Театр «Современник, отметивший в ушедшем году 60-летний юбилей, со дня своего появления оправдывает название – идёт в ногу со временем. Меняются эпохи, трансформируются нравы, ценности, ориентиры. Конечно, можно не замечать всё это: ловко обходить острые темы, дипломатично лавировать в направлениях и жанрах, проявлять гибкость и маневренность, но это уже расходится с принципами театра «Современник», творческий коллектив которого из года в год каждый спектаклем, как на амбразуру, бросается в пучину действительности.
А реальность жизни – всегда разная, глубина, суровость и трагизм подчас соседствует с юмором, иронией, комизмом, романтика и лирика – с цинизмом и прагматизмом, но из века в век актуальными остаются одни и те же проблемы, волнующие человечество, среди которых столкновение поколений, мировоззрений, убеждений.
Первой премьерой 2017 года станет спектакль «Амстердам», поставленный по новой пьесе Александра Галина. Этого драматурга по праву называют современным классиком, чутким ко времени и способным затрагивать в своих пьесах острые, болезненные для общества вопросы, отвечая на них оригинально, неординарно, гуманно и милосердно!
Премьера «Амстердама» состоится 17 января. Следующие показы пройдут 18, 19, 24, 25 января и 3,4, 10 февраля. Напомним, что пока основная сцена театра на Чистопрудном бульваре находится на реконструкции, спектакли «Современника» идут в здании Дворца на Яузе.
Слово Драматургу. Представляем Вашему вниманию отрывок из предисловия, которым Александр Галин сопроводил новую пьесу "Парад" (по ней и поставлен «Амстердам»):
«Я долго искал этот сюжет, придумывал и додумывал его, потому что в нём, как мне кажется, угадывается, неподвластное нам, скрытое от глаз, всегда фрагментарное, лишённое окончательной формы и формулировок, тайное движение жизни. О нём в нашей советской и постсоветской цивилизации лучше других сказал Сергей Есенин, словами, и по сей день отдающими грохотом артиллерийской канонады: «С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несёт нас рок событий». Этот неведомый и безжалостный «рок», к которому тянутся в пьесе мои слепые предчувствия и предвидения, не обращает внимания на возрастные категории граждан. Он и был – моей скрытой целью и моим основным законом. Вы спросите: а почему «скрытой»? А потому, что я не хочу показаться слишком «серьёзным» автором: ведь я писал «человеческую» комедию, которой чужды надутая многозначительность, пафос, авторитеты, репутации и так далее».
Создатели спектакля отнюдь неслучайно дали ему такое название. Город Амстердам – столица Европейской толерантности и свободы. Именно в Амстердаме разворачиваются события и переплетаются судьбы героев, сталкиваются мировоззрения и принципы, идеалы и морально-нравственные ценности, сложившиеся стереотипы и общественные правила.
Мы живём в свободное время – отсутствует жёсткая цензура, везде пропагандируются терпимость, раскрепощённость. Всё чаще можно встретить на улицах «женственных» мужчин и «мужественных» женщин, то, что раньше многими воспринималось как странность и особенность, сейчас стало реальностью. Мы ежедневно становимся свидетелями, а иногда и участниками разных событий, что один назовёт абсурдом и пошлостью, для другого – неотъемлемый образ жизни.
По сюжету спектакля «Хозяин жизни» из Уральского городка, консервативный, непримиримый с модными трендами и брендами, бескомпромиссный потомственный Казак вынужденно знакомится с затейливыми причудливыми нравами и устоями обитателями столицы толерантности. Между двумя мирами, на первый взгляд, непреодолимая пропасть непонимания и взаимного отрицания. Но отрицать, осуждать – утопия, разжигающая конфликты и путь «вникуда». Может попробовать понять?
Мерилом всего и ключом друг к другу, как и десятки веков назад, является Человечность! Невольно вспоминаются строки из песни Владимира Мигули:
«Только помни, только помни в грохоте и ритме века:
Самая главная в жизни профессия - Быть Человеком!»
Основополагающим кредо становятся не осуждения и негатив, а готовность понять, что другой человек сложнее, чем кажется на первый взгляд, и осознание, что других надо принимать такими, какие есть, не пытаясь подстраивать под форматы и лекала, графики и убеждения.
Да, меняется всё, кроме той системы координат, в которой живёт человечество. Вчера ушло навсегда и станет историей. А сегодня, каждым из нас, здесь и сейчас пишется летопись нашей жизни, и каждый должен понимать, что он, в том числе, ответственен за завтрашний день. Один из героев произносит: « Надо думать о тех, кто ещё не родился!» и помнить, что у «Природы не бывает ошибок!»,- каждый ей для чего-то нужен.
У спектакля «Амстердам» блистательный актёрский ансамбль – в роли порывистого «Хозяина жизни» Михаил Ефремов, его супругу – эмоционально воплощают Алёна Бабенко и Ольга Родина. Их сын – обаятельный Шамиль Хаматов. В многослойном образе Долорес, гламурном и раскованном ,чутком и ранимом одновременно - великолепный Евгений Павлов. Персонаж Долорес абсолютно типичен для Европы и ещё довольно непривычен для многих Россиян (особенно нестоличных жителей). Но никто из нас не наделён правом осуждать и притеснять, подвергать сомнению и критике выбор, который предпочёл (или предпочла) Долорес.
Также в спектакле играют талантливые актрисы, представляющие молодое поколение «Современника» - Дарья Белоусова, Виктория Романенко и Татьяна Лялина.
Режиссёром спектакля выступил актёр и режиссёр Сергей Газаров, за плечами которого большой опыт работы в театре и кино, в соавторстве с известным театральным художником Аллой Коженковой. Сценография, костюмы, грим создают неповторимый колорит, акцентируют внимание на деталях и ньюансах, подчёркивая характеры героев и атмосферу действия.
Разумеется, мы не будем разрушать интригу и раскрывать все лабиринты жизненного сюжета «Амстердама».
Существует довольно распространённый, но противоречивый афоризм: «Искусство — это начало Вселенского хаоса». На наш взгляд, напротив, именно Искусство, в особенности литература, театр и кинематограф - те неиссякаемые источники и вечные связующие нити реальной действительности и фантазий воображения, которые натолкнут на важные и нужные мысли, помогут разобраться в себе, понять и принять мотивацию окружающих.
С уверенностью, можем констатировать факт: этот спектакль станет увлекательным ярким карнавалом, на котором можно достичь гармонии, примерив и подружив даже, на первый взгляд, взаимоисключающие личности, где диалоги о «наболевших» проблемах искусно аккумулируются и синхронизируются с тонким юмором, иронией, гротеском и уникальной способностью посмеяться над самими собой!