Премьера спектакля Андрея Житинкина «Мой нежный зверь» в Малом театре: «Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней»

Новости

Премьера спектакля Андрея Житинкина «Мой нежный зверь» в Малом театре: «Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней»

Премьера спектакля Андрея Житинкина «Мой нежный зверь» в Малом театре: «Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней»

10 февраля на Исторической сцене Малого театра состоялась премьера спектакля Андрея Житинкина «Мой нежный зверь», поставленного по  одному из ранних литературных шедевров Антона Павловича Чехова, повести «Драма на охоте».

Это произведение великого классика инсценируют гораздо реже, чем культовые пьесы, но в увлекательной детективной повести, как и во всех других творениях Чехова, во всей палитре чувств отражена противоречивая и парадоксальная природа человеческой личности.

Название постановки Андрея Житинкина - изящная аллюзия к знаменитому советскому фильму «Мой ласковый и нежный зверь». Название спектакля очень точно отражает его суть: в человеке много звериного, и далеко не всегда он способен совладать с собственными стремлениями и страстями и обуздать хищные проявления.

ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ ДЕТЕКТИВ

Детектив - редкий для писателя жанр, Антон Павлович написал пьесу в возрасте 23 лет, феноменально, насколько глубоки и актуальны персонажи трагичной и драматичной «Драмы на охоте».

В спектакле Андрея Житинкина время весьма условно - декорации, костюмы, диалоги персонажей соответствуют эпохе действия, но события, поступки, пороки, нравственный выбор, с которым сталкиваются герои, невероятно современны.

В интригующей завязке действия публика оказывается в солидном издательстве, куда приходит непрезентабельно выглядящий мужчина: бывший судебный следователь Камышей (Андрей Чернышов) принёс в редакцию свою автобиографичную рукопись «Записки судебного следователя». Опытный издатель (народный артист России Валерий Афанасьев) сначала скептически настроен к странному автору, но, открыв рукопись, он погружается в затейливые перипетии захватывающего сюжета…

Занавес поднимается, и события детективной истории с непредсказуемым финалом разворачиваются на сцене в безграничной гамме чувств и калейдоскопе эмоций.

Главный герой, судебный следователь Камышев, очень обаятельный, хорошо воспитанный и состоятельный мужчина, любимец женщин и баловень судьбы. Таким он воспринимается окружающими со стороны, но внешнее благополучие вступает в диссонанс с внутренними противоречиями героя, его разочарованием в действительности, аморфности и отсутствию каких-либо ориентиров и целей  - он боится полюбить и не готов жертвовать своей свободой.

Студенческий друг Камышева, которого он в глубине души презирает, легкомысленно прожигающий жизнь Граф (народный артист России Александр Вершинин). Этот персонаж погряз в похоти и пошлости, он пытается с помощью беспробудного пьянства убежать от скуки.

Пожилой управляющий Графа Урбенин (народный артист России Александр Клюквин) в начале действия предстаёт солидным опытным мужчиной, вдовцом, который влюбился в простую молоденькую девушку Оленьку и счастлив о того, что она согласилась стать его женой. Да, Урбенин понимает, что годится Оленьке в деды, но это не останавливает его от опрометчивых поступков, которые станут фатальными.

Дочь лесника Оленька (Варвара Шаталова ) – с виду ангельски-прекрасная и наивная девушка, которая с развитием действия оказывается корыстной львицей, не гнушающейся никакими моральными табу на пути к своим меркантильным целям. За очаровательным образом наивной барышни маскируется расчётливая «охотница» за состоятельным покровителем.

Антипод Оленьки -  благородная барышня Наденька (заслуженная артистка России Варвара Андреева), это героиня - типичная представительница хорошо воспитанных девушек из высшего общества, романтичных и возвышенных, которым, как известно, трудно избежать одиночества. Она мечтает о несбыточном и не замечает искреннюю любовь интеллигентного Доктора (Александр Волков).

Благородный персонаж Александра Волкова, пожалуй, единственный порядочный человек в этой истории. Доктор - олицетворение достоинства, верности законам чести и совести, он мучительно страдает от низости людей. Фраза «Кругом одна мерзость», которую герой Александра Волкова с болью в голосе произносит в одной из кульминационных мизансцен, тонко и точно характеризует суть слабых людей, подверженных моральному разложению…

ДРАМАТИЧНАЯ ПАРТИТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Сценография художника-постановщика Андрея Шарова - масштабный синтез массивных интерьеров дворянского быта и необъятные просторы российской природы. В декорациях много символизма - от обитого шкурой кресла и резной деревянной мебели до дивных лесных пейзажей, которые по красоте превосходят все богатства мира, но в них так легко заблудиться и потеряться. Пылающий багрянцем пейзаж золотой осени словно говорит нам о том, что все тленно и быстротечно.

Музыка является одним из главных действующих лиц постановки, музыкальное оформление Андрея Житинкина обрамляет и усиливает эмоциональных накал событий, даёт зрителям простор для размышлений и анализа. В спектакле принимают участие солисты Оркестра Малого театра - заслуженный работник культуры России Михаил Иванов и Александр Иванов.

Колорита дополняют цыганские романсы, которые великолепно воплощает Аксиния Пустыльникова, предстающая в образе цыганки Тины, с этой страстной героиней Камышева связывают не только платонические отношения.

Музыкальные мелодии концептуально отражают трансформации героев, драматизм трагичных событий и фатального выбора, который делает каждый персонаж, все ближе и ближе приближаясь к пропасти.

Алкоголизм Графа и Урбенина, корысть и меркантильность Оленьки, актуальный во все времена конфликт личности и среды Камышева, который превращает обаятельного, рассудительного мужчину в одержимого безумца...  Цинизм, эгоизм и снобизм персонажей поражает, но главного героя зрители пытаются оправдывать до конца, правда едва ли им это удастся. Андрей Чернышов очень тонко и точно передаёт контраст, как безвозвратно меняется его герой в разные отрезки времени.

Проницательного мудрого издателя, которого блестяще воплощает Валерий Афанасьев, в какой-то степени можно назвать судьёй - да наказания правосудия убийце удаётся избежать, однако духовно преступление его раздавило - он деградировал как в социальном, так и в нравственном плане.

Во всех персонажах, диалогах, событиях спектакля «Мой нежный зверь» можно найти бесконечное количество аллегорий, олицетворений и метафор, которые словно безграничный лабиринт, снова и снова открывают умело зашифрованные маршруты к постижению человеческой личности.

Повесть «Драма на охоте» значительно отличается от другого творчества Чехова, но и в этом произведении писатель исследует человека и размышляет, до какой низости могут дойти пороки всего общества и необузданные страсти конкретных людей.

Спектакль «Мой нежный зверь» снова и снова говорит нам о том, что классика вечна и что технологии развиваются гораздо более стремительно, чем меняется человеческая личность.

Вокруг (а может быть, и внутри) каждого из нас тоже живут «звери». Дорожащий своей свободой Камышев, пресыщенный эмоциями и соблазнами Граф, меркантильная Оленька, умная, но влюблённая Наденька, несмотря на здравый смысл упорно грезящий о призрачном счастье Урбенин… Сколько немолодых и состоятельных мужчин используют своё положение и «покупают» всё, в том числе и спутниц жизни? Сколько юных барышень в поисках роскошной жизни, состояния, положения забыли про чувства и искренность? Но золотая клетка, инкрустированная самыми дорогими бриллиантами, если в ней нет любви, надежды и взаимности, быстро превращается в тесную, омерзительную клетку… Да и, собственно, отсутствие моральных норм и нравственных ориентиров тоже смело можно назвать одиночным карцером, выход из которого прочно замурован под стенами пороков и соблазнов.  

«Жизнь есть сплошной аффект...» До конца сезона пронзительный «Мой нежный зверь» в Малом театре можно увидеть 12, 30 апреля, 11, 24 мая, 19, 30 июня.

 

За драматичной и трагичной «Драмой на охоте» наблюдали:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф  Абдуллаева Ирина

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь