Пронзительный спектакль Полины Агуреевой: «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются»: «Святей и чище Чувства Родины людям никогда не обрести!»

Новости

Пронзительный спектакль Полины Агуреевой: «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются»: «Святей и чище Чувства Родины людям никогда не обрести!»

Пронзительный спектакль Полины Агуреевой: «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются»: «Святей и чище Чувства Родины людям никогда не обрести!»

Семьдесят восемь лет назад отгремели канонады Великой Отечественной войны, но летопись памяти каждого человека нашей страны уже на генном уровне изранена множественными осколками снарядов, и раны эти не затянутся никогда... Для любого человека, который любит свою страну и уважает её историю, подвиг героев Великой Отечественной Войны священен.

19 мая 2023 года на сцене Театра имени Гоголя состоялся спектакль "Живые и мертвые. Солдатами не рождаются" по одноименному роману Константина Симонова в постановке Полины Агуреевой.

Артистический директор постановки – Герой Труда России, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР и Государственных премий России Юрий Башмет. В спектакле принимает участие камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета.

Премьера состоялась в рамках IV Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета и была приурочена к 80-летию со дня окончания битвы под Сталинградом.

Спектакль поставлен по второй книге трилогии Константина Симонова "Живые и мертвые", события которой повествуют о Сталинградской битве, одном из переломных сражений Великой Отечественной войны.

Уроженке Волгограда, талантливой актрисе, режиссёру и очень глубокому человеку Полине Агуреевой удалось найти невероятно трепетные и проникновенные детали в своей постановке. В спектакле нет бравого пафоса и ура-патриотизма, а есть живые люди со своими сомнениями и страхами, стремлениями и размышлениями.

Война показана не взрывами снарядом и боями, а человеческими судьбами.

В спектакле Полины Агуреевой, как и в литературном произведении Константина Симонова, нашло отражение и величие Подвига людей, их героизм, мужество и сила духа, и противоречия приказов.

Это спектакль о людях, ошибающихся и сильных духом, яростных и сомневающихся, о неразрывности трагического и героического. Спектакль о том, как осмыслить не факты сами по себе, не хронику войны, а духовное состояние людей в этом страшном испытании, человеческую основу их поступков, жизнь и смерть в их неразрывной связи на войне. Понять, какой ценой в условиях войны, где нет привычной человеческой логики, люди сохраняют в себе Человека.

Полина Агуреева добилась от актёров предельной честности и искренности: диалоги и монологи звучат без театральной патетики, а как исповедь, размышление, откровение.

Музыка является неотъемлемой частью постановки, её нервом, драйвом, душой.

«Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета и сам Маэстро искусно интегрированы в драматургию действия: они воплощают солдат и офицеров, защищающих Родину от врага и отдающих за неё жизнь.

Музыка композитора Валерия Воронова - эмоциональный минор, создающий уникальную энергию. Сценография Марии Митрофановой расположила музыкантов и актёров на сцене на ступеньках в форме амфитеатра.

Видеохроника Ильи Старилова усиливает достоверность происходящего и погружает зрителей в атмосферу, пропитанную порохом и дымом, смертью и скорбью. Костюмы Павла Алёхина - военная форма, «потрёпанная» боями, дымом, ранениями и непогодой: шинели и ватники, тулупы и телогрейки, валенки и тёплые шапки.

За время действия публика вместе с главным героем перемещается в разные фронтовые пространства: штаб командования, расположенный в окопах Сталинграда, госпиталь в Москве, Верховный штаб в столице…

Все актёры невероятно органично воплощают пронзительную атмосферу действия: как бы это страшно ни звучало, зрители вместе с артистами «телепортируются в окопы Сталинграда» и становятся не просто свидетелями, а участниками событий, транспонируя характеры героев на себя и задавая себе вопрос: «А как бы я проявил себя в таких обстоятельствах?»

«Живые и мёртвые» - потрясающий спектакль о Чувстве Родины и неразрывной связи каждого человека со своей страной, с историей предков, с прошлым, настоящим и будущим. 

Для каждого героя спектакля Чувство Родины безусловно и очевидно: оно сильнее смерти, мощнее страха и выше всех сомнений.

Повествование идёт от лица главного героя, генерала Серпилина. Замечательный актёр Илья Шакунов во всём спектре чувств воплощает генерала, который ценит каждую человеческую жизнь, именно она является для героя наивысшей ценностью.

На глазах зрителей герой мужественно узнаёт о смерти жены и гибели сына, но продолжает выполнять свой долг, защищая Родину. Гибель каждого солдата и офицера Серпилин пропускает через свою душу и стремится сделать всё, чтобы выполнять боевые задачи с минимальными потерями. Не бывает войн без потерь, но когда эти потери происходят по вине тех, кто бездумно отдаёт приказы, это невыносимо.

Генерал, которого коснулись жернова репрессий, искренне недоумевает, как же так получилось, что его родная страна оказалась не готова к войне и что в первые месяцы войны фашистские захватчики продвинулись так глубоко.

Если бы все наши полководцы были такими совестливыми и думающими…

К сожалению, история знает множество примеров таких полководцев, как командующий армией Батюк, образ которого талантливо воплотил заслуженный артист России Алексей Вертков. В отличие от Серпилина, для Батюка главное - выполнить задачу в установленный срок, а цена человеческих потерь этого героя волнует мало. Если для Серпилина приоритетнее опоздать со сроками выполнения задачи, но сохранить жизни, то кредо Батюка: «Победа любой ценой». Только вот цена эта слишком высока.

Герой Ивана Добронравова, порядочный замполит полка Левашов, гибнет как раз из-за одного из нелепых приказов. Сколько таких «случайных» жертв можно было бы избежать? Вопрос риторический и, увы, по сей день очень острый, как и боевой опыт и профессионализм генералов, стоящих «у руля». Но приказы, как известно, не обсуждают: их выполняют.

«У войны не женское лицо», но сколько женщин, не щадя своих жизней, сражались за Победу. В спектакле Полины Агуреевой два женских персонажа - пожилая медсестра в госпитале (Тамара Разореннова) и военный врач Овсянникова, которую трепетно воплощает Варвара Насонова. В этом смелой отважной девушке совсем нет страха, этот собирательный образ снова и снова говорит нам о том, что на войне было место и любви, и нежности, и верности.

В очень узнаваемых образах предстают народный артист России Николай Чиндяйкин, воплощающий генерал-майора Кузьмича, и заслуженный артист России, лауреат Государственной премии СССР Юрий Беляев, воплощающий генерал-лейтенанта Рослякова.

Кузьмич, не обращая внимания на свои собственные болезни, готов на всё, чтобы как можно скорее одолеть врага.

А Росляков - один из тех руководителей из Генерального Штаба, для кого стратегия и тактика не пустые звуки, а дело жизни. «Есть такая профессия - Родину защищать», и в этой профессии важна не только отвага, но и честь, эрудиция, интеллект, знания специальных военных дисциплин, сноровка и смекалка.

Ни у одного героя «Живых и Мёртвых», ни у солдата, ни у генерала, ни на мгновение не возникло даже мысли - усомниться в своей Родине, в боевых товарищах, в том, что их дело правое, а враг обязательно будет разбит!

Да, даже сам товарищ Жуков не мог сказать, когда же закончится эта страшная война, но то, что в ней победит Советский Союз, ни у кого не вызывало сомнений. Как же сейчас нам всем не хватает этой веры, общности, этого единства и того Чувства Родины, которое было безусловным для наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек в роковые 40-ые. Все мы -  потомки тех солдат: Героев-Освободителей!

Каждый из нас несёт в себе нашу Память, это внутренняя глубинная сила нашего народа, и её никогда никому не сломать.

Мы - последнее поколение, которое застало в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Наша задача - бережно сохранять незыблемую память и передавать её следующим поколениям. К сожалению, тенденции времени таковы, что молодёжь охотнее смотрит аттракционные «трансформеры», а не глубокие исторические драмы, основанные на реальных событиях. И тем бесценнее появление таких спектаклей, как «Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются».

Хочется от души поблагодарить Полину Агурееву, Юрия Башмета, всех актёров, музыкантов и создателей спектакля за честность, искренность и пронзительность, за то, что Чувство Родины для них не пустой звук, а лейтмотив жизни!

На такие спектакли можно и нужно приходить целыми семьями, школьными классами и студенческими курсами - в этом и есть воспитание вечных ценностей и бережное сохранение хрупкой, уязвимой, но непоколебимой Памяти, которую несёт в себе каждый из нас.

Завершаем эту рецензию стихотворением Владимира Фирсова, которое, на наш взгляд, очень тонко и точно характеризует потрясающий спектакль Полины Агуреевой:

«Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия.
Радость или горькая нужда?!
Всё проходит. Остаётся — Родина.
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.
Над грозою торжествует радуга,
Над бедою торжествует жизнь!
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звёздного крыла,
А взгляни — всё то же небо синее
И над Волгой так же даль светла.
Те же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветший сад,
Так же любят, и с любовью маются,
И страдают, как века назад.
И ещё немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но святей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина — останется,
Если мы то чувство сохраним…»
 

В потрясающую атмосферу пронзительного спектакля о Чувстве Родины погружалась:

корреспондент  Бурулева Юлия

фотографии предоставлены пресс-службой, фотографы - Яна Иксанова, Дмитрий Коробейников и Михаил Брацило

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь