществе «хозяин жизни» в малиновом пиджаке и толстой золотой цепью. Сколотивший очень солидный капитал на торговле продовольствием и во время попавший «в струю» дельцов и предпринимателей мужчина, не сомневается, что в жизни можно купить всё и всех, вопрос – в цене.
.jpg)
Попытать удачу в «японском конкурсе» пришли не только умудрённые жизненным опытом замужние дамы, но и юные сестры Волковы – Катя (Алёна Даниленко) и Лиза (Анна Лямкина). На вид это почти школьницы, в вульгарных и супермодных тогда лосинах и не менее крикливых кофточках.

Вопреки их желанию, девушек приходит поддержать мать Варвара (Екатерина Боргадаева). Внешний вид этой женщин буквально «кричит» о том, что от жизни ей досталось: спортивная шапочка, «фингал» под глазом. Но столько эмпатии, сочувствия и сострадания к окружающим излучает эта «потрёпанная жизнью» женщина, которая живёт в котельной и зарабатывает на жизнь продажей фирменной «тминной настойки». А как Волкова-старшая держит очередной удар судьбы, узнав, что дочери в Ростове занимаются совсем не тем «ремеслом», о котором она думала…
Парадоксально, но факт: в Волоковой совсем нет негатива и злобы – героиня, у которой особенно много причин обижаться на горькую судьбинушку, становится для всех других персонажей «громоотводом», который мирит жен с мужьями, вселяет во всех надежду в то, что все невзгоды временны и что когда-нибудь и в их жизнях наступит «белая полоса».
Песня «Держись, геолог» в великолепном исполнении Екатерины Боргадаевой является лейтмотивом оптимизма и веры в светлое будущее.
Кстати, о музыке: Александр Арсентьев филигранно подобрал музыкальное сопровождение спектакля, в которое прекрасно интегрированы яркие хиты недавней эпохи.
Ах, да, мы ещё не сказали о танцах, представленных на «Конкурсе»: Нинель грациозно воплотит образ змеи, сестры Волковы представят соблазнительный эротичный танец…
И пусть педантичный гость из Азии Тецудзин Аоки (Максим Кузнецов) и переводчик Альберт (Алексей Лямин), для которого кастинг в Курске станет почти непроходимым испытанием и «проверкой на стрессоустойчивость», не будут покорены талантами экстравагантных конкурсанток, никак не вписывающихся в концепцию планируемого в Сингапуре шоу, зрители от персонажей будут в восторге!
«Конкурс» - очень жизненная история, которая кажется смешной, но на деле пронизана трагизмом. Как бы ни хотелось надеяться, что такие погони за «Крылатым Пегасом» призрачной мечты канули в прошлое, к сожалению, они не исчезли совсем. Если просмотреть статистику о том, как складывается судьбы победительниц таких сомнительных кастингов, становится страшно, но ещё страшнее не от зарубежной привлекательности, а от насущной действительности, которая может стать катализатором для участия в таких вот «состязаниях».
Каждый персонаж спектакля, поставленного и воплощённого с невероятной любовью к людям со всеми их достоинствами и недостатками, уникальный характер и судьба. Возможно, что кто-то в этих прототипах узнаёт себя и своих друзей, родственников. И это очень важно - элемент достоверности, да какой там элемент: «Конкурс» - история из жизни.
Ребята, играющие в спектакле, не просто примеряют на себя многогранные образы, характеры, возраст, а погружаются в свои персонажи и живут в предполагаемых обстоятельствах. У кого-то задача сложнее, у кого-то прозрачнее, ведь один персонаж не похож на другой. Но что замечательно - абсолютно каждый молодой актёр с невероятным задором и куражом, неиссякаемой энергией юности и драйвом проживает на сцене затейливые лабиринты судьбы своего героя.
Портретные характеристики каждого персонажа и драматургия пьесы, идея, эпоха раскрыты молодыми «Безруковцами» под чутким руководством Александра Арсентьева невероятно тонко, без перегибов и пародий, в которые довольно легко уйти в этом эксцентричном произведении. Как говорит Сергей Витальевич Безруков: "Важно, чтобы на сцене была правда и не было видно «швов» и переходов". Это получилось на все сто!
Зрители радуются и огорчаются, переживают и сомневаются, плачут и смеются вместе с персонажами, сочувствуют и сострадают этим людям, которым выпало жить в «эпоху перемен». Очень хочется верить, что каждому из этих героев улыбнётся «прекрасное далёко» и всё в их жизнях наладится.
Замечательную песню на музыку Александры Пахмутовой и стихи Николая Добронравов и Сергея Гребенникова можно смело назвать не только девизом геологов, но и гимном самой жизни, которая несмотря на все невзгоды прекрасна, удивительна и неповторима!
Поздравляем Александра Арсентьева и всех создателей «Конкурса» с успешным интересным спектаклем, желаем всем «Безруковцам» хорошего выпуска, фарта и фортуны в профессии!
Ближайшие показы «Конкурса» в Учебном театре ВГИКа – 5 и 17 декабря.
"Конкурс" посетила корреспондент Бурулева Юлия
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.