13 мая в российский прокат вышел новый фильм одного из самых авторитетных сценаристов и режиссеров российского кино Александра Миндадзе – драма «Паркет». Главные роли в картине исполнили польские актеры Агата Кулеша и Анджей Хыра, а также израильская актриса Евгения Додина.
Прокатчик – компания «Русский Репортаж».
До выхода фильма на большие экраны прошли несколько специальных показов картины: в Екатеринбурге (1 мая, Ельцин центр), Москве (10 мая — кинотеатр Пионер, 11 мая – кинотеатр Иллюзион), Санкт-Петербурге (12 мая, Ленфильм). В Новосибирске мероприятие состоится 17 мая в кинотеатре «Победа».
На обсуждении фильма после показов режиссёр и автор сценария Александр Миндадзе рассказал зрителям о том, как появилась идея проекта, о сложностях съемок картины, об искусстве танца и иллюзиях творчества, а также ответил на все вопросы из зала.
Зрители поделились своими впечатлениями от просмотра – многие говорили, что фильм удивительным образом перенес их по ту сторону экрана и они растворялись в танце и эмоциях вместе с героями.
Следы обычно трудно найти. Мне интересно было понять, что может быть между танцующими людьми, часто это бывают целые драмы.
Можете ли сказать одной фразой, о чем этот фильм лично для вас?
Фильм об иллюзиях творчества, об иллюзиях счастья, о реальной жизни, которая, бывает, проходит мимо, пока человек «живет» в танце на паркете.
Даже спустя минуты после просмотра могу сказать, что фильм гениален. Он очень глубокий и подталкивает к размышлениям. Я – тангера, преподаватель аргентинского танго. Понимаю, что фильм не о танго, танец выбран лишь декорацией. Но как преподаватель танго хочу отметить, что уже с первых уроков тех, кто хочет постичь этот танец, учат сдерживать чувства и эмоции. Поэтому то, что показано на экране, не соответствует действительности. Меня пугает то, что люди, посмотревшие фильм, не пойдут учиться этому танцу.
Вы абсолютно правы, но и у меня есть своя правда. Герои, которые приехали исполнять танец спустя четверть века, ранее всегда сдерживали чувства, а сейчас у них получается своеобразный танец – танго взаимоотношений. Они уже не тангеры в общепринятом смысле, герои пытаются изображать то, что им когда-то давно прекрасно удавалось.
Это ваш третий фильм, снятый Олегом Муту? Как складывается ваша работа с ним?
С ним мне очень комфортно работать, так как Олег каким-то образом, не умозрительно, а, скорее, интуитивно чувствует замысел. У него внутри особенные антенны, настроенные на фильм. Причем в процессе работы мы никогда не говорим на высокие темы, о смыслах, которые заложены в истории, мы обсуждаем насущные вещи – мизансцены, например. Он прекрасно воплощает все на экране.
Фильм смотрю уже второй раз, и ощущения в более камерном зале оказались даже сильнее, чем в большом. Вопрос про актеров. Я знаю, вы их долго искали, и они оказались стопроцентным попаданием. Как вы определились с ними?
Действительно, искали долго. На пробах были и российские артисты, затем переключились на Прибалтику и Польшу. Отбор актеров – дело сложное и коварное. С одной стороны, нельзя быть слишком принципиальным, нужно понимать, что с актерами еще можно работать и трансформировать в нужную сторону, но с другой стороны, важно не упустить то первое чувство, изначальный замысел – каким должен быть герой.
Я не писал сценарий под конкретных актеров. Обычно всегда сочиняю историю, героев, а уже потом думаю над тем, кто бы мог усилить персонажа, воплотить его на экране.
Актеры, которые сыграли главные роли в фильме, не очень известны российскому зрителю. Для вас не было важным пригласить в фильм популярных в России артистов?
Зачастую известных актеров любят приглашать продюсеры, думая, что именно благодаря популярному лицу на экране фильм окупится, чего, как правило, не происходит. Не от этого зависит успех картины.
На пробах к фильму я встречался со многими известными артистами, в том числе с российскими. Но итоге выбор пар на двух польских актеров - Анджея Хыру и Агату Кулешу, и израильскую актрису Евгению Додину. И это очень известные артисты в своих странах. Агата Кулеша снималась в оскароносном фильме «Ида» Павла Павликовского и его же «Холодной войне». Для меня известность не играет роли, я смотрю на самих актеров и их возможность вписаться в фильм.
Удивительное ощущение после фильма, хочется молчать и размышлять об увиденном на экране. Мне кажется, это один из самых личных ваших фильмов. Отмечу его ритм, как будто он и создавался под определенную музыку. Было чувство, что я будто танцую вместе с героями. Поэтому мне интересно, как вы работали с оператором и актерами и были ли сцены, на которые требовалось много дублей?
Самые сложные периоды – это до и после сьемок. А что касается работы на съемочной площадке, то мне посчастливилось работать с высокопрофессиональными актерами, которые после небольших разговоров перед съемками умудряются потом интуитивно считывать тебя самого. Им не надо много объяснений. Здесь все зависит от таланта артиста.
Количество дублей бывает разным. Зачастую очень простые вещи тяжело снять и тратится много дублей, а сложные сцены получатся почти сразу.
Мне особенно повезло с оператором – Олегом Муту, фильмы которого стали лауреатами Каннского кинофестиваля. Он всегда очень долго читает сценарий, удивительным образом у него получается прочувствовать его и представить тот эквивалент, который меня подчас удивляет. К тому же он абсолютно не обидчив. Есть операторы, которые часто обижаются, если их идеи приходится «срезать», а потом необходимо его обхаживать как женщину и хвалить. Но с Муту совершенно по-другому складывается работа, он замечательный и человек, и оператор.
Проходили ли актеры танцевальную подготовку?
Конечно. Агата Кулеша – победительница польского аналога «Танцев со звездами», а Анджею Хыре и Евгении Додиной приходилось долго и упорно заниматься с балетмейстером. Каждый день после смены они репетировали до упаду. Они очень старались, так как понимали, что любое их неверное движение будет видно на экране. Лениться было нельзя.
Как вам работалось с Агатой Кулешей?
Она – потрясающая актриса, большое дарование. Агата разная во всех своих фильмах. Она – абсолютная звезда в Польше, ее портреты – на всех плакатах по городу, но при этом ей присуща невероятная скромность. С Кулешей работалось замечательно, она из тех актрис, которые при трех дублях предлагает режиссеру три варианта игры.
Насколько четко вы следуете сценарию?
Всегда стараюсь следовать. Меня учили писать сценарии так, чтобы их видеть. До сих пор так делаю. Бывают организационные моменты, когда приходится что-то менять, но обычно стараюсь не отступать от замысла.
В ваших фильмах часто появляется мотив двойников – персонажей, которые похожи друг на друга или связаны между собой. И в «Паркете» это выразилось в двух главных героинях. Насколько фильм «Паркет» стал продолжением ваших предыдущих работ?
Мне сложно прослеживать такие тонкости в своих фильмах, но если «Паркет» является продолжением моих ранних работ – хорошо, если нет – тоже хорошо. Это пусть оценивает зритель.
Я очень много изучал материл – ходил на милонги, смотрел документальные фильмы, а преподаватели танцевальных школ были консультантами на нашей картине.
В вашем фильме много крупных планов, камера будто прижата к героям. Почему вы решили работать так много именно с лицами героев?
Это всегда сложный выбор – сочетание общих, средних, крупных планов. Здесь больше вопрос уверенности в себе и замысле. Мне представлялось, что так будет правильно преподнести эту историю – она не бытовая, а о людях с высокой душевной температурой, важно быть на близком к ним расстоянии.
Герои в фильме разговаривают очень отрывисто, ритм их речи иногда и правда напоминает танец. Было ли это вами изначально так задумано?
Отрывистые фразы - наверное, особенность моих сценариев, по крайней мере пяти последних. Но мне сложно это оценивать. Так было в сценарии, и я просил артистов пытаться произносить фразы именно таким образом. Хотя для польских артистов, говорящих на другом языке, это было непросто.
Со мной во время просмотра случилась фантасмагория – на крупных планах мне вдруг показалось, что я оказалась в самом фильме вместе с героями. Хотелось бы спросить – было ли математическим расчетом то, что зритель будто оказывается по ту сторону экрана?
Это соединение рационального расчета и интуитивного восприятия происходящего. В основе всего – конечно, железный сценарий, поэпизодный план и т.д. На съемочной площадке уже работаешь интуитивно, но полагаясь на изначальную задумку.
О фильме «Паркет»
Год: 2021
Жанр: драма
Продолжительность: 90 мин.
Страна: Россия, Великобритания, Польша
Производство: Студия Пассажир, AI Film, Reason8, Impakt Film
Режиссер: Александр Миндадзе
Сценарист: Александр Миндадзе
Продюсеры: Александр Миндадзе, Лиза Антонова, Денис Крупнов, Бартек Глински, Мацек Хамела
Исполнительные продюсеры: Леонард Блаватник, Винс Холден, Светлана Гришина, Анна Крупнова
Сопродюсеры: Карен Шахназаров, Валерий Харьков
Оператор: Олег Муту
Художник-постановщик: Кирилл Шувалов
В ролях: Анджей Хыра, Агата Кулеша, Евгения Додина, Владимир Мишуков, Василий Михайлов, Марина Маныч, Александр Исаков, Таави Ээльмаа.
Фильм снят при поддержке Министерства культуры и Фонда кино, Румынского правительства, Польского киноинститута, RAfoundation, Алишера Усманова и благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Alma mater foundation Worldwide, при участии студии Мосфильм
Синопсис:
Абсурдистская мелодрама о «боли и славе» от классика российского кино Александра Миндадзе.
В фешенебельном отеле встречается некогда виртуозное трио исполнителей танго: знаменитый танцор, его бывшие жена и любовница. Они готовятся к финальному выступлению своей жизни: репетируют, выясняют отношения, сходятся в словесных поединках. На обломках былых отношений они пытаются сопротивляться времени и возродить пыл любовных страстей.
Фотографии с показа в Иллюзионе - Лили Бондаренко.
Официальный пресс-агент: «ПрофиСинема»
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.